Файл: Рефера т государство в рыночной экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Институт экономики и управления


Факультет менеджмента

Кафедра экономической теории и экономической политики.




Р Е Ф Е Р А Т

Государство в рыночной экономике.

Выполнил:

Студентка 1 курса

Группы ЭУВ-120022

Квашнина Алина


Проверил:

Екатеринбург

2022

Содержание
Введение

1. Понятие государства

2.Роль государства в рыночной экономике

3.Функции государства в рыночной экономике

4.Взаимодействие государства с рыночным механизмом

Заключение

Введение

Государство, как ни когда имеет высокий статус, так как это лицо страны, представляющее свои и интересы общества перед другими странами мира.

К понятию государства можно многое отнести. Государство это территория, в которой устанавливаются свои порядки, законы которыми должно следовать общество. Самим государством руководят круг лиц, полномочия которых дают права управлять государством. В свою очередь они создают законы, правила, ограничения, регулируют деятельность субъектов государства, регулируют экономические отношения, создают благоприятные условия для жизни социума и так далее. Это одни из основных функций государства.

Чтобы конкретно понять, что представляют из себя функции государства, в нашем случае в рыночной экономике, рассмотрим задачи, которые помогут нам в дальнейшем понять эти функции:

  1. рассмотреть понятие государства;

  2. рассмотреть роль государства в рыночной экономике;

  3. рассмотреть задачи государственного регулирования;

  4. рассмотреть функции государственного регулирования.

Данные задачи дадут ответ на интересуемый нас вопрос по данной работе.

1. Понятие государства

1)Государство - организация территориальная, организация власти на определённой территории. Власть государства распространяется только на тех, кто находится на территории государства. На одной и той же территории государства не может быть власти двух государств.

2)Государство - организация универсальная, действующая в рамках всего общества. Власть государства распространяется на всё общество. Принадлежность членов общества к государству, как правило, не зависит от их воли.


3)Государство - организация публичной власти, не совпадающая с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, системой государственных органов. Эта система фактически и есть само государство как политическая организация. Эта власть осуществляется людьми, которые выделяются из общества, составляет человеческий субстрат государства.

4)Государство обладает монополией на издание законов. В своей деятельности оно опирается на организованное принуждение, для чего создаются специальные органы: суды, полиция, армия и т.д. Между этими органами существует определенное разделение труда. Цель принуждение - обеспечить соблюдение законов и иных решений государственной власти.

5)Государство - суверенная организация. Суверенитет государства это политико-юридическое выражение независимости государственной власти от власти иного государства.

6)Государство - организация, обладающая монополией на легальные сборы налогов.

На основе этих признаков можно написать свое понятие государства: государство это территориальная организация политической власти в обществе, делающая свои правила обязательными с помощью законов, обладающая монополий на сбор налогов.

Каждое государство имеет свои символы: герб, флаг, гимн. Символ - это знак вещественный, графический, звуковой и призван обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах. Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также на международных конференциях.

2. Роль государства в рыночной экономике

Давайте рассмотрим, зачем нужно государство, его роль в этом мире.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.



Государством управляют круг лиц, которые ведут учет всех сфер касающиеся государства, они регулируют - управляют различными задачами касающиеся государства. Без их вмешательства, то есть управления, государство не сможет существовать.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. К примеру это стимулирование экономического роста государства, регулирование занятости, поддержка внешнеэкономического равновесия, регулирование экспорта и импорта продуктов, сырья и тому подобное.

3. Функции государства в рыночной экономике

Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - повышения благосостояния человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности.

У государства существует две функции внешние и внутренне, которые в свою очередь подразделяются на конкретные подфункции.

Внутренние:

  1. Регулирование экономики.

  2. Регулирование социальных отношений.

  3. Защита конституционного строя.

  4. Идеологическая деятельность.

  5. Охрана общественного порядка.

  6. Предотвращение и разрешение социальных конфликтов.

Внешние:

  1. Защита страны от внешних нападений.

  2. Защита государственных интересов на международной арене.

  3. Развитие сотрудничества со всеми странами мира.


Теперь рассмотрим функции государства в рыночной экономике отдельно.

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определённых мер в области бюджетной, денежно- кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период её подъёма стремится сдерживать деловую активность.


Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается её уровень до 6 %). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведённый валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создаёт соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определённую политику ценообразования.

Распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.


Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

  1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

  2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

  3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.