ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образовательной траектории будущего специалиста. Именно в этой деятельности чаще создаются ситуации успеха (студент занимается интересной для него деятельностью), в тоже время приобретаются и развиваются те качества, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности.
- Формирование у себя восприимчивости к новому,
мотивационно-ценностного отношения к профессиональной
деятельности, творчеству. Характерной чертой современного специалиста должна быть готовность к новшествам, инновационной деятельности. Без этого невозможно сегодня представить дальнейший прогресс.
Очень важно, чтобы в процессе проектирования индивидуальных траекторий сформировались установки на такие профессиональные ценности, как:
- профессионализм. Он раскрывается через компетентность, высокую коммуникативную культуру, инициативность, наличие ценностных ориентиров в профессии, которая выступает существенной частью предпочитаемого, желаемого образа жизни, а не средством его достижения [2, с. 25];
- постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни: четкость целей и ценностных ориентаций, рациональность принятия решения, умение организовать себя на поставленные задачи, трудолюбие, способность быть лидером;
- самообразование и саморазвитие. России предстоит превращение в динамичную экономику знаний, способную поддерживать экономический рост путем создания большого количества более привлекательных рабочих мест и расширения общественной сплоченности. Это требует от будущих специалистов на рынке труда готовности к постоянному обновлению интеллектуальных, социальных и других компетенций, смене вида деятельности.
- творчество (креативность), восприимчивость к новому, неординарное отношение к делу. Для обнаружения выхода из проблемной ситуации человеку необходимо новое знание, не известные ранее приемы решения, умение по-новому прилагать имеющиеся профессиональные умения и личностные качества, что требует творческой деятельности.
- Принятие себя не только таким, каков есть сейчас, но и
таким, каким может стать. Вера в свои возможности, стимулирование развития тех или иных позитивных качеств, поддержка наставников уже являются конкретными шагами в развитии личности. Такая вера обязательно должна быть присуща и взаимодействию преподавателей и студентов в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории
- Формирование устойчивых мотивов саморазвития и
самореализации, социально-ответственной самостоятельности.
- Формирование у себя восприимчивости к новому,
мотивационно-ценностного отношения к профессиональной
деятельности, творчеству. Характерной чертой современного специалиста должна быть готовность к новшествам, инновационной деятельности. Без этого невозможно сегодня представить дальнейший прогресс.
Очень важно, чтобы в процессе проектирования индивидуальных траекторий сформировались установки на такие профессиональные ценности, как:
- профессионализм. Он раскрывается через компетентность, высокую коммуникативную культуру, инициативность, наличие ценностных ориентиров в профессии, которая выступает существенной частью предпочитаемого, желаемого образа жизни, а не средством его достижения [2, с. 25];
- постоянный профессиональный рост и повышение качества жизни: четкость целей и ценностных ориентаций, рациональность принятия решения, умение организовать себя на поставленные задачи, трудолюбие, способность быть лидером;
- самообразование и саморазвитие. России предстоит превращение в динамичную экономику знаний, способную поддерживать экономический рост путем создания большого количества более привлекательных рабочих мест и расширения общественной сплоченности. Это требует от будущих специалистов на рынке труда готовности к постоянному обновлению интеллектуальных, социальных и других компетенций, смене вида деятельности.
- творчество (креативность), восприимчивость к новому, неординарное отношение к делу. Для обнаружения выхода из проблемной ситуации человеку необходимо новое знание, не известные ранее приемы решения, умение по-новому прилагать имеющиеся профессиональные умения и личностные качества, что требует творческой деятельности.
- Принятие себя не только таким, каков есть сейчас, но и
таким, каким может стать. Вера в свои возможности, стимулирование развития тех или иных позитивных качеств, поддержка наставников уже являются конкретными шагами в развитии личности. Такая вера обязательно должна быть присуща и взаимодействию преподавателей и студентов в процессе реализации индивидуальной образовательной траектории
- Формирование устойчивых мотивов саморазвития и
самореализации, социально-ответственной самостоятельности.
Понятием мотивация в психолого-педагогической литературе обозначается как процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
Мотивы – это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков. Важно учитывать, что мотивационная сфера личности
(потребности, установки, ценности) лежит в основе любой познавательной деятельности.
Необходимыми мотивами для проектирования индивидуальной, образовательной траектории выступают:
- интерес к приобретаемой профессии,
- стремление добиться успеха в профессиональной деятельности;
- понимание значимости принимаемых профессиональных решений, совершаемых действий.
Мотивация усиливает способность будущего профессионала к состязательности, проявлению жизненной активности.
Овладение приемами рефлексивного анализа собственной
учебной и профессиональной деятельности. В процессе проектирования исключительную роль играют умения оценить себя: свои действия, отношение, чувства. Все это требует развития рефлексивных умений и навыков.
Рефлексивные умения включают:
- умения оценить значимость мотивов и достижимость целевых установок;
- умения анализировать изменяющиеся условия профессиональной деятельности.
Вопрос 4. Роль тьютора при построении профессиональных
образовательных траекторий.
Профессиональная образовательная траектория
— это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого студента в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены.
В образовательных организациях, ориентированных на подготовку высоко профессиональных кадров имеется тьютор
(наставник) – специалист по сопровождению проектирования индивидуальных образовательных траекторий.
Наставникам отведена особая роль в реализации программы обучения по индивидуальным траекториям развития. Они должны направлять студента в правильное русло, помогать ему в принятии сложных решений. Следует сказать, что неотъемлемой частью наставничества является передача своего опыта другим. От своего наставника студент должен получить те полезные качества и навыки, которые помогут ему в будущем для достижения своей цели.
Наставниками становятся преподаватели и сотрудники университета, в числе которых могут оказаться и сами студенты, состоявшиеся в своём векторе работе и готовые делиться знаниями с молодыми и активными студентами, интересующимися профильным для них направлением деятельности.
В отечественной и зарубежной образовательной практике считается, что тьюторство в учебном процессе высшей школы в большей степени соответствует позиции педагогической поддержки обучающего. Институт тьюторства сформировался ещё в XII веке в английских университетах (Кембридж и Оксфорд), которые и сегодня являются образцом децентрализованного высшего образования, когда студенты обучаются и живут на протяжении всего учебного периода в университетском городке. В условиях отсутствия образовательных стандартов и большой академической свободы студенту необходим был наставник, способный помочь сориентироваться в большом объёме предоставляемых образовательных услуг и сопоставить их с личными возможностями и потребностями воспитанника. Тьютор, налаживая диалог со студентом, помогал определить, какие практические занятия и лекции необходимо посетить, содействовал в составлении индивидуального плана учебной работы, наблюдал за выполнением профессорских требований и готовностью учеников к экзаменам.
Исследователи проблемы тьюторства и истоков его возникновения отмечают, что тьютор появился в университетском образовании как фигура, востребованная именно в открытом и свободном от стандартов образовательном пространстве, наполненном преимущественно авторскими курсами и авторским видением предмета и целей образования.
На сегодняшний день известен ряд трактовок понятия «тьютор».
Например, перевод с английского языка звучит следующим образом: tutor – наставник, домашний учитель, репетитор, опекун.
Из словаря «Терминология в системе дополнительного профессионального образования» следует, что тьютор – лицо, преподаватель облегчающий процесс обучения, чья задача – быть знающим наставником своих воспитанников
Технология
тьюторского
сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления профессиональной личности студента.
Взаимодействие тьютора и тьюторанта создает тьюторское сопровождение, которое представляет собой «движение тьютора вместе с изменяющейся личностью тьюторанта, рядом с тьюторантом, разрабатывающим и реализующим свою персональную индивидуальную образовательную программу; осуществление своевременной навигации возможных путей, при необходимости оказание помощи и поддержки»
Многие ученые неразрывно связывает с понятием
«индивидуальная образовательная траектория» тьюторское сопровождение педагога-наставника, оказывающего помощь и поддержку обучающемуся, но не навязывающего ему путь дальнейшего развития.
Тьюторское
сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории.
Таким образом, спектр обязанностей тьютора очень широк. При этом стоит помнить, что основной задачей тьютора будет помощь студентам в формировании индивидуальной профессиональной траектории образования.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что лежит в основе индивидуальной образовательной траектории?
2.
Какие виды образовательных маршрутов существуют?
3.
Выполнение каких условий реализации будет способствовать построению индивидуальной образовательной траектории?