Файл: Жуковская Ирина группа 205 (Т2 6, Т3 2, Т4 9) Индийский город. Ремесла и торговля.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
располагаться у границ владений Синдхии, но на британской территории. Старому, ослепленному рохиллами Великому Моголу Шах Аламу II англичане вернули трон в Дели. Никакой реальной властью он не обладал. Крепость и стольный город Гвалиур, имевший важное военное значение, должны были быть переданы радже небольшого раджпутского княжества Гохуд.
Когда силы Синдхии были сломлены, в январе 1804 г. англичане потребовали от Холкара вывода войск из Хиндустана и отказа от всяких претензий на взимание чаутха с этих земель. Холкар не согласился на эти требования и попытался заключить союз с Синдхией. Однако тот уже находился под контролем англичан.
В 1804 г. началась война против Холкара. Первоначально Холкару удалось разбить английское войско в узком горном проходе Мукунд-Дара и даже совместно с раджей Бхаратпура осадить Дели. Но взять укрепленный город он не смог и отступил. Тогда английская армия перешла в наступление, крепости Холкара пали одна за другой, раджа Бхаратпура заключил мир с англичанами, и Холкар бежал в Пенджаб.
Однако война с маратхами требовала больших средств, и акционеры Компании стали опасаться за свои дивиденды. Новый исполняющий обязанности генерал-губернатора Индии Дж. Барлоу (1805—1807 гг.) отдал Синдхии обратно Гвалиур, а Холкару — его владения к югу от реки Чамбал, надеясь, что они будут ослаблены враждой со своими вассалами — теми раджпутскими князьями, которые в прошлой войне помогали англичанам. Действительно, во владениях маратхов происходила междоусобная борьба. Синдхия и Холкар имели большие армии, но в казне их территориально урезанных княжеств не было достаточно средств для содержания этих войск. Поэтому воины-наемники жили почти исключительно за счет грабежа населения. Они совершали набеги на деревни и даже города, пытали, убивали людей, уничтожали все, что не могли взять с собой.
Разоренным крестьянам часто не оставалось ничего друтого, как примкнуть к этим грабителям, которых именовали пиндари. Во главе пиндари стояли Амир-хан Рохилла, ранее военачальник Холкара, отличившийся в борьбе с англичанами в 1804 г., Карим-хан, также связанный с Холкаром, Читу, бывший военачальник Синдхии, и Васил Мухаммад, состоявший на службе у правителя Бхопала. Армии пиндари все увеличивались. В конце концов в опустошенных областях маратх-ских и раджпутских княжеств стал ощущаться недостаток продовольствия и фуража.
Английские колонизаторы не вмешивались в действия пиндари. Однако, когда в 1816 г. те напали на Северные сиркары, бывшие непосредственными владениями Компании, и налоговые поступления с этих областей сразу резко упали, английские власти решили покончить с пиндари. Предварительно англичане заставили в 1817 г. пешву подписать еще один договор в Пуне. Он
отказался от главенства над маратхскими князьями, отдал англичанам провинцию Конкан и обязался все сношения с другими княжествами вести только через английского резидента. Нагпур также заключил субсидиарный договор с англичанами. Синдхия вынужден был подписать соглашение, обязывавшее его предоставить свои войска англичанам для борьбы с пиндари. Кроме того, он отказался на три года от сбора дани с раджпутских княжеств и отдал англичанам в залог крепости Асиргарх и Хжндия. Тем самым англичане подчинили себе всех маратхских князей и стали готовиться к выступлению против пиндари.
Однако, как только значительная часть английских войск ушла из Махараштры, маратхи Пуны восстали. К ним присоединился и Нагпур. Тогда англичане бросили против маратхов самую большую армию из тех, что действовали в Индии в период завоевания. В ней было 120 тыс. человек (в там числе 13 тыс. англичан) и 300 пушек. В 'битвах при Кхадки, Сита-балди, Нагпуре, Салпи Гхате, Аште и Сеони — всюду маратхи терпели поражение. В конце 1818 г. пешва сдался, и генерал-губернатор Индии лорд Мойра, получивший за победы над маратхами тогда учрежденный титул «Маркиз Хейстингс», решил уничтожить звание пешвы и покончить с этим символом единства маратхов. Территория всей Махараштры была присоединена ж Бомбейскому президентству, за исключением небольшого владения вокруг Сатары и Колхапура, которые передавались потомкам Шиваджи, не имевшим никакого политического влияния. Один из руководителей шшдари, Амир-хан, сразу согласился на роспуск своей армии, за что англичане «подарили» ему небольшое княжество Тонк, но остальные вожди пиндари пытались сопротивляться.
Несмотря на жестокую эпидемию холеры, вспыхнувшую в английской армии и унесшую 9 тыс. жизней, англичане продолжали преследование ииндари. Военачальники Холкара (сошедшего с ума) пытались оказать пиндари поддержку, но войска Холкара тоже потерпели поражение в крупном сражении под Махидпуром. После этого пиндари распались на мел-ние отряды и постепенно были (разбиты. Карим-хан сдался, и ему был пожалован джагир неподалеку от Горакхпура. Васил Мухаммад покончил с собой с английской тюрьме, а Читу погиб в джунглях.
Подчинением маратхов закончился основной этап завоевания Индии. Последняя военная кампания англичан — завоевание Пенджаба — произошла только через 30 лет.
Мероприятия вице-короляКерзона: план раздела Бенгалии.
Первый раздел Бенгалии — неудачная первая попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии.
Бенгалия, занимавшая дельту реки Ганг и располагавшаяся на перекрёстке речных, морских и сухопутных путей, в конце ХIХ века представляла собой наиболее развитую часть Британской Индии. Насколько это было возможно в условиях колониального гнёта англичан, бенгальцы, несмотря на разделение по религиозному признаку, довольно сплочённо начали защищать национальные интересы своего региона. Родным для бенгальцев является бенгальский язык. После ХV века бенгальцы в религиозном отношении разделились на две крупные группы, исповедующие традиционный индуизм и пришедший извне ислам. Только незначительная часть мусульман Бенгалии принадлежит к потомкам старинных мусульманских завоевателей Индостана.
Большая же их часть состояла из обратившихся с течением времени в более мобильный в социальном плане ислам индуистов, не желавших мириться с низкими кастами. Стараясь укрепить британское правление в Индии, англичане инициировали раздел, стремясь и дальше пользоваться религиозными различиями народа в русле своей традиционной политики «разделяй и властвуй». Но в начале ХХ века основной задачей как индуистов, так и мусульман было свержение британского режима, а не выкраивание национально-религиозных округов. В 1911 году, после непрекращающихся волнений свадешей, единая Бенгалия была восстановлена.
16 октября 1905 — лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года, национально-освободительных волнений обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь объединились в единую административную единицу уже в 1911 году. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была вновь разделена на две части. Восточная часть Бенгалии, где преобладали мусульмане, отошла к Восточному Пакистану, часть — к современной Индии с центром в г. Калькутта.
Подъем антиколониального движения 1904-1908 гг.
В начале XX в. политическая обстановка в Индии обострилась в связи с решением вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию. Бенгалия была «сердцем» Индии, а Калькутта – столицей государства до 1858 г. Население провинции составляло 78 млн человек: примерно 50% мусульмане, 50% индусы. Мусульманское население преобладало в Восточной Бенгалии, индусское – в Западной Бенгалии. Керзон считал, что раздел Бенгалии «разрубал надвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбе за политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить против британского правительства общую силу бенгальского народа»
133. Конечно, раздел Бенгалии должен был решить и некоторые экономические проблемы. Колониальные власти хотели заменить систему постоянного заминдари – временным, и тем самым повысить земельный налог.
В работах востоковедов советского периода отмечалось, что борьба против раздела Бенгалии велась и индусами, и мусульманами, она способствовала «пробуждению Индии», росту национального самосознания и т.д. Большинство современных отечественных историков считают, что, проводя раздел Бенгалии, англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам. Натравляя мусульман на индусов, колониальные власти внешне демонстрировали свое благожелательное отношение к мусульманам. В современной российской историографии наряду с вышеизложенной точкой зрения есть и другие оценки. В частности, Л.Б. Алаев полагает, что мусульмане «увидели в создании мусульманской провинции шанс усиления своей политической роли», так как их положение в Бенгалии было значительно хуже, чем положение индусов. Исходя из этого, мусульмане Бенгалии должны были поддержать ее раздел. По мнению Л.Б. Алаева, борьба против раздела Бенгалии как раз и проложила грань между индусами и мусульманами134. Нам кажется, эта точка зрения нуждается в научном обсуждении с привлечением новых документальных материалов и т.д.
Известие о разделе Бенгалии было встречено мощным протестом индийской и особенно бенгальской общественности. Подавались петиции, меморандумы, устраивались демонстрации, митинги. 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. На улицах Калькутты развернулась первая в истории Индии крупная массовая демонстрация. С раннего утра толпы людей шли к берегам Ганга, совершали там религиозные омовения и повязывали себе запястья полоской красной материи – знак единства бенгальского народа. Деловая жизнь города замерла. Весь день в знак траура люди не разводили огня, не готовили пищи. Раздел Бенгалии воспринимался как национальная трагедия, как гибель Индии.
1905-1908 гг. время наивысшего подъема национального движения в Индии. Оно проходило под лозунгами свадеши и сварадж.
Свадеши – буквально «своя земля». Лозунг свадеши понимался индийским народом в двух смыслах. В узком смысле – это свое производство, своя промышленность. В широком смысле – это своя экономика, культура, религия, образование. То есть, все национальное.
Сварадж – буквально «свое правление». Борьба за «сварадж» фактически являлась борьбой за национальную независимость.
Подъем национально-освободительного движения выразился, во-первых, в росте выступлений наемных рабочих. В 1905 г. прошла крупнейшая стачка в Бомбее, в 1906 г. – забастовка на бенгальском участке железной дороги, в 1907г. – демонстрации протеста в Калькутте, Мадрасе и других городах. Участники движения требовали повышения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня и др. Пиком рабочего движения стал 1907 г.
Во-вторых, в 1905-1907 гг. прошли крестьянские восстания. Особенно крупным было восстание в Панджабе (1906-1907). Крестьяне выступали за снижение земельного налога и даже напомнили властям, что прошло 50 лет со времени народного восстания 1857-1859 гг. Наивысшая политическая активность в среде крестьянства наблюдалась в 1907 г.
В-третьих, растет влияние Конгресса, он активизирует свою деятельность, принимает одну за другой поправки к первоначальной программе. Конгрессисты выступают против раздела Бенгалии. В декабре 1905 г. на 21 сессии даже умеренное руководство Конгресса признает необходимость вовлечения народа в национальное движение. Правда, руководство Конгресса не поддерживает идею проведения «свадеши» в других районах Индии, полагая, что достаточно участия в движении одной Бенгалии. Однако через год на 22 сессии Конгресса в Калькутте впервые была принята резолюция с требованием установления в Индии «системы правления, существующей в самоуправляющихся английских колониях». Таким образом, в декабре 1906 г. Конгресс подтвердил, что под свараджем понимаются права доминиона. Решение калькуттской сессии было компромиссом между либералами и «крайними». Но фактически в них преобладала позиция либералов. Бал Тилак писал: «Никто из нас не хотел раскола Конгресса, поэтому мы пошли на компромисс, удовлетворившись тем, что наши принципы были признаны только частично».
В 1907 г. национальное движение достигло наивысшего подъема. Это испугало либеральное большинство партии. Первыми забили тревогу бенгальские либералы, их поддержали конгрессисты в других районах Индии. Раскол Конгресса стал неизбежным. В декабре 1907 г. на 23 сессии в Сурате присутствовало 1600 человек, из них только 300-500 членов партии разделяли взгляды Тилака. Умеренное большинство требовало прекратить бойкот английских товаров, осуждало «насильственные» (неконституционные) методы борьбы. Радикалы во главе с Тилаком вынуждены были выйти из партии. В результате репрессий колониальных властей Тилак был арестован. Над лидером индийских радикалов состоялся суд. 23 июля 1908 г. в
Когда силы Синдхии были сломлены, в январе 1804 г. англичане потребовали от Холкара вывода войск из Хиндустана и отказа от всяких претензий на взимание чаутха с этих земель. Холкар не согласился на эти требования и попытался заключить союз с Синдхией. Однако тот уже находился под контролем англичан.
В 1804 г. началась война против Холкара. Первоначально Холкару удалось разбить английское войско в узком горном проходе Мукунд-Дара и даже совместно с раджей Бхаратпура осадить Дели. Но взять укрепленный город он не смог и отступил. Тогда английская армия перешла в наступление, крепости Холкара пали одна за другой, раджа Бхаратпура заключил мир с англичанами, и Холкар бежал в Пенджаб.
Однако война с маратхами требовала больших средств, и акционеры Компании стали опасаться за свои дивиденды. Новый исполняющий обязанности генерал-губернатора Индии Дж. Барлоу (1805—1807 гг.) отдал Синдхии обратно Гвалиур, а Холкару — его владения к югу от реки Чамбал, надеясь, что они будут ослаблены враждой со своими вассалами — теми раджпутскими князьями, которые в прошлой войне помогали англичанам. Действительно, во владениях маратхов происходила междоусобная борьба. Синдхия и Холкар имели большие армии, но в казне их территориально урезанных княжеств не было достаточно средств для содержания этих войск. Поэтому воины-наемники жили почти исключительно за счет грабежа населения. Они совершали набеги на деревни и даже города, пытали, убивали людей, уничтожали все, что не могли взять с собой.
Разоренным крестьянам часто не оставалось ничего друтого, как примкнуть к этим грабителям, которых именовали пиндари. Во главе пиндари стояли Амир-хан Рохилла, ранее военачальник Холкара, отличившийся в борьбе с англичанами в 1804 г., Карим-хан, также связанный с Холкаром, Читу, бывший военачальник Синдхии, и Васил Мухаммад, состоявший на службе у правителя Бхопала. Армии пиндари все увеличивались. В конце концов в опустошенных областях маратх-ских и раджпутских княжеств стал ощущаться недостаток продовольствия и фуража.
Английские колонизаторы не вмешивались в действия пиндари. Однако, когда в 1816 г. те напали на Северные сиркары, бывшие непосредственными владениями Компании, и налоговые поступления с этих областей сразу резко упали, английские власти решили покончить с пиндари. Предварительно англичане заставили в 1817 г. пешву подписать еще один договор в Пуне. Он
отказался от главенства над маратхскими князьями, отдал англичанам провинцию Конкан и обязался все сношения с другими княжествами вести только через английского резидента. Нагпур также заключил субсидиарный договор с англичанами. Синдхия вынужден был подписать соглашение, обязывавшее его предоставить свои войска англичанам для борьбы с пиндари. Кроме того, он отказался на три года от сбора дани с раджпутских княжеств и отдал англичанам в залог крепости Асиргарх и Хжндия. Тем самым англичане подчинили себе всех маратхских князей и стали готовиться к выступлению против пиндари.
Однако, как только значительная часть английских войск ушла из Махараштры, маратхи Пуны восстали. К ним присоединился и Нагпур. Тогда англичане бросили против маратхов самую большую армию из тех, что действовали в Индии в период завоевания. В ней было 120 тыс. человек (в там числе 13 тыс. англичан) и 300 пушек. В 'битвах при Кхадки, Сита-балди, Нагпуре, Салпи Гхате, Аште и Сеони — всюду маратхи терпели поражение. В конце 1818 г. пешва сдался, и генерал-губернатор Индии лорд Мойра, получивший за победы над маратхами тогда учрежденный титул «Маркиз Хейстингс», решил уничтожить звание пешвы и покончить с этим символом единства маратхов. Территория всей Махараштры была присоединена ж Бомбейскому президентству, за исключением небольшого владения вокруг Сатары и Колхапура, которые передавались потомкам Шиваджи, не имевшим никакого политического влияния. Один из руководителей шшдари, Амир-хан, сразу согласился на роспуск своей армии, за что англичане «подарили» ему небольшое княжество Тонк, но остальные вожди пиндари пытались сопротивляться.
Несмотря на жестокую эпидемию холеры, вспыхнувшую в английской армии и унесшую 9 тыс. жизней, англичане продолжали преследование ииндари. Военачальники Холкара (сошедшего с ума) пытались оказать пиндари поддержку, но войска Холкара тоже потерпели поражение в крупном сражении под Махидпуром. После этого пиндари распались на мел-ние отряды и постепенно были (разбиты. Карим-хан сдался, и ему был пожалован джагир неподалеку от Горакхпура. Васил Мухаммад покончил с собой с английской тюрьме, а Читу погиб в джунглях.
Подчинением маратхов закончился основной этап завоевания Индии. Последняя военная кампания англичан — завоевание Пенджаба — произошла только через 30 лет.
Мероприятия вице-короляКерзона: план раздела Бенгалии.
Первый раздел Бенгалии — неудачная первая попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии.
Бенгалия, занимавшая дельту реки Ганг и располагавшаяся на перекрёстке речных, морских и сухопутных путей, в конце ХIХ века представляла собой наиболее развитую часть Британской Индии. Насколько это было возможно в условиях колониального гнёта англичан, бенгальцы, несмотря на разделение по религиозному признаку, довольно сплочённо начали защищать национальные интересы своего региона. Родным для бенгальцев является бенгальский язык. После ХV века бенгальцы в религиозном отношении разделились на две крупные группы, исповедующие традиционный индуизм и пришедший извне ислам. Только незначительная часть мусульман Бенгалии принадлежит к потомкам старинных мусульманских завоевателей Индостана.
Большая же их часть состояла из обратившихся с течением времени в более мобильный в социальном плане ислам индуистов, не желавших мириться с низкими кастами. Стараясь укрепить британское правление в Индии, англичане инициировали раздел, стремясь и дальше пользоваться религиозными различиями народа в русле своей традиционной политики «разделяй и властвуй». Но в начале ХХ века основной задачей как индуистов, так и мусульман было свержение британского режима, а не выкраивание национально-религиозных округов. В 1911 году, после непрекращающихся волнений свадешей, единая Бенгалия была восстановлена.
16 октября 1905 — лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года, национально-освободительных волнений обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь объединились в единую административную единицу уже в 1911 году. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была вновь разделена на две части. Восточная часть Бенгалии, где преобладали мусульмане, отошла к Восточному Пакистану, часть — к современной Индии с центром в г. Калькутта.
Подъем антиколониального движения 1904-1908 гг.
В начале XX в. политическая обстановка в Индии обострилась в связи с решением вице-короля лорда Керзона разделить Бенгалию. Бенгалия была «сердцем» Индии, а Калькутта – столицей государства до 1858 г. Население провинции составляло 78 млн человек: примерно 50% мусульмане, 50% индусы. Мусульманское население преобладало в Восточной Бенгалии, индусское – в Западной Бенгалии. Керзон считал, что раздел Бенгалии «разрубал надвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбе за политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить против британского правительства общую силу бенгальского народа»
133. Конечно, раздел Бенгалии должен был решить и некоторые экономические проблемы. Колониальные власти хотели заменить систему постоянного заминдари – временным, и тем самым повысить земельный налог.
В работах востоковедов советского периода отмечалось, что борьба против раздела Бенгалии велась и индусами, и мусульманами, она способствовала «пробуждению Индии», росту национального самосознания и т.д. Большинство современных отечественных историков считают, что, проводя раздел Бенгалии, англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам. Натравляя мусульман на индусов, колониальные власти внешне демонстрировали свое благожелательное отношение к мусульманам. В современной российской историографии наряду с вышеизложенной точкой зрения есть и другие оценки. В частности, Л.Б. Алаев полагает, что мусульмане «увидели в создании мусульманской провинции шанс усиления своей политической роли», так как их положение в Бенгалии было значительно хуже, чем положение индусов. Исходя из этого, мусульмане Бенгалии должны были поддержать ее раздел. По мнению Л.Б. Алаева, борьба против раздела Бенгалии как раз и проложила грань между индусами и мусульманами134. Нам кажется, эта точка зрения нуждается в научном обсуждении с привлечением новых документальных материалов и т.д.
Известие о разделе Бенгалии было встречено мощным протестом индийской и особенно бенгальской общественности. Подавались петиции, меморандумы, устраивались демонстрации, митинги. 16 октября 1905 г. был объявлен в Бенгалии днем национального траура. На улицах Калькутты развернулась первая в истории Индии крупная массовая демонстрация. С раннего утра толпы людей шли к берегам Ганга, совершали там религиозные омовения и повязывали себе запястья полоской красной материи – знак единства бенгальского народа. Деловая жизнь города замерла. Весь день в знак траура люди не разводили огня, не готовили пищи. Раздел Бенгалии воспринимался как национальная трагедия, как гибель Индии.
1905-1908 гг. время наивысшего подъема национального движения в Индии. Оно проходило под лозунгами свадеши и сварадж.
Свадеши – буквально «своя земля». Лозунг свадеши понимался индийским народом в двух смыслах. В узком смысле – это свое производство, своя промышленность. В широком смысле – это своя экономика, культура, религия, образование. То есть, все национальное.
Сварадж – буквально «свое правление». Борьба за «сварадж» фактически являлась борьбой за национальную независимость.
Подъем национально-освободительного движения выразился, во-первых, в росте выступлений наемных рабочих. В 1905 г. прошла крупнейшая стачка в Бомбее, в 1906 г. – забастовка на бенгальском участке железной дороги, в 1907г. – демонстрации протеста в Калькутте, Мадрасе и других городах. Участники движения требовали повышения заработной платы, сокращения продолжительности рабочего дня и др. Пиком рабочего движения стал 1907 г.
Во-вторых, в 1905-1907 гг. прошли крестьянские восстания. Особенно крупным было восстание в Панджабе (1906-1907). Крестьяне выступали за снижение земельного налога и даже напомнили властям, что прошло 50 лет со времени народного восстания 1857-1859 гг. Наивысшая политическая активность в среде крестьянства наблюдалась в 1907 г.
В-третьих, растет влияние Конгресса, он активизирует свою деятельность, принимает одну за другой поправки к первоначальной программе. Конгрессисты выступают против раздела Бенгалии. В декабре 1905 г. на 21 сессии даже умеренное руководство Конгресса признает необходимость вовлечения народа в национальное движение. Правда, руководство Конгресса не поддерживает идею проведения «свадеши» в других районах Индии, полагая, что достаточно участия в движении одной Бенгалии. Однако через год на 22 сессии Конгресса в Калькутте впервые была принята резолюция с требованием установления в Индии «системы правления, существующей в самоуправляющихся английских колониях». Таким образом, в декабре 1906 г. Конгресс подтвердил, что под свараджем понимаются права доминиона. Решение калькуттской сессии было компромиссом между либералами и «крайними». Но фактически в них преобладала позиция либералов. Бал Тилак писал: «Никто из нас не хотел раскола Конгресса, поэтому мы пошли на компромисс, удовлетворившись тем, что наши принципы были признаны только частично».
В 1907 г. национальное движение достигло наивысшего подъема. Это испугало либеральное большинство партии. Первыми забили тревогу бенгальские либералы, их поддержали конгрессисты в других районах Индии. Раскол Конгресса стал неизбежным. В декабре 1907 г. на 23 сессии в Сурате присутствовало 1600 человек, из них только 300-500 членов партии разделяли взгляды Тилака. Умеренное большинство требовало прекратить бойкот английских товаров, осуждало «насильственные» (неконституционные) методы борьбы. Радикалы во главе с Тилаком вынуждены были выйти из партии. В результате репрессий колониальных властей Тилак был арестован. Над лидером индийских радикалов состоялся суд. 23 июля 1908 г. в