ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оздоровительно - профилактическая гимнастика
Совместные обследования детей врачом-ортопедом и инструктором по физическому воспитанию показывают, что многие дети уже в раннем возрасте имеют проблемы со здоровьем (отклонения в опорно-двигательном аппарате, слабая: сопротивляемость к простудным, инфекционным и другим заболеваниям и др.).
Следовательно, дети дошкольного возраста нуждаются в оздоровительно-профилактической гимнастике, которая должна быть направлена на коррекцию осанки и координацию всего опорно-двигательного аппарата, на укрепление мышечного тонуса, дыхательной мускулатуры, на повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Итак, цель оздоровительно-профилактической гимнастики — закаливание и оздоровление организма, для этого необходимо систематически работать над решением следующих задач:
-
Помочь каждому ребенку постепенно осознать и прочувствовать значение физических упражнений в закаливании и оздоровлении своего организма. -
Воспитывать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями или каким-либо видом спорта.
Для решения этих задач необходимо:
- знакомить детей со строением тела
-
внутренними органами (это помогает ощущать, «осознавать» двигательный процесс в целом и отдельные движения); -
учить направлять мысли и чувства на процесс движения, что постепенно развивает творческую двигательную деятельность не только в спорте, но и в жизни; -
учить владеть своим телом в движении; -
систематически, начиная с раннего возраста, учить детей самостоятельно и осознанно регулировать физическую нагрузку, чередуя ее с расслаблением и восстановлением сил (через дыхательные упражнения).
Именно поэтому мы выделили дыхательную гимнастику и разработали несколько комплексов с методическими рекомендациями. Рекомендуемые нами упражнения можно использовать в процессе любой двигательной деятельности, а также между любыми упражнениями или спортивными играми (в зависимости от ситуации, времени года и состояния детей).
Постепенно в процессе работы менялись методические приемы, содержание, структура и время проведения оздоровительно-профилактической гимнастики. Так, наиболее удачным временем можно считать дневное (после сна), а формой — образно-игровую.
Структура оздоровительной гимнастики строится с учетом заинтересованности детей в целенаправленной двигательной деятельности. Для этого используется частая смена движений с разной физической нагрузкой, разным темпом, под музыку разного характера, с чередованием развлекающих движений с движениями, требующими физического и умственного напряжения и т. д.
Все это позволяет сохранять у детей (даже у трехлетних) интерес к двигательной деятельности на протяжении 30 минут.
Оздоровительно-профилактическая гимнастика состоит из нескольких частей, при этом необходимо соблюдать следующие правила:
-
начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса; -
большую физическую нагрузку чередовать с отдыхом, расслаблением; -
учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка, а также его состояние на данном этапе; -
предусматривать активную роль взрослого (инструктора или воспитателя) для эмоционального подъема детей в процессе двигательной деятельности.
Всю оздоровительно-профилактическую гимнастику мы строим на следующих принципах:
-
доступность и постепенность — от простого к сложному; -
повторяемость видов, их систематичность; -
активность взрослого и детей в двигательной деятельности.
Примерная структура оздоровительно-профилактической гимнастики
| Цель и задачи | ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | Темп движениЙ | Музыка | ВРЕМЯ (В МИН) |
1-я часть | Разогреть организм, создать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую двигательную деятельность | Активные движения на индивидуальных массажерах или подражательные движения | Средний, быстрый, средний, | Ритмичная, веселая | 2 -3 |
2-я часть | Укреплять способность мышц, сокращаться и растягиваться Развивать подвижность, гибкость и эластичность позвоночника и суставов. Развивать чувство равновесия, способность владеть своим телом и познавать его | Упражнения на гимнастической стенке – на саморастягивание. самопрогибание, Самовытягивание и подтягиывание | Медленный, спокойный | Медленная, спокойная | 5-6 |
3 – я часть | Развивать творческую двигательную деятельность, умение воплощаться в игровой образ и эмоционально передавать характер часть образа через игривые движения, мимику лица и жесты Развивать скорость мышления,моторную память, умение сочетать темп движений с характером музыки | Подражательные движения; с ходьбой, бегом, ползаньем и прыжками или упражнения с ходьбой по канату, шесту, ребристой доске, мешочкам, массажерам и т. д. | Средний. быстрый. средний | Ритмичная, веселая | 2 - 3 |
4 – я часть | Воздействовать на коррекцию осанки, верхних и нижних конечностей; координацию опорно-двигательного аппарата Помочь детям познавать свое тело, развивать чувство самостраховки | Комплексы общеразвивающих упражнений в чередовании с дыхательными упражнениями (В холодное время года можно добавлять точечный массаж по Усмановой) | Разный | Разного характера | 10 - 12 |
5 – я часть | Учить детей чувствовать, ощущать процесс движений и соединять движение с сознанием Укреплять дыхательную мускулатуру; повышать сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям | Комплексы дыхательной гимнастики | Спокойный | Без музыки | 5-6 |
Младший возраст (3-4 года).
-
Оздоровительные задачи:-
Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей; -
Создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении; -
Стремиться к повышению оздоровительного эффекта занятий по физической культуре.
-
-
Воспитательные задачи: -
Развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных пособий и предметов; -
Формировать умение играть дружно. -
Образовательные задачи: -
Давать детям элементарные знания и представления о разных видах движений и простых способах их выполнения
Для активизации творчества детей в своей работе использую такой приём как, образный сюжетный рассказ: «на лесной полянке играли медвежатки, смешно покачивались на спинке».Дети представляют весёлых медвежат и начинают их изображать, потом детям предлагается попробовать также покачаться на спине, дети сгибают ноги, прижимают их к груди и качаются вправо, влево. Такое игровое упражнение развивает мышцы рук, ног, гибкость.
В первой части занятий «вводной» - «Веселая разминка» использую игровые – имитационные упражнения. Дети заезжают либо «паровозиком» или «трамвайчиком», попадают на волшебную поляну и начинают превращаться, то в муравьёв, жуков, то в обезьянок. Дети обучаются разным видам ходьбы, бегу, прыжкам. Такая «занимательная разминка» выполняется под рифмованные фразы.
«Зайчик прыг, зайчик скок
Зайчик серенький хвосток»
Общеразвивающие упражнения обязательно выполняются с предметами, на первом занятии разучивание, последующие занятия выполняются под музыкальное сопровождение. Музыка воздействует на эмоции детей, создаёт у них определённое настроение. Упражнения обыгрываются. Например, обруч.
Вопросы к детям:
- На что похож? На круг, на солнышко, на руль.
Начинаем обыгрывать поднимаем вверх - «солнышко» Повороты вправо - влево – это «машина», «руль».
- Какой обруч? Круглый. Предлагается задание прокатить обруч.
Общеразвивающие упражнения распределяются по месяцам. Основным видам движений дети обучаются на протяжении всего занятия, которые проводятся поточным методом или фронтально. Так же основные виды движений сгруппированы в блоки игр.
Игра «Полоса препятствий»
Задачи: обучать основным видам движений; развивать координацию, ориентацию в пространстве, выносливость, учить выполнять правила игры.
Спортивно – дидактическая игра «Построй пирамидку»
Задача: закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе (бег, ходьба); развивать у ребёнка зрительное восприятие устойчивости созданных им конструкций из кубиков; развивать мелкие мышцы рук; формировать образно- пространственное мышление.
Спортивно-дидактическая игра «Строитель».
Задачи: закреплять умение выполнять основные виды движений в быстром темпе (прыжки в высоту с места, перешагивание через предметы, ползание на животе). Развивать координацию движений. Развивать мелкие мышцы руки, формировать образно- пространственное мышление. В своей работе при обучении детей младшего дошкольного возраста использую информационно-рецептивный метод. Его сущность состоит в следующем показ движения, описание техники и предлагаю детям выполнить «потренироваться».
Таким образом, после неоднократного повторения дети самостоятельно находят разные способы выполнения данного движения, - используя игровой образец «маленькие мышатки», «жёлтые цыплятки», самое главное поощрять детей за придумывание рациональных способов его выполнения.
На занятии проводится по две подвижных игры, первая игра идёт на закрепление основных видов движений, другая мало подвижная. Подвижные игры носят сюжетный характер и идут с текстом, в сопровождении музыки. «Мы – осенние листочки», «Солнышко и дождик», «Снежинки и ветер» и др.
Игры малой подвижности «Море волнуется», «Великаны и гномы» развивают внимание детей, фантазию.
На последней части занятия проводится игровой массаж. Комплекс рассчитан на три месяца. Массаж учит детей самолечению, правильному дыханию.
В конце каждого месяца проводится физкультурное развлечение. Каждое занятие состоит из небольшой весёлой – игровой разминки, ритмичного танца, игр. Например, музыкально-спортивное развлечение «Волк и семеро козлят». Дети превращаются в козлят, имитируют повадки животных.
«Мой весёлый звонкий мяч». Всё развлечение проходит с мячами. Детям предлагаются игры с мячом, они сами могут придумать движения с мячом, поиграть с ним.
Старший дошкольный возраст (5 -7 лет)
-
Оздоровительные задачи: -
Сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их биологической потребности в движении. -
Образовательные задачи: -
Развивать знания об основах здорового образа жизни и приобщать детей к физической культуре. -
Познакомить с многообразием физических и спортивных упражнений, о назначении и способах использования разных видов движений, о сходстве и различии в скорости, силе, направлении в их практической значимости -
Учить детей ставить задачу и находить наиболее рациональные способы решения -
Отрабатывать техники основных видов движений: бегу, прыжкам, метанию, лазанью, бросанию и ловле предмета. -
Развивать через подвижные игры (быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, скоростно-силовые качества). -
Воспитательные задачи: -
Развивать физические, интеллектуальные и духовные способности детей в их полном объёме -
Воспитывать нравственно-волевые качества личности (дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность) -
Развивать самостоятельность, инициативность, творческую активность
При выполнении вышеизложенных задач в своей работе, использую такие методы и приёмы как: описание, пояснения, беседы «О видах спорта», «Как и где можно использовать прыжок», «Какие бывают прыжки», использую рассказ «Как появился мяч».
Приёмы: слуховые и зрительные ориентиры, для развития творчества и самостоятельности использую карточки: с видами общеразвивающих упражнений, карты – схемы для круговой тренировки, карточки с предметами (дети должны назвать предмет и придумать с ним либо упражнение, либо игру).
На этом возрастном этапе использую игры, способствующие укреплению и развитию правильной осанки.
Например,
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
«Едем в зоопарк»
Цель. Развитие координации и быстроты движений в крупных и мелких мышечных группах, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зрительного и слухового анализаторов, их координации с движениями туловища и конечностей, улучшение осанки.
Материал. Обручи, стулья, мел.
Ход. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь» садится в свою клетку-обруч, в клетке может быть и несколько зверей. Не занятые в роли дети встают за ведущим, садятся в поезд и едут на прогулку в зоопарк. Приехав и прогуливаясь по зоопарку, ведущий, подходит к клетке, спрашивает: « Какой зверь проживает в этой клетке? Сидящие там звери должны показывать движения, мимикой. Звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты отгадывают зверей. И так от клетки к клетке. Отмечаются дети, которые наиболее удачно изобразили зверей
«Длинная скакалка».
Цель. Улучшение функции дыхания, сердечно-сосудистой системы; укрепление связачно-мышечного аппарата стоп; воспитание ловкости, быстроты реакции, координации дыхания.
Материал. Скакалка или длинная верёвка.
Ход. Ребёнок с ведущим равномерно вращают скакалку. Дети по одному прыгают через скакалку. Игру можно усложнить, изменяя вид прыжков: перепрыгивая одной ногой, а затем в стороны, двумя ногами вместе, делая дополнительное подпрыгивание.
Большое место занимают блочные игры, например школа мяча, проходит по одной неделе:
«Мастер мяча».
Цель. Укрепление мышц туловища и конечностей; развитие ловкости, меткости, координации движений в крупных и мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
Материал. Мячи по одному на каждого игрока.
Ход.
Вариант 1.
-
Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч. -
Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч. -
Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч. -
Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч. -
Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться концами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.