Файл: Обучающийся Подолько Оксана Николаевна Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Практическое занятие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 4.
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
«Детство» написана от первого лица в жанре автобиографической повести. За основу взяты воспоминания детства, Толстой наделил героев свойствами характера и чертами, близкими членам его семьи. «Детство» описывает жизнь дворянской семьи, её нравы. Бытовые зарисовки передают обстановку характерную для сословия в начале 19 века.
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
«Детство» написана Толстым в самом начале его творческого пути. Юный герой, от лица которого ведётся повествование – Николенька Иртеньев. В произведении описываются будничные эпизоды из жизни мальчика, потому что автор делает акцент на его внутренних переживаниях, а не на внешней событийности. Именно события, произошедшие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, нравственные ориентиры. Окружающий мир и взрослые оказывают воздействие на личностный рост взрослеющего ребёнка, любой эпизод может стать судьбоносным мотивом для его поведения в будущем.
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
Николенька Иртемьев – десятилетний мальчик, чувствительный к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нём часто говорит совесть. Он любит всех и сам любим членами семьи, но несколько замкнут и не уверен в себе. Николенька эмоционален, мягок, не слишком усерден в учёбе, но очень внимателен к своим поступкам. Склонен к рассуждениям, анализу чувств и мыслей. Детство мальчика омрачило горе (смерть матери), это привело к раннему взрослению героя.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
Именно короткая беззаботная пора детства важна в формировании взрослой личности. Потери, радости, разочарования, восторг, пережитые в нежном возрасте, оставят отпечаток в душе ребёнка, который он пронесёт с собой во взрослую жизнь. Детские впечатления закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. Главное в творчестве Толстого - изучение внутреннего мира человека и нравственное самосовершенствование.
Задание 5.
Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.
В стихотворении главным образом представлена тема русской природы, которой восхищается автор. Тютчев имеет ввиду её переменчивость, быстротечность времени. В произведении он запечатлел короткий период осенней поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, красотой жизни, рассеянной в природе.
Автор вкладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – завершение года, то время, когда человек подводит итоги и строит новые планы. Он говорит о связи человека и природы. Осень – это не столько увядание естества окружающего мира, сколько человека. Юность осталась позади, теперь наступила зрелость, а впереди старость – зима. О крестьянском труде Тютчев пишет с уважением, говоря о том, что уборочная пора была сложной, но принесла пользу и радость крестьянам, труженики могут перевести дух, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся наедине с небом.
2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.
Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».
Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».
Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».
Олицетворение: «»день стоит», «серп гулял».
Разновидность метонимии-синекдоха: «серп гулял», «падал колос».
Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде».
Задание 6.
Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:
1. Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел рядом с ней и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Дружба с ребятами стала для него жизненной ценностью, важной частью жизни. В этой дружбе он увидел, что такое нищета и несправедливость, ощутил суровость действительности. Благодаря этой нелицеприятной правде в нём зародились такие важные качества, как сочувствие, взаимовыручка, милосердие, щедрость, любовь. Изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека.
2. Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?
Маленькая Маруся, ровесница Васиной сестры Сони, хрупкий и слабый ребёнок. А условия, в которых она жила, сложно назвать приемлемыми. И вскоре её одолевает тяжёлая болезнь. Вася очень переживал за неё и попросил у Сони куклу для Маруси. Он очень хотел помочь девочке и решил сделать ей приятное. Девочка очень обрадовалась такому подарку и даже находилась в приподнятом настроении, начала вставать. Однако болезнь взяла верх, но приятный момент с куклой девочки облегчил страдания.
3. Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?
Отец, узнав о пропаже куклы, очень сильно рассердился и вызвал сына на разговор. Сын не говорил о том, куда дел куклу, но во время разговора пришёл Тыбуций и принёс пропажу. Он рассказал о действительно большом сердце шестилетнего ребёнка, который всячески старался скрасить последние дни умирающей девочки. Судье стало стыдно за своё отношение к сыну, впервые, после смерти жены, он увидел в Васе ребёнка, который нуждался в доброте и внимании, и, в то же время, уже взрослого человека, способного отличить добро от зла, способного прийти на помощь и оказать поддержку тем, кто нуждается в ней. Стена непонимания между Васей и отцом рухнула. После этого разговора их отношения сильно изменились в лучшую сторону.
4. Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?
Главная мысль произведения заключается в необходимости сострадать и быть внимательным к ближнему. Раскрывается тема социального неравенства. Описывается безрадостная и тяжёлая жизнь нищих – несчастных, обездоленных, гонимых отовсюду и иногда вынужденных воровать и унижаться, чтобы выжить. Рассказ учит помогать людям, быть честным и справедливым, учит настоящей дружбе, доброте и взаимопониманию.
Задание 7.
Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
Басня «Слон и Моська»
1. Раскройте аллегорические образы басни.
Басня высмеивает людей, которые с отсутствием авторитета пытаются доказать кому-либо свою значимость, причём выглядит это весьма нелепо. Как правило, для того, чтобы возвыситься над кем то, необходимо быть компетентным в вопросе. Если же человек пытается доказать своё превосходство, не являясь при этом лучше – то это лишь повод для смеха. С другой стороны, автор намекает, что главное – не физические габариты, а ум.
2. Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.
Нарицательное слово «моська» - собирательное название всех небольших собак. На контрасте с Моськой Слон является олицетворением спокойной силы, уверенности и мужества. Он сдержанно реагирует и на шум надоедливой толпы, и на беснование Моськи.
Архаизмы: «увидевши», «знать», «отколе», «ну», «срамиться», «лаю не примечают», «отколе не возьмись», «духу придаёт».
Метафора: «лезет в драку».
Антитеза: «ты хрипишь…,а он ..идёт и не примечает».
Лексический повтор: «Эх, эх!»
Эллипсис: «навстречу Моська им (бежит)».
Ирония: «тебе ли со Слоном возиться?»
Инверсия: «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идёт».
Текст наполнен действием, поэтому включает всего один яркий эпитет – «большие забияки (задиры)». Используя его, Моська выдаёт желаемое за действительное. Её задача – создать себе весомую репутацию, прослыть грозой всех собак, произвести впечатление именно на них, а совсем не запугать Слона. Дворовая Шавка оказывается более мудрой. В этом виден отсыл к здравомыслию простого народа.
3. Сформулируйте идею басни.
Автор басни осуждает воинствующее невежество людей, которые судят о чём-либо, не вникая в природу вещей и не понимая масштаба происходящих событий. Поэт осуждает притворство в самом смешном его виде – имитации бурной деятельности, обличает трусость.
Пермь - 2023