ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 252
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||||
1.1 | Пояснительная записка | | ||
1.2. | Цели и задачи РП | | ||
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | | ||
1.4 | Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста | | ||
1.5 | Характеристики особенностей развитие детей подготовительной группы | | ||
1.6 | Географическое месторасположение | | ||
1.7 | Характеристика социокультурной среды | | ||
Раздел II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
2.1. | Учебный план | | ||
2.2 | Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям подготовительной группы | | ||
2.2.1 | Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | | ||
2.2.2 | Образовательная область «Познавательное развитие» | | ||
2.2.3 | Образовательная область «Речевое развитие» | | ||
2.2.4 | Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | | ||
2.2.5 | Образовательная область «Физическое развитие» | | ||
2.3 | Общая характеристика и задачи развития дошкольного возраста | | ||
2.4 | Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов | | ||
2.5 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | | ||
2.6 | Взаимодействие взрослых с детьми | | ||
2.7 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | | ||
2.8 | Региональный компонент. Экологическое воспитание (вариативная часть) | | ||
2.9 | Коррекционно – развивающая работа с детьми | | ||
2.10 | Программа воспитания МАДОУ №19 | | ||
2.10.1 | Особенности воспитательного процесса в детском саду | | ||
2.10.2 | Цель и задачи воспитания | | ||
2.10.3 | Виды, формы и содержательной деятельности | | ||
2.10.4 | Модули | | ||
2.11 | Вариативные модули | | ||
| | | ||
Раздел III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||||
3.1 | Режим дня группы | | ||
3.2 | Расписание непосредственно образовательной деятельности | | ||
3.3 | Тематический план на год | | ||
3.4. | Комплексно-тематическое план на год | | ||
3.5. | Календарь праздников и развлечений | | ||
3.6. | Педагогическая диагностика | | ||
Раздел IV ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | | |||
4 | Список литературы | | ||
4.1.1. | Литература для детей | | ||
4.1.2. | Литература для родителей | | ||
4.1.3. | Интернет ресурсы | |
Раздел I
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Образовательная деятельность осуществляется на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»,
авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Рабочая программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Законом «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -
Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; -
Уставом МАДОУ № 19.
Программа сформирована для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
1.2. Цели:
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
позитивная социализация и всестороннее развитие ребёнка дошкольного возраста в адекватных его возрасту видах детской деятельности.
Программа направлена на:
-
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; -
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. -
Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
4.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
7.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
8.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как само целеполагание, само планирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
-личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- средовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
При разработке программы учитывались следующие значимые характеристики: географическое месторасположение; социокультурная среда; контингент воспитанников; характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
1.5 Характеристики особенностей развития детей от 3 до 4
Отделение себя от взрослого - характерная черта кризиса 3 лет. Эмоциональное развитие ребѐнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Поведение ребѐнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны.
Дети 3-4 лет усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определѐнными разрешениями и запретами, могут увидеть несоответствие поведения другого ребѐнка нормам и правилам поведения.
В 3 года ребѐнок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина.
У нормально развивающегося трѐхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания. В этот период высока потребность ребѐнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Накапливается определѐнный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом.
В 3 года складываются некоторые пространственные представления. Представления ребѐнка четвѐртого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой - его непосредственным опытом. Внимание детей четвѐртого года жизни непроизвольно.
Память детей 3 лет непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление трѐхлетнего ребѐнка является наглядно-действенным. В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре.
В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. В 3-4 года ребѐнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив.
Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Совершенствуется звукоразличение, слух.
В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС дошкольного образования специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.