Файл: Обучающийся Подолько Оксана Николаевна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Практическое занятие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Подолько Оксана Николаевна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


  1. Практическое занятие 4

Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

Задание 1. 

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1.УМК «Школа России», Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

1

 «Теремок», «Курочка – ряба», «Гуси – Лебеди», «Петух и Собака», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Рукавичка»,

 Сказки о животных,

сказки о предметах

2

 «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Два мороза», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка», «У страха глаза велики»

 Сказки о животных,

волшебные сказки

3

 «Сказка о жабе и розе», «Сказка о потерянном времени», «Серебряное копытце», «Оранжевое горлышко», «Приёмыш», «Малыш и Карлсон», «Маленький принц»

 Сказки о животных, сказки о растениях, волшебные сказки

4

 «Городок в табакерке», «Аленький цветочек», «Что любит мишка», «Корзина с еловыми шишками», «Ёлка», «Барбос и Жулька», «Выскочка», «Три поездки Ильи Муромца»

 Сказки о животных, волшебные сказки, сказки о растениях, былинные сказки

2.УМК «Начальная школа 21 в», Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

1

 «Сказка о царе Салтане», «Волшебное письмо», «Томкины сны», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лис и мышонок», «Аисты и лягушка», «Кораблик»

 Сказки о животных, бытовые сказки, сказки смешанного типа

2

 «Кот Васька», «Старый гриб», «Уж спаситель», «Плутишка кот», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»

 Сказки о животных

3

 «Снеговик», «Собачье счастье», «Тёплый хлеб», «Кошкин дом», «Девочка на шаре», «Зимняя сказка», «Умная дочь крестьянина»

 Сказки о животных, бытовые сказки

4

 «Конёк-горбунок», «Лягушка-путешественница», «Дикие лебеди», «Дети года», «Спящая царевна», «Иван-царевич и серый волк», «Детство Тёмы»

 Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки


После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1. Каково назначение сказок по каждой программе?

Курс УМК «Школа России», представляет собой первую ступень единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, начальным этапом обучения, на котором ученик с позиции слушателя переходит на позицию читателя.

Учащиеся 1 класса изучают русские народные сказки, учатся сравнивать сказки на одну тему, а также сравнивать литературную и народную сказки после знакомств со сказками Пушкина А. С. Во втором классе значительно расширяется круг чтения и изучаемых теоретических понятий. На примере знакомства с зарубежными сказками учащиеся сравнивают героев зарубежных и русских сказок. В 3 классе вводится термин «докучные сказки». Изучаются художественные особенности волшебных сказок: лексика, построение (композиция). Большое внимание уделяется творческой и проектной деятельности учащихся - инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, сочинение сказки или продолжения сказки. На четвертом году обучения учащиеся знакомятся с таким жанром устного народного творчества как былина.
Содержание учебников курса «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века», представлено блоками (разделами), построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам.

В первом классе учащиеся начинают изучать произведения устного творчества: сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы, вырабатывают умение различать эти жанры. Учатся отличать сказку авторскую от народной, сказки о животных и волшебной сказки. В основном на этом году обучения в программу включены сказки о животных. Они более понятны для ребят этого возраста.

Во втором классе происходит более осознанное изучение терминов устного народного творчества, фольклора, продолжается работа с теми жанрами фольклора, которые были в программе первого класса, происходит значительного расширение круга чтения произведений. Изучаются русские народные сказки и авторские сказки. Это дает возможность детям увидеть истоки народной сказки в литературной авторской сказке. На втором году обучения происходит знакомство с былинами, а также расширяется география сказок. В круг чтения добавляются сказки народов России – татарская народная сказка «Три сестры» и зарубежные сказки – народные английские, норвежские, украинские, и авторские сказки зарубежных писателей (Братья Гримм, Г.-Х. Андерсен, Ш. Перро). В третьем классе дети знакомятся со структурой и жанровыми особенностями загадок, пословиц, сказок, басен, былин, рассказов, стихотворений, сопоставляют их по сходству и различию. Так, учащиеся не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки), обращается внимание на художественные особенности построения сказки (присказки). В четвертом классе дается более развернутая характеристика основных жанров фольклора, вводятся новые понятия – легенда, историческая песня и т.д. Русские народные сказки - «Марья Моревна» и «Иван-царевич и Серый волк» продолжают знакомить с миром волшебных сказок.



2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

 Прежде чем переходить к изучению литературного материала, младших школьников необходимо познакомить с жанром сказки и его признаками. Владение данными знаниями облегчит восприятие особенностей сказки. Под восприятием художественного литературного произведения понимается способность читателя сопереживать героям, авторам произведений, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения. Восприятие литературы варьируется в зависимости от уровня, на котором находится читатель. Находясь на фрагментарном уровне (соответствует учащимся 1 класса), младший школьник может испытывать определенные чувства к сказке, например, понравилась она или нет. Дети не могут найти вымысел, не могут воссоздать внешний образ и качества характера героев, а высказывают лишь впечатления по отношению к герою (жалость, переживание, волнение). Переходя на констатирующий уровень (соответствует учащимся 2 класса), восприятие литературной сказки приобретает некую целостность. Ребенок может пересказать основное содержание сказки, воссоздать портреты основных героев сказки (их внешность, характер, действия), запоминаются повторяющиеся конструкции сказки. Дети уже могут выявить элемент чуда в сказке. На уровне героя (соответствует учащимся 3 класса), восприятие литературной сказки становится более целостным. Ребенок не только запоминает образы и действия героев, их психологические портреты, но и обращает внимание на отдельные детали, которые меняются на протяжении сказки. Дети начинают анализировать поступки героев, стараются предугадать их, выявляет какие условия (перемещения, волшебные предметы, действия других персонажей сказки) повлияли на совершение того или иного поступка героем. Появляется оценка героя. Завершающим в восприятии является уровень идеи (соответствует учащимся 4 класса). На этом этапе можно сказать о полноценном восприятии ребенком литературной сказки. Так как читатель способен не только правильно проанализировать сказку, но и обратить внимание на ее художественную форму, т. е. понять, почему автор наделил героев определенными способностями, для чего и какую роль несут в себе испытания героев, помощников и т. д. Педагогу необходимо регулярно диагностировать и повышать уровень восприятия художественного литературного произведения учащихся, а также выстраивать свою работу соразмерно с выявленными результатами. Особенности сказок и её восприятия младшими школьниками требуют особого подхода к изучению на уроке. Разнообразие сказок, а также специфика возрастного периода учащихся диктует педагогу использование разнообразных, занимательных, продуктивных видов работ на уроке чтения сказки. Для решения вышеуказанной задачи предлагается использовать на уроках: использование музыкальных и визуальных эффектов, сравнение сказок, анализ художественного текста по схеме, наблюдение за своеобразием языка сказки, стилистический эксперимент, эксперимент с художественным образом, творческий пересказ, драматизация.


Задание 2.  

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

1. Ершов П. П. «Конек-Горбунок», 4 класс.

2. Смысл: Любое дело под силу, когда рядом верный и надежный товарищ. Сказка «Конек-Горбунок» учит не терять надежды в любых обстоятельствах, показывает ценность дружбы и преданности семье. Она говорит о чуткости, доброте, победе добра над злом и несправедливостью. Произведение обращает внимание на то, как важно рассматривать, прежде всего, внутренний мир человека, а не его внешний облик. Возрастная аудитория 8-10 лет.

3. Талантливый человек П. П. Ершов соединил в своём произведении ряд образов, мотивов, сюжетных ходов известных народных сказок. Особенность этой замечательной сказки - тесное переплетение фантастического, чудесного с реалиями народной жизни. Яркие, запоминающиеся иллюстрации. Текст легкочитаем.

4.  В процессе чтения и анализа сказки «Конёк-Горбунок» показать, что нужно ценить дружбу, поддерживать своих друзей всегда и во всём, сказка учит упорству и целеустремлённости. Учить ребят сравнивать и анализировать произведения, развивать навыки пересказа литературного текста.

5. Как альтернативу сказке «Конёк – Горбунок» можно предложить сказку «Старик Хоттабыч». Сказка волшебная, добрая, написана с юмором и доступным для детей языком, и тоже показывает, что нужно ценить дружбу.

Задание 3. 

 Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;


6.      тема, идея сказки.

 -        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

  1. Сюжет сказки начинается с описания жизни старика и старухи. Бедная землянка на берегу моря и разбитое корыто – все, что нажили старики. Старик занимался ловлей рыбы, а старуха пряла пряжу. Однажды старику попалась золотая рыбка, говорящая человеческим голосом. Вопреки предложению рыбки, старик не стал брать с нее откуп и отпустил. Дома его разбранила старуха за то, что он не попросил хотя бы корыто. Старику пришлось возвратиться к морю и выполнить веление старухи.
Получив корыто, старуха на этом не успокоилась. Она пожелала новую избу, затем захотела стать столбовою дворянкой, а после – царицей. Вскоре старуха потребовала статуса морской владычицы с рыбкой в качестве прислуги. Сказка заканчивается печально: разгневанная рыбка отбирает у стариков все, и старуха вновь сидит у землянки с разбитым корытом. В сказке представлены такие понятия как человеческая мораль, осуждение алчности, жадности, властвования.

2. Написана в 1833 году в период Болдинской обсени. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения».

3. Фольклорная.

В ней есть просторечия: «дурачина ты, простофиля», «старуха вздурилась», «ужо» (уже). И пословицы: «Не садися не в свои сани». «Сказка о рыбаке и рыбке» напоминает и народную поэзию. В ней нет рифмы, но есть ритм и поэтические обороты речи. Слова в предложениях расположены не в обычном порядке, это называется инверсией: Дорогою ценою откупалась: Откупалась чем только пожелаю.

Литературная
В основе сказки всегда лежит антитеза между мечтой и действительностью, которая получает полное, но утопическое разрешение. Персонажи сказки контрастно распределяются по полюсам добра и зла (их эстетическим выражением становится прекрасное и безобразное). Сюжет сказки строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна.
4. Главные герои: Старик – положительный герой; Старуха – отрицательный герой; Золотая рыбка – волшебный персонаж.

5. Основной конфликт: желания Старухи не бесконечны, последнее желание стало окончательным. Старуха осталась, как и прежде, у разбитого корыта и во всём винила Старика.

6. Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким. Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было. Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.