Файл: Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников егэ 2019 года по химии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17
Приведем краткую характеристику особенностей подготовки каждой из выделенных нами групп.
Группа 1низкий уровень подготовки, не преодолевшие минимального балла
(первичный балл: 0–12; тестовый балл: 0–35) – 14,7% участников ЕГЭ 2019 г.
С результатом выполнения более 50%, свидетельствующим об усвоении контролируемого элемента содержания, выполнены два задания базового уровня сложности: задание 3 (50,7%), которое проверяет такие элементы содержания, как
«Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов», и задание 10 (53%) – «Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов».
Сравнительно успешно эта группа справилась также и с некоторыми другими заданиями базового уровня, ориентированными на проверку усвоения таких элементов содержания, как «Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы» (45,8%), «Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам Периодической системы» (47%).
Как правило, эти задания предусматривают осуществление действий, многократно отрабатываемых на уроках начиная еще с основной школы: характеризовать строение атома, составлять формулы веществ по степени окисления и определять степени окисления элементов в молекулах, определять принадлежность к классам/группам веществ, составлять простейшие уравнения реакций и т.п. В большинстве случаев при выполнении соответствующих заданий от экзаменуемых требуется осуществление одной или двух мыслительных операций.
Самые низкие результаты экзаменуемые из этой группы показали при выполнении заданий, проверяющих усвоение знаний по органической химии: как правило, процент выполнения не выше 13. Правильно выполнить задания, проверяющие знания о взаимосвязи органических веществ, правильно выполнить (получить 2 балла) смогли только 7% экзаменуемых, а 1 балл получили 32,6%. Показательно, что этот результат существенно ниже, чем за выполнение заданий, проверяющих взаимосвязь неорганических веществ. Эти факты можно объяснить тем, что неорганические вещества и их свойства изучаются еще в курсе 8 и 9 классов, при этом на уроках в старшей школе постоянно актуализируют полученные ранее знания и обобщают их. Изучение органических веществ в старшей школе требует от учащихся большей самостоятельности и сформированных навыков систематизации и обобщения полученных теоретических знаний. Кроме того, работа с формулами органических веществ и понимание их пространственной структуры предполагает развитие образного (абстрактного) мышления. Для этого в процессе преподавания необходимо использовать модели молекул, активно использовать структурные формулы веществ. Именно эти умения недостаточно сформированы у экзаменуемых 1-й группы.
Задания повышенного уровня сложности, за выполнение которых максимально выставлялось 2 балла, выпускники из этой группы выполнили еще менее успешно
– от 3,5% до 18%.
Несмотря на то что некоторые экзаменуемые, не преодолевшие минимального балла, приступали к выполнению заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом, справиться с этими заданиями полностью и получить максимальные баллы удалось лишь единицам по отдельным заданиям.
Обратим внимание на то, что даже задание 31, выполнение которого предусматривало написание молекулярного, полного и сокращенного ионных уравнений реакции ионного обмена, смогли полностью выполнить менее 3% экзаменуемых из этой группы. Это умение формируется в курсе основной школы и является также объектом проверки еще и на ОГЭ. Остальные задания части 2 оказались не по силам практически всем экзаменуемым из этой группы.
Одним из возможных направлений в решении данной проблемы является более активное использование заданий, в которых требуется с небольшим количеством объектов (двумя-тремя) письменно осуществить ряд действий: определить степень


18 окисления, дать характеристику химическим свойствам, составить уравнения реакций и др. В отличие от заданий с кратким ответом, в которых предлагаются варианты решения, выступающие в качестве опорной информации для решения, в таких заданиях более четко просматривается ход рассуждений, а следовательно, в большей степени проявляются «слабые» места в подготовке.
Всего же в экзаменационном варианте каждым экзаменуемым, отнесенным к данной группе, успешно выполняется в среднем 8–10 заданий базового уровня, что не позволяет им преодолеть минимальный порог баллов, необходимый для успешной сдачи экзамена, а главное, свидетельствует о том, что их подготовка по предмету не отвечает требованиям образовательного стандарта к усвоению основных общеобразовательных программ по химии для средней школы даже на базовом уровне.
Эти выпускники не проявили умения самостоятельно оценивать уровень собственных знаний и выстраивать необходимую траекторию самообразования, систематизации и обобщения знаний. А также не проявили должную ответственность при принятии решения об участии в столь сложном для них экзамене.
1   2   3   4   5

Группа 2 удовлетворительная подготовка (первичный балл: 13–34; тестовый балл: 36–60) – ок. 41% участников ЕГЭ 2019 г.
Данной группой экзаменуемых успешно усвоены элементы содержания, проверяемые заданиями базового уровня сложности: «Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома» (74,9%); «Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам» (77%); «Электроотрицательность.
Степень окисления и валентность химических элементов» (75,5%); «Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)» (68,1%); «Характерные химические свойства кислот, солей, оснований и амфотерных гидроксидов. Реакции ионного обмена» (61,6%); «Взаимосвязь неорганических веществ» (68,9%); «Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов» (74,1%); «Реакции окислительно-восстановительные» (69,3%).
Как следует из приведенных данных, наиболее успешно (более 60–70% выполнения) этой группой выполнены задания, контролируемые элементы содержания
(КЭС) которых относятся к блоку «Теоретические основы химии». Именно этот блок включает в себя систему базовых химических понятий и позволяет успешно осваивать элементы других содержательных блоков.
У данной группы экзаменуемых успешно сформированы следующие умения: характеризовать строение атомов химических элементов по положению в Периодической системе, определять виды химической связи, объяснять влияния различных факторов на скорость реакций, определять окислитель и восстановитель, а также продукты реакций по формулам исходных веществ. Как видно из приведенного перечня КЭС, владение ими предполагает владение умением объяснять взаимосвязь между составом, строением и свойствами или осуществление двух-трех взаимосвязанных мыслительных операций.
Так как и группа 1, и группа 2 наибольшие трудности испытывали при выполнении заданий, проверяющих усвоение элементов содержания курса органической химии: недостаточно овладели умением классифицировать и называть органические вещества (48%), слабо усвоили знания свойств изученных органических веществ (от 25% до 42%).
Среди заданий повышенного уровня сложности экзаменуемыми этой группы наиболее успешно выполнено задание 22, проверяющее умение определять продукты электролиза растворов солей: 62% экзаменуемых смогли получить максимальные

2 балла. Это объясняется тем, что задание имеет определенный, хорошо известный алгоритм выполнения, изучаемый на уроках химии в школе.
Вместе с тем у экзаменуемых из этой группы серьезные затруднения вызвало даже решение задач базового уровня сложности, предполагающее умения проводить

19 расчеты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе» – 44,1%; расчеты объемных отношений газов при химических реакциях; расчеты по термохимическим уравнениям – 54,5%; расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ – 40,4%.
Как и в предыдущей группе, наиболее успешно были выполнены задания на позиции 31. Экзаменуемые показали овладение умением составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Остальные задания были не под силу экзаменуемым из этой группы, лишь некоторые из них смогли приступить к выполнению заданий и получить несколько баллов за первые элементы ответа.
В целом задания высокого уровня сложности были выполнены экзаменуемыми во
2-й группе более успешно, чем в 1-й группе, однако о готовности к выполнению таких заданий говорить не приходится.
Учитывая все отмеченные недостатки, которые были выявлены по результатам выполнения экзаменационной работы, можно сделать некоторые общие заключения.
Группа 2 продемонстрировала устойчивое усвоение ведущих теоретических понятий курса химии, основ неорганической химии. Недостаточно усвоены знания о строении и свойствах органических веществ. Слабо сформированы навыки проведения расчетов по химическим формулам и уравнениям химических реакций. Тем не менее можно говорить о сформированности основ химической грамотности, которая позволяет в дальнейшем продолжать изучение химии в вузах.
В целом результаты выполнения других заданий свидетельствуют о недостаточном уровне системности знаний, что проявляется в слабом владении знаниями о химических свойствах неорганических и органических веществ, недопонимании закономерностей протекания химических реакций и др.
Больший (по сравнению с предыдущей группой) набор умений позволил данной группе экзаменуемых выполнить не только 12 заданий базового, но и набрать баллы при выполнении отдельных заданий повышенного и высокого уровней сложности.
При подготовке к экзамену для обучающихся с удовлетворительным уровнем подготовки целесообразно использовать задания, в которых для решения требуется последовательное выполнение нескольких (трех-четырех) мыслительных операций, в том числе основывающихся на владении знаниями из разных тематических разделов.
Например, это может быть задание, содержащее перечень веществ, между которыми требуется составить уравнения реакций: как реакций ионного обмена, так и окислительно-восстановительных реакций, для которых должен быть составлен электронный баланс. Очень важно в процессе подготовки использовать задания, предусматривающие работу с информацией, представленной в различной форме – схема, таблица, рисунок и др., с последующим ответом на вопросы к ней.
Группа 3 – хорошая подготовка (первичный балл: 35–53, тестовый балл: 61–80)
– 32,5% участников ЕГЭ 2019 г.
Результаты выполнения заданий группой 3 экзаменуемых позволяют утверждать, что ими успешно освоены знания, относящиеся ко всем содержательным блокам. Они хорошо владеют химическими понятиями и понимают существование между ними взаимосвязи, демонстрируют понимание закономерностей изменения свойств химических элементов и образуемых ими веществ по группам и периодам, знают химические свойства неорганических и органических веществ, понимают закономерности протекания химических реакций и др. Сформированная система химических знаний позволяет осуществлять разнообразные мыслительные операции, при выполнении заданий различного уровня сложности.
У данной группы экзаменуемых успешно сформированы умения, предполагающие осуществление нескольких последовательных мыслительных операций: характеризовать химические свойства простых и сложных веществ на основании их состава и строения,


20 прогнозировать продукты реакции, определять возможность протекания химических реакций с учетом условий их проведения и т.п.
Так, средний процент выполнения практически всех заданий базового уровня сложности выше 80.
Отметим некоторые затруднения, которые вызвали у них задания на позиции 4
(75,6%), ориентированные на проверку знаний о видах химической связи и типах кристаллических решеток веществ. Вероятно, эти затруднения вызваны формальным подходом к выполнению этих заданий, недостаточно полным анализом условия задания и качественного состава веществ, а также поспешным выбором ответа. Аналогичными причинами можно объяснить и более низкий средний процент выполнения этими экзаменуемыми заданий, проверяющих знания строения и свойств органических веществ: задания 12 (72,8%), 14 (60,5%), 15 (73,2%). Зачастую, выполняя подобные задания, экзаменуемые пытаются «примерить» каждый вариант ответа к условию задания – подходит или не подходит. Такой процесс и приводит к ошибкам. Рекомендуется проанализировать условие задания с тем, чтобы выявить те критерии, которые обусловливают поиск верного ответа, и с этими критериями подходить к анализу предлагаемых ответов.
Достаточно успешно этой группой экзаменуемых были выполнены и задания повышенного уровня сложности: средний процент выполнения составил от 66% до 83%.
Наиболее низкий процент выполнения продемонстрирован при выполнении задания 25, ориентированного на проверку знаний качественных реакций неорганических и органических веществ, – 60. Это задание по своей сути является «мысленным экспериментом», который должны осуществить экзаменуемые в процессе выполнения задания. Затруднения в поиске ответа, скорее всего, связаны с уменьшением доли экспериментальных лабораторных опытов и практических работ при изучении химии.
Результаты выполнения заданий высоко уровня сложности кардинально отличаются по своей динамике от результатов 1-й и 2-й групп экзаменуемых. Если в 1-й и 2-й группах мы наблюдали постепенное уменьшение процента экзаменуемых, которые получали каждый следующий балл при выполнении задания высокого уровня сложности, то в 3-й группе наблюдается обратная картина – процент получения более высокого балла за выполнение задания возрастает.
Затруднения вызывают, как правило, задания, в которых требуется использование нескольких элементов содержания, относящихся к различным темам курса химии, или если с этими элементами предполагается осуществление различных действий, в том числе применение знаний и умений в нестандартных ситуациях: например, когда требуется самостоятельно разработать алгоритм решения заданий, или если в условие задания включены вещества или уравнения реакции, которые на этапе подготовки к экзамену не встречались. Названные незначительные недоработки в подготовке приводят также к появлению затруднений при выполнении заданий, предусматривающих комплексное применение знаний и умений.
Наиболее трудными для этой группы экзаменуемых оказались расчетные задачи
(задания 34 и 35). При выполнении задания 34 большинство экзаменуемых этой группы из смогли составить уравнения реакций, о которых идет речь в условии задания, но далеко не все смогли правильно соотнести заданные физические величины с химической сутью задания и выстроить дальнейший логический путь решения задачи. Если сравнить эти результаты с результатами решения задач базового уровня сложности (80% и выше), то можно утверждать, что экзаменуемые из этой группы уверенно используют традиционно применяемые в школьном курсе химии алгоритмы решения задач, но в случае новой учебной ситуации испытывают затруднения в проведении комплексного анализа условия задачи и построения нужного алгоритма ее решения. Отметим также, что 34% экзаменуемых из этой группы получили 0 баллов за выполнения этого задания.
Задание 35 экзаменуемые выполнили более успешно, чем задание 34. Почти 30% экзаменуемых смогли верно провести расчеты, определить строение вещества и