Файл: Спорные проблемы великой отечественной войны.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Красная Армия и ВМФразгромили 607 дивизий, составлявших главные силы третьего рейха. И неслучайно из общего количества убитых, пленных и раненых, потерянныхГерманией во Второй мировой войне, 73% приходится именно на советско-германский фронт. Германия потеряла в войне против СССР 10 млн. человекот своих общих потерь в 13,6 млн. человек.

На советско-германском фронте была уничтожена и основная частьвоенной техники вермахта: до 75% танков и штурмовых орудий, более 75%авиации, 74% артиллерийских орудий.По подсчетам историка изКембриджского университета Д. Рейнольдса, между июнем 1941 и июнем1944 г., т.е. до высадки англо-американских войск во Франции, 93% общихпотерь немецкие войска понесли в боях с Красной Армией.

Именно на советско-германском фронте потерпела крах немецкаястратегия молниеносной войны, именно здесь в 1942—1943 гг. произошелкоренной перелом в ходе военных действий в пользу всей антигитлеровскойкоалиции государств3.

Депортация народов

Депортация народов — одна из форм политических репрессий в СССР. Места депортации: Урала, Казахстан, Республики Средней Азии, Сибирь

В 1941 гг. были проведены массовые депортации поволжских немцев.

В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов. Всего в годы Великой Отечественной войны подверглись переселению народы и группы населения 61 национальности.

По мнению историков, инициатором большинства депортаций был народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Берия, именно он подавал главнокомандующему докладные с рекомендациями.

Ленд-лиз

«Ленд-лиз» — это система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов и других материальных ресурсов странам антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Закон о ленд-лизе, принятый американским конгрессом 11 марта 1941 г., предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, давать взаймы или поставлять иным способом военные материалы и военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против фашистской агрессии признавалась жизненно важной для США.

Усилиями советских и американских дипломатов с 7 ноября 1941 г. решением президента США на СССР был распространен закон о ленд-лизе. Были также установлены основные принципы расчетов по ленд-лизу:


На основании «Соглашения между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии», подписанного 12 июля 1941 г., Англия предоставила СССР кредит в 10 млн. ф. ст. сроком на 5 лет. Но вскоре поставки с Британских островов стали осуществляться также на условиях ленд-лиза.

1 августа 1941 г. население Архангельска явилось свидетелем необычной картины: в порт в сопровождении советского эсминца «Сокрушительный» входил английский минный заградитель «Адвенчур». Он прибыл с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Так было положено начало союзническим поставкам в СССР (а в дальнейшем из СССР в США и Англию) военной техники, оружия, многих других материалов по программе ленд-лиза.

Союзнические поставки в Советский Союз осуществлялись по четырем маршрутам.По северному — из США и Англии через арктические моря шли транспортные конвои, отбиваясь от «волчьих стай» (свыше 100) немецких подводных лодок, они следовали в Мурманск и Архангельск (северные конвои). Южный маршрут проходил через Южную Атлантику, Персидский залив, Иран, Ирак по железной дороге, по воздуху, автомагистралям в Советское Закавказье. Тихоокеанский, или дальневосточный, — из Калифорнии на Дальний Восток (был самым стабильным и безопасным, по нему прибыло 50% грузов.По воздушному маршруту из Аляски (Фербэнкс) в Восточную Сибирь (сокращенно АЛСИБ) перегоняли самолеты (доставлено 50% самолетов). Конечный пункт авиатрассы — Красноярск, откуда прибывшие самолеты переправлялись группами по воздуху на фронт.

За время войны по трассе Фэрбенкс — Красноярск было переправлено 7925 самолетов. Это более 50% из 14 203 самолетов, поставленных из США в СССР.

Через Тихий океан в 1944—1945 гг. приходили и американские корабли, переданные по ленд-лизу ВМФ СССР. За годы войны по этой программе в состав Тихоокеанского флота поступило 277 боевых кораблей и судов.

По этим направлениям в 1941—1945 гг. в СССР из США, Англии, Канады поступило 18 300 самолетов, 11 900 танков, 13 тыс. зенитных и противотанковых орудий, 427 тыс. автомобилей. Кроме вооружения СССР получил по ленд-лизу 345 тыс. т горюче-смазочных материалов, взрывчатых веществ, 842 тыс. т химического сырья, 4,3 млн. т продовольствия, столь необходимых для успешного ведения войны. Каков вклад вооружений и других материалов, присланных союзниками, в достижение победы над врагом? Эти вопросы сохраняют актуальность и ныне. Какое место занимали поставки по ленд-лизу в экономике СССР военных лет? И это не случайно. Холодная война наложила отпечаток на

освещение роли ленд-лиза как в СССР, так и на Западе.

В 60—80-е годы многие западные историки придерживались версии, в соответствии с которой решающую роль в победе СССР над Германией сыграл именно ленд-лиз, хотя в их трудах содержалось немало сведений, раскрывавших истинную картину поставок западных держав в СССР.

В свою очередь, многие советские историки указывали на то, что поставки по ленд-лизу составляли лишь 4% по отношению к продукции отечественной промышленности и сельского хозяйства. В качестве доказательства они сравнивали производимую в СССР военную технику и оружие с поступлениями из США, Англии и Канады.

Мнение:«Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на восточном фронте, — отмечал Гарри Гопкинс, ближайший советник президента Рузвельта. — Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Государственный секретарь Э. Стеттиниус, оценивая роль ленд-лиза, писал: «За эту помощь русские уже заплатили цену, которая не поддается измерению в долларах или тоннах. Это — миллионы нацистских солдат, убитых или взятых в плен, нацистские танки, превращенные в груды железного лома на поле боя, пушки и грузовики, брошенные отступающими германскими армиями». Президенту США Трумэну принадлежат слова: «Лендлиз для США выгоден, так как он позволяет спасать жизни миллионов американцев», президенту Рузвельту: «Ленд-лиз работает на Америку на русском фронте».

Документы и свидетельства, ставшие доступными в последние годы, дают возможность более объективно оценить роль ленд-лиза. Если общий объем поставок составлял 4% валового продукта народного хозяйства СССР, то по отдельным видам вооружений и оборудования, порой весьма ценного, он был намного выше. Так, в годы войны советская авиационная промышленность выпустила 122,1 тыс. самолетов всех типов, а по ленд-лизу поступило 18 300, т.е. 15% всего самолетного парка.Поставленные союзниками танки составили 12% от объема выпуска советских танковых заводов. И хотя по своим боевым качествам даже лучшие из них (например, М4-А2 «Шерман») уступали таким советским танкам, как Т-34, КВ-1, ИС, первые партии, прибывшие в конце 1941 г. (501 танк), сыграли немалую роль. То было время, когда каждый танк был на счету. Важными для Красной Армии и народного хозяйства стали поставки автомобилей.

По мнению историка А. С. Орлова, 427 тыс. машин (в СССР за войну произведено 219 тыс., многие машиностроительные заводы переключились на выпуск другой военной техники) придали Красной Армии мобильность и подвижность, столь необходимые в наступательных операциях 1943—1945 гг. Они составили 70% всех автомобилей, которыми располагала Красная Армия.


В военные годы существенную помощь по ленд-лизу получил и советский ВМФ — 596 боевых кораблей и судов, или 22% от общего количества кораблей и судов, произведенных тогда отечественной промышленностью.

Подводя итоги в своей книге, посвященной помощи СССР в годы войны, американский историк Дж. Херринг пишет:«Ленд-лиз не был… самым бескорыстным актом в истории человечества… Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь».

Нужно отметить, что и Советский Союз по мере сил помогал своим партнерам по антигитлеровской коалиции.США получили из СССР 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота и т.д. на общую сумму 2,2 млн. долларов.(Объём американских поставок по ленд-лизу составил около 10,8 млрд долларов)

1 Осенью 1941 г. в г. Чкалов прибыли заводы «Фрезер», «Автозапчасть», № 47, оборудование шелкоткацких комбинатов из Москвы, Орехово-Зуева, Ржевска. Эвакуированные предприятия вступили в строй в 1941 и в первой половине 1942 г. Первые эшелоны с оборудованием завода «Автозапчасть» прибыли из Одессы и Мариуполя в конце августа и в начале сентября 1941 г. За несколько дней восстановили производство. Уже в первый месяц работы на новом месте завод выполнил государственный план, а затем перевыполнил. Работали на многих станках под открытым небом. За годы войны авиационный завод № 47, эвакуированный из Ленинграда, произвел 1595 самолетов Ут-2, Ут-2М, Як-1, Як-6, Ще-2. 250 тыс. человек эвакуировано в Чкаловскую область, из них 40 тыс. — в Чкалов. Оренбургская область спасла архивы Москвы, Ленинграда. Подвалы Домаучителя, краеведческого музея, Никольской церкви были ими завалены. В начале 1944 г. эти архивы начали вывозить в Москву.


2 Обсуждался также целый ряд вопросов, в частности, о возобновлении деятельности Священного Синода, духовных учебных заведений, о необходимости издания ежемесячного церковного журнала, об открытии новых приходов, свечных заводов в епархиях, мастерских по изготовлению церковной утвари. Когда митрополит Сергий коснулся такой проблемы, как нехватка священнослужителей, возникла пикантная ситуация. «А почему у вас нет кадров? Куда они делись?» — спросил Сталин, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились, всем было известно, что «кадры» перебиты в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился и ответил: «Кадров у нас нет по различным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза». Довольная усмешка тронула уста диктатора. Он сказал: «Да, да, как же, я семинарист. Слышал тогда и о вас». Затем он стал вспоминать семинаристские годы… Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор диктатора с митрополитами принял непринужденный характер. Затем после чаепития началась деловая беседа. Беседа затянулась до трех часов ночи.



3 После подписания Акта о капитуляции Германии Маршал Советского Союза Г. К. Жуков обратился к высшим авиационным начальникам американского и английского командования — генералу К. Спаатсу и маршалу авиации А. Теддеру с таким тостом: «Пью за ваше здоровье от имени наших солдат, которым для того, чтобы увидеть результаты вашей работы, пришлось дойти до Берлина своими ногами».