Файл: Курсовая работа по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста на тему Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе изобразительной творческой деятельности.pdf
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация Многопрофильная Академия непрерывного образования
(АНПОО «МАНО») КОЛЛЕДЖ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста на тему Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе изобразительной творческой деятельности Выполнил студентка 2 курса гр. ДО ПО специальности Дошкольное образование
Самохватова Ирина Николаевна Руководитель преподаватель КОЛЛЕДЖА АН
ПОО «МАНО» Дата защиты Оценка Подпись руководителя Подпись студента Омск 2022
(АНПОО «МАНО») КОЛЛЕДЖ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста на тему Индивидуальный подход к дошкольникам в процессе изобразительной творческой деятельности Выполнил студентка 2 курса гр. ДО ПО специальности Дошкольное образование
Самохватова Ирина Николаевна Руководитель преподаватель КОЛЛЕДЖА АН
ПОО «МАНО» Дата защиты Оценка Подпись руководителя Подпись студента Омск 2022
2 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
5 1.1 Роль и освоение изобразительного искусства в дошкольном возрасте.
5 1.2 Методические аспекты формирования изобразительной деятельности 12 1.3 Реализация индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности в программах обучения и воспитания детей в ДОУ……………………………………………………………………
22 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
30 2.1 Уровень овладения умениями и навыками изобразительной деятельности детей
30 2.2 Программа формирования умений и навыков изобразительной деятельности в процессе индивидуальной работы с учетом уровня сформированности умений и навыков детей.
38 2.3 Контрольный эксперимент. Результаты формирования умений и навыков изобразительной деятельности при организации индивидуальной работы с детьми по подгруппам с учетом индивидуальных уровней
41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ. 50 ПРИЛОЖЕНИЯ. 54
3 ВВЕДЕНИЕ Тема настоящего исследования широко рассматривается методистами и педагогами дошкольного образования, поскольку изобразительная деятельность в этом возрасте имеет огромное значение, как для общего развития ребенка, таки для развития его творческих способностей. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что на современном этапе одной из важнейших задач дошкольного образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание активного человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстро меняющемся мире. В дошкольном детстве большое место занимает изобразительная деятельность, имеющая неоценимое значение для всестороннего развития детей. Являясь для них самой интересной, она позволяет передать то, что дети видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире. Но проблема заключается в том, что дети боятся рисовать, потому что, каким кажется, они не умеют, и у них ничего не получается. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Ив этом случае педагогу необходимо осуществлять индивидуальный подход к дошкольникам в процессе изобразительной творческой деятельности. Все вышесказанное и определило тему и цель настоящего исследования. Цель исследования
– раскрыть возможности реализации индивидуального подхода к дошкольникам в процессе изобразительной творческой деятельности.
4 Объект исследования
– педагогический процесс обучения дошкольников изобразительной деятельности. Предмет исследования – индивидуальный подход при обучении дошкольников изобразительной деятельности. Задачи исследования
- рассмотреть роль и освоение изобразительного искусства в дошкольном возрасте
- изучить методические аспекты формирования изобразительной деятельности
- раскрыть особенности реализации индивидуального подхода в обучении дошкольников изобразительной деятельности в программах обучения и воспитания детей в ДОУ;
- провести опытно-экспериментальное исследование реализации индивидуального подхода в обучении изобразительной деятельности дошкольников. Теоретическую основу исследования составили труды педагогов и методистов, в которых освещаются различные стороны организации изобразительной деятельности дошкольников (Е.С. Белова; А.В. Белошистая,
О.Г. Жукова; Ю.А. Бревнова; АС. Галанов, С.Н. Коршелова, С.Л. Куликова и др. Методическую основу исследования составили программы дошкольного образования НЕ. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой; методические рекомендации по организации изобразительной деятельности с дошкольниками О.В. Боровик Г.Г. Григорьевой; О.Г. Жуковой; Т.Г.
Казаковой и др рабочие тетради для занятий с детьми дошкольного возраста ММ. Евдокимовой. Структура работы включает введение, две главы, заключение, информационные источники и приложение.
5 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Роль и освоение изобразительного искусства в дошкольном возрасте Под изобразительным искусством принято понимать специфический вид художественного творчества, создание зрительно воспринимаемых фиксированных рукотворных художественных форм. Данное понятие объединяет в себе различные виды живописи, графики и скульптуры.
Т.С. Комарова в Методике обучения изобразительной деятельности и конструированию [27, с. 9] так определяет это понятие Изобразительное искусство есть художественное отражение действительности в зрительно воспринимаемых образах. Средствами цвета, пластики или рисунка художник создает на холсте, в глине или мраморе картины окружающей жизни, сильные и прекрасные образы человека. Изобразительное искусство возникло в первобытном обществе. К этому времени относятся первые рисунки, изображающие животных и сцены охоты, первые скульптуры – вырезанные из кости и высеченные из камня фигуры людей и животных, предметы труда и обихода, украшенные резьбой и расписанные орнаментом. С древнейших времен люди овладевали умениями изображать видимый мир, передавать свои представления о нем в рисунке, скульптуре, орнаменте. Для произведений изобразительного искусства характерны выбор одного момента, явления и передача их в художественных образах. Художник находит острое решение сюжета, что дает возможность передать впечатление динамики.
6 Поскольку входе настоящего исследования рассматривается изобразительная деятельность дошкольников, считаем необходимым дать и ее определение. По определению Г.Г. Григорьевой [10, с. 8] Изобразительная деятельность − это художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Она включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. При изучении методической и педагогической литературы по проблеме исследования мы выявили, что данная проблема интересует педагогов, методистов, искусствоведов уже долгие годы. В Теории и методике развития детского изобразительного творчества Т.Г. Казакова [25] отмечает, что в советское время эта проблема рассматривалась в исследованиях искусствоведа А.В. Бакушинского, педагогов Г.В. Лабунской, Е.А.
Флериной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. Среди психологов данную проблему рассматривали психологи Е.И. Игнатьев, В.И. Кириенко, В.С.
Мухина, ОМ. Дьяченко и др. Среди современных педагогов и методистов вопросы развития детского художественного творчества рассматриваются в работах НС.
Астафьевой, С.Н. Петровой [2]; Е.С. Беловой [3]; АС. Галанова [9]; Г.Г.
Григорьевой [10-12]; ИВ. Гуреевой [13]; ММ. Евдокимовой [19-22] и многих других педагогов и методистов. Психология творческих способностей подробно рассмотрена в учебном пособии ДБ. Богоявленской
[5]. Роль изобразительного искусства в дошкольном возрасте трудно переоценить. Изобразительная деятельность развивает у детей умение анализировать и наблюдать. Творческие способности, художественный вкус,
7 воображение, эстетические чувства, которые сопровождают процесс рисования и восприятия увиденного, способствуют становлению личности, познанию окружающего мира. Творческое воображение необходимо детям для успешной учебной и игровой деятельности, а также оно лежит в основе любой творческой деятельности. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Как отмечает Т.Г. Казакова [25], усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря. Высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Рисование является одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления, воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процесс обучения и как самостоятельный предмет, и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, которые используются в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности. В этом случае на помощь педагогам могут прийти нетрадиционные техники рисования. Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку
8 легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. В процессе рисования с использованием нетрадиционных технику детей появляется интерес, желание справиться с поставленной задачей. При этом повышаются результаты и глубина знаний, умений и навыков. Нетрадиционные техники рисования помогают детям реализоваться в творчестве. Как утверждает Г.Н. Давыдова, такие свойства психики как воображение, зрительная память, внимание, которые развиваются входе занятий нетрадиционным рисованием, будут во многом способствовать реализации ребенка в учебной и игровой деятельности, в общении со сверстниками. Кроме того, при использовании нетрадиционных техник рисования у ребенка развивается мелкая моторика, что способствует становлению речи, памяти. Еще одно достоинство нетрадиционных техник рисования заключается в том, что у детей появляется возможность реализовать свой творческий потенциал, создавать рисунок так, как хочется именно ему, те. ребенок свободен от любого давления, навязывания чужого мнения [14]. Для развития творчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызывает положительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими художественного опыта. Освоение изобразительной деятельностью происходит у детей дошкольного возраста постепенно. Рассмотрим, как происходит этот процесс. Психологии педагоги [5, 31] выделяют два этапа в развитии способностей к изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный. Каждый из этих этапов включает еще ряд стадий.
9
Доизобразительный этап начинается на втором году жизни ребенка и заканчивается к 3 годам или несколько позже. Общим для него является то, что рисунки детей не передают ничего конкретного, их трудно соотнести с реальностью. На первой стадии этого этапа ребенок экспериментирует средствами изобразительной деятельности (до 1,5 лет. При этом он осуществляет различные манипуляции с предметами держит в руках, стучит, мнет, жует, мажет, рвет, грызет, заворачивает карандаш в бумагу, накрывает бумагой голову. На второй стадии этого этапа ребенок начинает экспериментировать со штрихом и пятном (ее называют также стадией лишенных смысла штрихов или стадией марания. При этом ребенок подражает действиям взрослых. Малыш неожиданно замечает след на бумаге. Он радуется и стремится повторить действия. Следует отметить, что наибольший интерес вызывает у детей нечистый лист бумаги, а книга, журнал, газета, обои, стол, пол. Он наносит на них точки, штрихи, линии случайной формы, которые еще лишены всякого смысла, никак не связаны между собой и не организованы на листе. Но достижением этого этапа является то, что у ребенка появляется представление о свойстве материала и цели действия с ним – стремление получить след [5]. Третья стадия доизобразительного этапа – стадия каракуль. Начиная с хаотично расположенных на бумаге линий, штрихов и точек, отражающих только двигательную активность и подражание действиям взрослых, ребенок, благодаря открытию следа как результата своих действий, старается изображать пучки бесформенных линий. В конце доизобразительной стадии у ребенка, как правило, появляется способность замыкать округлую или угловатую линию саму на себя. При этом на бумаге могут получиться формы, приблизительно похожие на окружность, овал или угловато-округленную фигуру, которую ребенок
10 может назвать домом, садом, солнышком, те. для него это что-то реальное
[31]. Изобразительный этап начинается со стадии бесформенных изображений или стадии ассоциативных каракуль (от 2,5 до 4 лет. На рисунках все те же каракули, среди которых с трудом обнаруживаются попытки нарисовать что-то реальное. Раздельно нарисованные короткими прямыми или округлыми штрихами, совершенно самостоятельными, не примыкающими друг к другу и несвязанными в единое целое части чего-либо человека, животного, машины и т.д.), они не столько изображают, сколько что-то обозначают. Вторую стадию называют стадией схем. Она продолжается от 3 до 6 лет, частично даже до 7-8 лет (параллельно с последующими стадиями. Сначала ребенок рисует очень упрощенные схемы, изображая лишь некоторые части объектов, неопределенные по форме. Постепенно они наполняются более существенными и узнаваемыми частями и деталями. У детей появляется способность дорисовывать штрихи до образа. Особый интересна этой стадии развития вызывают у ребенка различные техники. Дети как бы снова возвращаются к стадии экспериментирования. Первое, что можно узнать на рисунках детей в этой стадии – это человек. Сначала он состоит из двух частей головы (точнее, лица) с глазами- точками и ртом-черточкой, внизу опирающейся на кривые линии-подпорки, обозначающие ноги. Это так называемый «головоног» или человечек- огуречик. В нижней части «огуречка», в животике, иногда можно увидеть рыбку или яблоко или что-то другое, что съел этот человечек. Наследующей ступени стадии схем изображение человека дополняется некоторыми другими частями тела. Линейно нарисованный (кроме головы)
«человечек-скелетик» обычно не имеет одежды.
11 Самым характерным признаком стадии схем является раздельное рисование каждой части любого объекта, не только человека, но и животного, птицы, строения, машины и т.п. [5]. Третья стадия правдоподобных изображений у большинства детей начинается слет. При этом ребенок последовательно отказывается от схем, которые обозначают объекты окружающего мира, и переходит к собственно изображениям, те. он пытается передать наблюдения и впечатления в образах, где зрительный фактор преобладает над сенсорным. Изображения людей становятся более пропорциональными, черты лица рисуются тщательнее, выглядят разнообразнее и чаще передают характерные особенности конкретного человека или типичный образ литературного персонажа. На голове появляются волосы, у персонажей женского пола – прически. К 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков одни предпочитают рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения, а другие склонны к развертыванию сюжета, повествования, у них изображение дополняется речью и носит игровой характер
[31]. На последней, четвертой стадия изобразительного этапа у детей появляются правильные реалистические) изображения. Точность изображения на этом этапе уже соответствует графической грамоте. Чаще это дети старше дошкольного возраста. Но иногда бывает, что наиболее талантливые дети дошкольного возраста могут уже проявлять способность вырисовывать детали, делать наброски изображаемого объекта. Нельзя утверждать, что каждая из описываемых стадий укладывается именно в эти возрастные рамки. Огромную роль играют способности ребенка, его обучение, занятия с родителями или в специальных художественных студиях. Следует отметить, что если дети в дошкольном возрасте не прошли полностью все стадии развития детского рисунка, то