Файл: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2019 года по химии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9
кислоты поместили оксид железа(II). Образовавшуюся соль железа выделили и
поместили в раствор карбоната калия.
Напишите уравнения четырех описанных реакций.
Ответ к этому заданию предполагал запись следующих уравнений реакций:
1) 2Cu(NO
3
)
2
= 2CuO + 4NO
2
+ O
2 2) 4NO
2
+ O
2
+ 2H
2
O = 4HNO
3 3) FeO + 4HNO
3(конц.)
= Fe(NO
3
)
3
+ NO
2
+ 2H
2
O
4) 2Fe(NO
3
)
3
+ 3K
2
CO
3
+
3H
2
O = 2Fe(OH)
3
+ 3CO
2
+ 6KNO
3
За каждое верно составленное уравнение реакции экзаменуемый получал 1 балл, за задание в целом – 4 балла. Наиболее часто встречались следующие ошибки. В первом уравнении в качестве продукта реакции вместо оксида меди(II) экзаменуемые записывали металлическую медь. Выпускники с низким уровнем подготовки затруднялись в написании второго уравнения реакции – получения азотной кислоты. В третьем уравнении реакции некоторые экзаменуемые не учитывали сильных окислительных свойств концентрированной азотной кислоты и составляли уравнение реакции обмена, в которой степень окисления железа не изменяется. Уравнение четвертой реакции зачастую ошибочно экзаменуемые записывали как реакцию обмена между солями с образованием карбоната железа(III), который отсутствует в растворе. Как уже было отмечено выше, даже слабо подготовленные экзаменуемые приступали к выполнению подобных заданий, и некоторые из них могли получить 1–2 балла. Но выполнить задание полностью и получить максимальные 4 балла смогли только наиболее хорошо подготовленные экзаменуемые.

Блок «Органическая химия»
Данный блок также содержал задания различного уровня сложности: базового (это задания 11–15 и задание 18), повышенного (задания 16 и 17) и высокого (задание 33).
Статистические данные выполнения заданий блока представлены в таблице 3.
Таблица 3
№ задания в работе
Проверяемые элементы содержания
Средний % выполнения заданий базового уровня сложности повышенного уровня сложности высокого уровня сложности
11
Классификация органических веществ.
Номенклатура органических веществ
(тривиальная и международная)
60,9


12
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия
(структурная и пространственная).
Взаимное влияние атомов в молекулах.
Типы связей в молекулах органических веществ.
Гибридизация атомных орбиталей углерода.
Радикал.
Функциональная группа
51,7


13
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов
(в лаборатории)
59,5



10 14
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.
Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений в лаборатории
43,7


15
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.
Важнейшие способы получения аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы
(моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки
53,2


18
Взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений
68,3


16
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Важнейшие способы получения углеводородов.
Ионный
(правило
В.В.
Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии

63,9

17
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений

46,3

33
Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений


44,9
Анализируя приведенные в таблице данные, можно сказать, что экзаменуемые справились с заданиями этого блока с различной степенью успешности. Так, они хорошо справились с заданием 11 базового уровня сложности, ориентированным на проверку знания классификации и номенклатуры органических веществ. Наряду с этим практически не вызвало затруднений задание 18 (взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений). Однако другие задания базового уровня сложности, которые в экзаменационной работе были представлены на позициях 12–15, участники ЕГЭ выполнили менее успешно – средний процент выполнения составил менее 60. При этом наибольшие трудности у экзаменуемых вызвало задание 14, ориентированное на проверку знания свойств и способов получения кислородсодержащих органических соединений. Задания повышенного и высокого уровней сложности были выполнены экзаменуемыми достаточно успешно (средний


11 процент выполнения – более 45 для заданий повышенного уровня сложности и более 40 для задания высокого уровня сложности).
Рассмотрим характерные ошибки на примерах заданий, вызвавших наибольшие трудности у экзаменуемых.
Пример 6
Из предложенного перечня выберите два вещества, с которыми не взаимодействует
фенол.
1)
HBr
2)
HNO
3
3)
CH
3
COOH
4)
O
2
5)
Cl
2
Ответ: 13
Средний % выполнения задания
% выполнения группой со слабой подготовкой
% выполнения группой с сильной подготовкой
23,4 5,4 51,7
Как свидетельствуют приведенные данные, низкий средний процент выполнения задания обусловлен прежде всего влиянием группы выпускников с недостаточным уровнем подготовки. Но также стоит отметить, что даже хорошо подготовленные выпускники при выполнении этого задания испытывали трудности. При этом большое число выпускников дало частично правильный ответ. Так, 34% экзаменуемых указали верно, что вещество 3 (СН
3
СООН) не взаимодействует с фенолом, но ошиблись при выборе второго вещества. Это говорит о том, что они недостаточно усвоили знания о строении и свойствах спиртов и фенолов и, как следствие, недостаточно понимают отличие фенолов от спиртов. При выполнении этого задания необходимо было помнить, что в молекуле фенола присутствует бензольное кольцо и гидроксильная группа, оказывающие друг на друга взаимное влияние. Поэтому фенол по химическим свойствам существенно отличается от спиртов. Не проанализировав эти факты, экзаменуемые формально подошли к выбору второго вещества, указав хлор Cl
2
(по аналогии со спиртами) или кислород O
2
Рассмотрим еще одно задание этого блока, вызвавшее затруднения у экзаменуемых.
Пример 7
Задана следующая схема превращений веществ:
пропан → X → 2-бромпропан
Na


Y
Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и Y.
1)
н-гексан
2)
пропанол-2
3)
пропин
4)
2,3-диметилбутан
5)
пропен
Запишите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Ответ:
X
Y
5
4

12
Статистические данные выполнения этого представлены ниже в таблице:
Ответ
54 51 25 24
% участников
20,7%
17,4%
13,7%
6,5%
Отметим, что только 20,7% выпускников дали полный правильный ответ на это задание. Как видно из представленных данных, экзаменуемые испытывали трудности как при поиске вещества Х, так и при поиске вещества Y. Для успешного нахождения этих веществ необходимо было очень внимательно проанализировать условие задания. Так, по условию необходимо было, чтобы вещество Х получалось в одну стадию из пропана, что совершенно исключало выбор вещества 2 (пропанол-2). Отметим, что достаточно большое число выпускников (13,7% и 6,5%) ошибочно выбрало именно этот вариант ответа. Данной ошибки, безусловно, можно было бы избежать, записывая уравнения реакций, соответствующих заданной схеме превращений. Ошибки при выборе вещества
Y также можно объяснить нежеланием некоторых выпускников составлять соответствующие уравнения реакций. Так, 17,4% выпускников в качестве вещества Y выбрали вещество 1 (н-гексан), формально рассудив, что при удвоении пропильного радикала получается вещество, содержащее шесть атомов углерода. Еще 13,7% выпускников неверно рассудили, что при действии натрия на 2-бромпропан протекает реакция элиминирования бромоводорода с образованием пропена (вещество 5).
Написание структурных формул органических веществ, а также уравнений протекающих реакций просто необходимо, это позволит экзаменуемым убедиться в правильности своего ответа и позволит избежать большого количества ошибок при выполнении заданий экзаменационной работы.
Блок «Химическая реакция. Методы познания в химии. Химия и жизнь. Расчеты
по химическим формулам и уравнениям реакций»
Усвоение элементов содержания этого блока проверялось заданиями различного уровня сложности: базового, повышенного и высокого. Содержание условий этих заданий имеет прикладной и практико-ориентированный характер, в большинстве своем они проверяют усвоение фактологического материала. Выполнение заданий предусматривало проверку сформированности умений: использовать в конкретных ситуациях знания о применении изученных веществ и химических процессов, промышленных методах получения некоторых веществ и способах их переработки;
планировать проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить вычисления по химическим формулам и уравнениям. Результаты выполнения заданий представлены в таблице 4.
Таблица 4
№ задания в работе
Проверяемый элемент содержания
Средний % выполнения заданий базового уровня сложности повышенного уровня сложности высокого уровня сложности
19
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
61,0


20
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов
78,0


21
Реакции окислительно- восстановительные
75,2


22
Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот)

76,2

23
Гидролиз солей.
Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная

68,7



13 24
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов

67,1

25
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы.
Качественные реакции органических соединений

41,3

26
Правила работы в лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений.
Методы разделения смесей и очистки веществ.
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.
Общие научные принципы химического производства
(на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка.
Высокомолекулярные соединения.
Реакции полимеризации и поликонденсации.
Полимеры.
Пластмассы, волокна, каучуки
66,8


30
Реакции окислительно- восстановительные


36,8 31
Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах.
Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена.


54,9
Данные таблицы позволяют говорить о том, что большинство элементов содержания данного блока хорошо усвоены выпускниками. С заданиями базового уровня сложности (19–21 и 26), а также повышенного уровня сложности (22–24) выпускники справились достаточно успешно (выполнение превышает 60%). Определенные трудности экзаменуемые испытывали при выполнении задания 25, нацеленного на проверку знаний качественных реакций на неорганические и органические вещества. Рассмотрим пример такого задания, средний процент выполнения которого составил 23,6.
Пример 8
Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью
которого можно различить эти вещества: к каждой позиции, обозначенной буквой,
подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой.

14
ВЕЩЕСТВА
РЕАКТИВ
А)
пропаналь и метилбензол
Б)
циклогексен и пентан
В)
толуол и бензол
Г)
глицерин и бутаналь
1)
Cu(OH)
2
2)
KMnO
4
(H
+
)
3)
NaOH
4)
Al
5)
HCl (р-р)
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А Б В Г
1
2
2
1
Для успешного поиска верных ответов необходимо провести «мысленный эксперимент»: проанализировать, вещества каких классов предлагается различить; вспомнить их характерные реакции; исходя из этого, подобрать нужный реактив; вспомнить, какие качественные признаки сопровождают эти реакции. Отметим также, что иногда неверно основывать свой выбор исключительно на том, что выбранный реактив взаимодействует только с одним из различаемых веществ, поскольку их взаимодействие зачастую не сопровождается видимыми признаками и не может использоваться для качественного распознавания веществ.
Представленные в части 2 экзаменационной работы 2019 г. задания высокого уровня сложности этого блока по своему формату были аналогичны соответствующим заданиям работы 2018 г.
Условия заданий 30 и 31 были объединены общим контекстом. Результаты выполнения этих заданий в 2018 и 2019 гг. сопоставимы, о чем свидетельствуют данные таблицы, представленные ниже.
№ задания
30 31
Средний процент выполнения заданий в 2019 г.
36,8 54,9
Средний процент выполнения заданий в 2018 г.
41,0 60,1
Средний процент выполнения задания 30 в 2019 г.
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
1,3 16,1 55,5 91,0
Средний процент выполнения задания 31 в 2019 г.
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
5,3 40,8 74,8 94,0
Отметим, что успешность выполнения заданий 30 и 31 незначительно снизилась по сравнению с прошлым годом. Также отметим, что задание 30 хорошо дифференцирует участников по уровню подготовки. Аналогичная ситуация наблюдается с заданием 31.
Участники с высоким уровнем подготовки уверенно справились с написанием уравнений окислительно-восстановительных реакций, а также реакций ионного обмена, а слабо подготовленные выпускники практически не смогли это сделать.
Важную роль в дифференциации экзаменуемых по уровню их подготовки выполняли расчетные задачи. При этом задачи базового уровня сложности с кратким ответом (27–29) проверяли умение проводить один из видов расчетов. В свою очередь, задачи высокого уровня сложности (34 и 35) требовали комплексного использования нескольких видов расчетов. При их выполнении экзаменуемым необходимо было привести развернутый ответ. Результаты выполнения этих заданий представлены в таблице 5.


15
Таблица 5
№ задания в работе
Проверяемый элемент содержания
Средний % выполнения заданий базового уровня сложности повышенного уровня сложности высокого уровня сложности
27
Расчеты с использованием понятия
«массовая доля вещества в растворе»
58,9


28
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях.
Расчеты по термохимическим уравнениям
65,8


29
Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ
56,5


34
Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
Расчеты массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Расчеты массовой доли
(массы) химического соединения в смеси


23,8 35
Нахождение молекулярной формулы вещества


28,1
Как видно из таблицы, участники достаточно успешно могут применять один из видов расчетов для решения задач базового уровня сложности, но испытывают трудности при выполнении заданий 34 и 35 высокого уровня сложности. Наиболее сложными были задания линии 34, решение которых требовало осмысления химических процессов, о которых шла речь в условии, самостоятельного выбора используемых видов расчетов, построения их логической последовательности для поиска неизвестной физической величины. Средний процент выполнения таких заданий экзаменуемыми с различным уровнем подготовки представлен в таблице ниже.
Средний % выполнения задания 34 группами экзаменуемых
Все участники
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
23,8 0,3 5,7 32,9 81,8
Анализируя данные статистики, можно сказать, что выполнить задание 34 полностью, т.е. продемонстрировать логически обоснованную взаимосвязь физических величин, на основании которых проводятся расчеты, и определить неизвестную физическую величину смогли только наиболее подготовленные выпускники.
Статистика выполнения задания 35 во многом аналогична статистике задания 34.
Хорошо подготовленные выпускники, как правило, справляются с этим заданием полностью и получают максимальную оценку – 3 балла. Участники со слабой подготовкой с заданием обычно не справляются, о чем свидетельствуют данные статистики, представленные ниже.

16
Средний % выполнения задания 35 группами экзаменуемых
Все участники
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
28,1 0,36 6,9 41,0 90,8
Результаты выполнения заданий высокого уровня сложности подтверждают их высокую дифференцирующую способность, которая отражает различный уровень подготовки выпускников.
По результатам выполнения экзаменационной работы в целом (полученный первичный балл) все экзаменуемые были распределены по четырем группам. На рис. 1 и 2 показаны результаты выполнения заданий каждой группой участников ЕГЭ 2019 г.
Рис. 1. Результаты выполнения заданий с кратким ответом участниками ЕГЭ 2019 г. с различным уровнем подготовки
Рис. 2. Результаты выполнения заданий с развернутым ответом участниками ЕГЭ 2019 г. с различным уровнем подготовки