Файл: 32.Социально - педагогическая характеристика институтов социализация личности.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 304
Скачиваний: 2
Социально - педагогическая характеристика институтов социализации личности.
Институты социализации – это исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на воспитание, развитие и подготовку детей и молодежи к самостоятельной жизнедеятельности, к их адаптации в изменяющемся социуме и их интеграции в общество (В.И. Загвязинский). К институтам социализации относят: семью, образовательные учреждения различного типа и вида; общественные формирования, в том числе детские, подростковые и молодежные объединения и т.д.
В области духовной жизни самой важной функцией семьи является воспитание детей. Семья как социально-педагогическая среда воспитания ребенка формирует у него такие совокупности черт, которые обеспечивают адекватное или неадекватное его вхождение во взрослый мир.
Первостепенную роль в социальном воспитании и социализации играет школа. Ее функции:
- социально-адаптивная и социально-стабилизирующая, обеспечивает включение в реальные социальные отношения, открывает жизненные перспективы, смягчает конфликты;
- социально-преобразующая, подготовка к жизни в постоянно меняющихся условиях;
- социально-защитная, забота о детях , имеющих трудности в жизни;
- здоровье сберегающая и реабилитационная, профилактика вредных привычек и т.д.;
- культуропреемственная и культуротворческая, образование как приобщение к культуре в широком смысле слова.
Подростковые клубы – менее формализованная практика социализации и социальной адаптации тех детей и подростков, проблемы и трудности которых не в состоянии разрешить школа и семья. Принципы организации досуговой деятельности: ориентация на индивидуальные интересы, углубленное знание детей и детских сообществ, дружеское общение педагога с детьми, использование самоуправления и самодеятельности детей как инструмента педагогической организации их свободного времени.
Детское и молодежное общественное движение. Воспитание и социализация личности невозможны без включения индивида в различные социальные отношения, без осуществления им созидательной деятельности в рамках какого-либо значимого для индивида социального института. Наиболее благоприятным для развития личности подростка являются условия, создаваемые в процессе взаимодействия, осуществляемого в рамках коллектива.
Неформальные молодежные объединения, группы и группировки – осуществление потребностей в общении и самоутверждении.