Файл: 18.Основные принципы теории и практики социального воспитания и обучения молодежи.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 296
Скачиваний: 2
Основные принципы теории и практики социального воспитания и обучения молодежи.
Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание в широком, социальном смысле, - воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.
Главная цель социального воспитания заключается в формировании человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.
Общие принципы воспитания: принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.
Принципы социального воспитания: принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.
Принцип гуманистической направленности выражающийся в постоянной любви к ребёнку, уважении, заботе о нём, разумной требовательности к нему. Следует относиться к человеку как к личности, а не как к предмету, на который направляется действие. В основе принципа гуманизма - признание человека высшей целью и основным смыслом существования общества.
Принцип природосообразности, заклющийся в обосновании выбора естественного пути развития ребёнка. Объектом воспитательных воздействий и педагогических процессов должен стать ребёнок с его индивидуальными особенностями развития. Природа учащегося, состояние его здоровья, физические, психические особенности и социальный статус становятся главными определяющими в организации педагогических мероприятий.
Принцип кулътуросообразности, предполагающий максимальное использование культуры среды, в которой осуществляется педагогический процесс. Для реализации этого принципа необходимо соблюдение ряда условий:
- понимание социально-педагогического процесса как составной части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности;
- максимальное использование региональной культуры, народных и семейных традиций;
- обеспечение единства национального и межнационального воспитания.
Принцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самоценным, а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершимое: они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.
--------------
Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества. Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.
Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив - важнейшее средство воспитания. Социальное воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.
Принцип центрации на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика социального воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.
Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми, что обусловлено различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует искренности и взаимного уважения.