Файл: 37.Характеристика основных видов и форм социально-педагогической деятельности.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 1130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результат этого вида социально-педагогической деятельности состоит в появлении у личности такого значимого социального качества, как здоровый образ жизни и физиологическая активность в деятельности, устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов социальной среды, представляющие собой сложное медико-социальное образование на уровне социума, отражающее потребность личности в активном и здоровом образе жизни, здоровых социальных отношениях и стремление личности адекватно реагировать на неблагоприятные биофизиологические факторы социальной среды.

Медико-социальными предпосылками социально-педагогической деятельности являются следующие обстоятельства:

проблемное поле личности включает здоровый образ жизни как качественный уровень взаимодействия личности и социальной среды;

активность социально-педагогической деятельности в значительной мере определяется знанием и соблюдением медико-социальных норм здорового образа жизни;

в социально-педагогической деятельности всесторонне реализуются физические, интеллектуальные и иные задатки и способности не только специалиста, но и самой личности.

Вышеперечисленные виды социально-педагогической деятельности составляют лишь основу ее многопрофильности. В реальной жизни образовательного учреждения ее содержание могут дополнить: спортивно-воспитательная или спортивно-оздоровительная работа, консультативно-посредническая работа, профилактическая работа и др. В современных условиях деятельности образовательных учреждений субъектом реализации каждого из имеющихся видов рассматриваемой профессиональной деятельности выступают, как правило, как отдельные специалисты, так и соответствующие службы: социально-педагогическая, психологическая, медико-социальная и т.д.

Социальный характер деятельности обязательно выдвигает необходимость рассмотрения практической формы деятельности. Действительно, вне социальности своих форм деятельность человека не смогла бы быть целенаправленной и преобразующей активностью, поскольку оказались бы невозможными языковое взаимодействие, кодирование, хранение и передача информации от человека к человеку, из поколения в поколение.

К. Маркс подчеркивал особую генетическую роль труда, на фундаменте и в процессе которого развиваются все формы общественного бытия и отношений людей. Труд выступает содержательной основой всех форм отношения человека к окружающему миру, всех форм его деятельностной активности.

Сама деятельность, являясь специфической формой субъект-субъектных взаимоотношений, выступает как способ взаимодействия людей. В силу этого в социальной характеристике деятельности сливаются воедино два ее аспекта: субстанциональный (деятельность как основание социальной субстанции) и реляционный (деятельность как специфическое человеческое ценностное отношение к миру, другим людям).


Форма деятельности состоит в том, чтобы решать проблемы конкретного предмета, исходя из тех целей, которые поставлены учредителями, руководителями и др. В этом смысле любая деятельность человека имеет свои форму, предмет и цель.

Форма деятельности организации (независимо от предмета и цели деятельности, постулированных в уставе ее учредителями) системным анализом рассматривается как процесс решения проблем. В социально-педагогической деятельности можно выделить несколько этапов процесса достижения цели: диагностика, консультирование, профилактика, поддержка, сопровождение, коррекция, реабилитация, проектирование, посредничество, медико-психолого-педагогический консилиум и в качестве обобщающего этапа – помощь личности в реализации педагогического потенциала социума. На этих основаниях применительно к социально-педагогической деятельности можно выделить следующие формы деятельности: социально-педагогическая помощь, социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое сопровождение, социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация, социально-педагогическое проектирование, посредничество между личностью и потенциалом социума, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум.

В реальном бытии общества все перечисленные формы деятельности тесно переплетаются, дополняют друг друга и в целом формируют единую целостную систему человеческой жизни. Все определяется тем, к какому типу относится та или иная форма деятельности. В формах деятельности выделяют три типа: формы производства; формы общения и формы сознания. Среди форм производства выделяются: формы технологий, формы организации и формы экономики. Применительно к социально-педагогической деятельности следует выделить следующие формы организации•. социально-педагогическая помощь, социально-педагогический мониторинг, медико-психолого-педагогический консилиум;формы технологии'. социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое проектирование; социально-педагогический мониторинг; формы общения: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическое посредничество; формы производства: социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая поддержка, социально-педагогическое сопровождение; социально-педагогическая коррекция, социально-педагогическая реабилитация.

Одни из форм занимают лидирующее положение, другие относятся к числу дополнительных. Так, в социально-педагогической деятельности лидирующее положение занимает социально-педагогическая помощь, медико-психолого-педагогический консилиум, которые могут подчинять другие формы социально-педагогической деятельности, устанавливать последовательность их включения в процесс реализации целей социально-педагогической деятельности, направленной на развитие или восстановление социальной активности личности.


Формы деятельности возникают и исчезают исторически. Между разными формами деятельности могут быть разные соотношения – например, одна может включать в себя другую (содержать внутри как один из своих элементов). Две формы социально-педагогической деятельности могут быть частями третьей: если мы, с одной стороны, осуществляем социально-педагогическую профилактику, а с другой – социально-педагогическое сопровождение, то эти две формы деятельности окажутся частями третьей – социально-педагогической помощи, проявляющейся как их всеобъемлющая.

Одна из форм деятельности может превратить другую в свой предмет и наоборот. Например, социально-педагогическое консультирование может превратить социально-педагогическую диагностику в предмет своего воздействия.

Одна форма деятельности может выступать как идеал для другой формы деятельности и одновременно превращаться в предмет третьей формы деятельности. Например, социально-педагогическая поддержка личности в сложной для нее социальной ситуации может перерасти в социально-педагогическое сопровождение, превращаясь в конечном счете в социально-педагогическую помощь личности при разрешении проблемы, затянувшейся на неопределенное время. Формы деятельности могут содержаться друг в друге (социально-педагогическая диагностика в определенных условиях является атрибутом социально-педагогического консультирования, первым его этапом в процессе разрешения проблемы клиента). Формы деятельности могут быть частями целого. Они могут находиться в отношениях дополнительности и т.д. Рассмотрим основные формы социально-педагогической деятельности.

Социально-педагогическая помощь – это форма социально-педагогической деятельности, включающая комплекс многопрофильных мер педагогического, психологического, правового, медико-социального и культурно-досугового характера, направленных на использование ресурсов и возможностей социума в интересах жизнеспособности детей и взрослых в процессе их социализации с целью качественного изменения их личности и развития способности самостоятельно решать собственные проблемы, а также оказывать помощь другим людям, оказавшимся в подобной ситуации.

Говоря о содержании и структуре социально-педагогической помощи, следует отметить первичность и значимость этой формы социально-педагогической деятельности в практике специалиста, суть предназначения которого заключается в предоставлении помощи человеку, нуждающемуся во внешнем вмешательстве в его жизнедеятельность, в его проблемы, наконец, в его судьбу. Помощь по предоставлению клиенту необходимых ресурсов и возможностей социума специалист может осуществлять различными формами социально-педагогической деятельности: с помощью социально-педагогической диагностики, социально-педагогического просвещения, социально-педагогической поддержки, социально-педагогического сопровождения и т.д.


На практике нередко допускают отождествление или подмену социально-педагогической помощи любой другой формой социально-педагогической деятельности. Поэтому при рассмотрении любой из форм социально-педагогической деятельности часто возникает вопрос: "В каком соотношении находятся социально-педагогическая помощь и, например, социально-педагогическая профилактика?" В широком смысле всякая форма социально-педагогической деятельности выступает прежде всего в виде социально-педагогической помощи: будь то социально-педагогическая диагностика, социально-педагогическое просвещение, социально-педагогическая профилактика, социально-педагогическая поддержка или социально-педагогическое сопровождение. В узком смысле социально-педагогическая помощь имеет различное содержание, определяемое характером и сложностью имеющейся проблемы клиента. Поэтому социально-педагогическая помощь не всегда включает полный перечень других форм социально-педагогической деятельности. Например, в зависимости от запущенности проблемы клиента социально-педагогическая помощь подростку с признаками алкогольной зависимости может включать, а может и не включать такие формы, как социально-педагогическое сопровождение или социально-педагогическую реабилитацию, заменяя их более простыми формами социально-педагогической деятельности, такими как социально-педагогическая поддержка и социально-педагогическая коррекция.

В силу того, что социально-педагогическая деятельность относится к роду педагогической деятельности, она решает проблему помощи через социальное обучение, социальное воспитание и социальное развитие, используя весь арсенал педагогических средств, форм и методов достижения конечного результата.

Именно поэтому результатом социально-педагогической деятельности, а следовательно, и оказываемой помощи является качественное изменение личности в виде появления социальной активности личности как личностного качества.

Социально-педагогическая диагностика – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру сбора информации о состоянии педагогического (образовательного) потенциала социума всеми доступными методами (способами) ее получения, обработки и обобщения. Цели социально-педагогической диагностики достигаются применением трех групп методов: методов сбора педагогической информации – социологических, психологических; методов обработки данных – математических; методов обобщения и проверки полученных выводов – собственно социально-педагогических. Социально-педагогическая диагностика не может проводиться ради получения информации о социуме вообще. Она проводится в рамках и интересах конкретного вида, формы или направления социально-педагогической деятельности и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности.


Это своего рода реализация заказа на получение социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера. Результатом социально-педагогической диагностики является характеристика педагогического (образовательного) потенциала социума, всех его составляющих: обучающего потенциала, воспитательного потенциала и развивающего потенциала, а также форм его существования, значимости для решения целей социально-педагогической деятельности и доступности для специалистов и самой личности. Как форма социально-педагогической деятельности социально-педагогическая диагностика, вся ее структура нацелена на конечный ее результат – социальную активность личности, а следовательно, она находит не просто информацию о потенциале социума, а информацию о тех ее составляющих, которые могут быть задействованы для формирования, развития или совершенствования социальной активности личности.

Социально-педагогическое консультирование – это форма социально-педагогической деятельности, представляющая собой процедуру доведения до личности, обратившейся к специалисту, значимой для ее информации о наличии и состоянии необходимого фрагмента педагогического (образовательного) потенциала социума, условиях доступности и формах его реализации в интересах разрешения проблем личности. Являясь составной частью социально-педагогической деятельности, оно ориентируется на се конечную цель – качественное изменение самой личности, т.е. развитие у нее социальной активности. На это нацелены все усилия специалиста социально-педагогического консультирования. Таким образом, социально-педагогическое консультирование носит активный характер.

В свою очередь, социально-педагогическое консультирование – это еще и одна из разновидностей социально-педагогической помощи личности, нуждающейся в содействии в разрешении проблем ее социализации и во внешней помощи. В ходе социально-педагогического консультирования специалист предоставляет не только необходимую информацию, но и характеристику ресурсов и возможностей социума, предназначенных для разрешения проблем личности, а также информацию о целесообразных формах и методах их использования, о возможных для личности последствий и типичных ошибочных действиях при этом.

Социально-педагогическое консультирование не может проводиться ради получения личностью информации о социуме вообще. Оно проводится в рамках и интересах конкретного дела, ради разрешения конкретной проблемы и изначально является обеспечивающим средством для построения программы использования образовательного потенциала социума для разрешения проблем личности. Это своего рода предоставление социально-педагогической информации, на основе которой осуществляется организация конкретных мер обучающего, воспитательного или развивающего характера.