Файл: Программа дисциплины "Экономика и менеджмент в здравоохранении и стоматологии".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Содержание дисциплины
Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций лекционное занятие (3 часа(ов)):
Лекция ٠1. Экономика здравоохранения. Предмет экономики здравоохранения Лекция ٠2. Эффективность здравоохранения и основы экономического анализа.
практическое занятие (15 часа(ов)):
-
Вводное занятие. Основные задачи в изучении предмета ?Экономика и менеджмент в здравоохранении?. 2. Морально-этические проблемы в медицине и стоматологии. Этические проблемы в медицине с точки зрения врачебной ошибки Классификация профессионально-этических проблем. Основные модели построения взаимоотношений врача и больного. Источники профессионально-этических проблем в стоматологии. 3.
Ценообразование в системе здравоохранения. 4. Трудовое право в стоматологии. Критерии доступа медицинского персонала к трудовой деятельности в стоматологии. Внутренний трудовой распорядок в стоматологической клинике. Охрана труда врача-стоматолога. 5. Оплата труда в здравоохранении. 6. Ведение документации на стоматологическом приеме ? правовое регулирование отношений между врачом и пациентом. Правовые аспекты информации в стоматологии. Документированная информация. Ответственность за ведение, хранение, уничтожение информации. 7. Количество, качество и эффективность труда в здравоохранении. 8. Налогообложение. Налогообложение бюджетных медицинских учреждений и медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги.
Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения
лекционное занятие (9 часа(ов)):
Лекция 3ه. Правовые основы в стоматологии. Основы для врача и пациента с позиции судебной практики. Оформление документации на стоматологическом приеме. Лекция٠4. Лицензирование стоматологических организаций. Право на занятие профессиональной медицинской деятельностью врача-стоматолога. Лекция ٠5. Платные медицинские услуги в свете требований законодательства. Рыночные отношения в здравоохранении. Коммерческий сектор в здравоохранении. Лекция
٠6. Понятие и основы менеджмента в стоматологической организации. Основы современного менеджмента в здравоохранении. Организация работы стоматологической организации. Принципы взаимодействия стоматологических организаций со страховыми компаниями в рамках ОМС и в поле ДМС.
практическое занятие (17 часа(ов)):
9. Легальность стоматологических услуг. Лицензирование, соблюдение санитарно-противоэпидемических требований в стоматологической клинике. Соблюдение технических регламентов. 10. Особенности менеджмента в стоматологии. Субъекты рынка, организационная культура, стили управления. 11. Понятие об экспертизе в стоматологии. Виды экспертизы и порядок назначения и производства экспертизы. Управление качеством стоматологической помощи при разборе обращений населения. 12. Стратегия управления в стоматологической организации. Цели, задачи, миссия стоматологической организации. Взаимоотношения с субъектами рынка: физическими лицами и юридическими лицами. 13. Структура стоматологической организации. Функция и взаимодействие подразделений в стоматологической организации. Основные принципы формирования рынка стоматологических услуг в сфере платных услуг, в поле деятельности страховых компаний в рамках ДМС и ОМС. 14. Управление качеством стоматологической помощи. Экспертиза качества стоматологической помощи. 15. Управление маркетингом в здравоохранении. Маркетинг в стоматологической организации. Маркетинговая система стоматологической организации: внешний маркетинг; внутренний маркетинг; маркетинговая информационная система. 16. Основные принципы и методы применения полученных знаний на практике. Зачетное занятие.
-
Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)
N | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды самостоятельной работы студентов | Трудоемкость (в часах) | Формы контроля самостоятельной работы |
2. | Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций | 3 | 2-4 | подготовка к контрольной работе | 15 | контрольная работа |
3. | Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения | 3 | 4-7 | подготовка к контрольной работе | 13 | контрольная работа |
| Итого | | | | 28 | |
-
Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения
-
.Деловые и ролевые игры с конкретными клиническими ситуациями. -
.Разбор конкретных ситуаций на примере клиники, являющийся учебной базой. -
.Привлечение главного эпидемиолога для проведения консультации. -
.Тренинг А.Б.Бичуна "Успешная консультация врача". -
.Изучение примера рыночных отношений медицинской организации на примере клиники, являющийся учебной базой. -
. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций контрольная работа , примерные вопросы:
Задача 1 ه Рассчитайте заработную плату врача-стоматолога-терапевта за сентябрь месяц, где фактически отработанное время в часах в табеле за сентябрь составило 137,6 часов. Часовая тарифная ставка данной категории врачей составляет 158 руб. 51 коп.
Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения контрольная работа , примерные вопросы:
Разбор стилей руководства стоматологической организации. Экспертиза качества стоматологической помощи на примере 3 случаев. Разработка маркетинговой политики при организации стоматологического учреждения и при перезапуске стоматологической поликлиники. Штатное расписание стоматологической поликлиники было утверждено вышестоящей организацией.Однако Главный врач поликлиники Иванов И.И. ввел своим распоряжением в него должности заместителей главного врача по экспертизе и по маркетингу. Правомочно-ли его решение?
Тема . Итоговая форма контроля
Примерные вопросы к зачету:
Вопросы к итоговому зачетному занятию по дисциплине "Экономика и менеджмент в здравоохранении".
-
Предмет экономики здравоохранения. Цели и задачи экономики здравоохранения. -
Типы экономических систем. Экономические отношения. Методы экономики здравоохранения. -
Экономические проблемы развития здравоохранения. -
Экономическая эффективность здравоохранения. Социальная эффективность здравоохранения. Медицинская эффективность здравоохранения. -
Экономический ущерб. Показатели экономического ущерба. -
Расчет показателей эффективности здравоохранения. Типы эффективности. -
Экономический анализ в здравоохранении. Задачи экономического анализа. -
Виды экономического анализа. -
Экономические потери в связи с заболеваемостью. Виды экономических потерь. -
Этика и нравственность в рамках платной медицинской стоматологической услуги. -
Понятие врачебной ошибки. Проблема врачебных ошибок. Классификация врачебных ошибок. Источники врачебных ошибок. Профилактика риска врачебных ошибок. -
Информированное добровольное согласие в медицине. Информированное добровольное согласие и отказ на медицинское вмешательство. -
Юридическое значение ведения документации. Пакет документов обязательный для оказания медицинских услуг. -
Трудовое право в стоматологии. Компетенция и образование. Охрана туда в стоматологической организации. Требования охраны труда в аварийной ситуации. -
Правовое регулирование трудовых правоотношений врачей стоматологов. Вредные условия труда в стоматологии. Инвалидность персонала и трудовая социальная реабилитация инвалидов. -
Основные приказы, регламентирующие работу врача-стоматолога. Правила внутреннего трудового распорядка в стоматологической организации. -
Порядок приема на работу и порядок прекращения трудовых договоров с сотрудниками. Документы необходимые для врача-стоматолога при трудоустройстве на работу. Категории врача-стоматолога. -
Правовые аспекты информации в стоматологии. Документированная информация. Ответственность за ведение, хранение, внесение изменений и уничтожение документированной информации в стоматологии. -
Оплата труда в здравоохранении. Функции оплаты труда. -
Формы оплаты труда. -
Количество, качество и эффективность труда в здравоохранении. -
Качество медицинской помощи. -
Налогообложение в медицинской практике. Понятие о налогах. -
Принципы налогообложения. Понятия налоговой системы. -
Классификация налогов. Функции налогов. -
Нарушения налогового законодательства. Санкции при нарушениях. -
Страховые взносы. Перечень налогов. -
Информационная безопасность в стоматологии: понятие, организационно-правовые способы охраны и защиты информации. Особые правовые режимы информации: понятие, режим персональных данных, режимы государственной, служебной, коммерческой тайны. Ответственность за разглашение тайны. Подпись и ее идентификация в стоматологии. -
Медицинское право в стоматологии: законодательство РФ в сфере здравоохранения. Права пациентов и их нарушения в стоматологии. Правовое регулирование оказания медицинской стоматологической помощи иммигрантам на территории РФ. Правосознание и правовая культура врача стоматолога. -
Основные группы правовых конфликтов в стоматологии. Механизмы разрешения правовых конфликтов. Досудебное и судебное разбирательство правовых конфликтов в стоматологии. -
Принцип добровольного информированного согласия в стоматологии. Стандартизация информации для пациента. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Компенсация морального ущерба. -
Гражданская ответственность медицинских стоматологических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Договор возмездного оказания услуг в стоматологии. Качество услуги. Гарантии в стоматологии. -
Легальность стоматологических услуг: Лицензирование, допуск к профессиональной деятельности. Соблюдение санитарно-противоэпидемических и технологических требований. -
Применение и использование изделий медицинского назначения и лекарственных средств в стоматологии. Медицинские технологии в стоматологии. Технический регламент.
Ответственность за нарушение.
-
Плановые и внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований. -
Понятие об экспертизе в стоматологии. Стоматологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Обязательное проведение экспертизы. -
Эксперт. Обязанности и права эксперта. Отвод эксперта. Ответственность эксперта. -
Виды экспертизы в стоматологии. Порядок назначения и производства экспертизы. -
Экспертиза при разборе жалоб, на предварительном следствии и в суде. Причинно-следственная связь, как инструмент при проведении экспертизы. Ведомственная и вневедомственная экспертиза в стоматологии. -
Медико-экономический контроль объемов стоматологической помощи. -
Ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи. -
Дефекты медицинской помощи. -
Организационная структура стоматологической организации: устройство и функции подразделений стоматологической организации. -
Внутренние и внешние модели исполнения диагностических и зуботехнических услуг. Стоматологическая организация, как бизнес-процесс: общие принципы. -
Цели, задачи, миссия стоматологической организации. Философия медицинской организации. -
Документооборот в стоматологической организации: медицинская документация, деловая документация, финансовая и прочая учетно-отчетная документация. Экономическая безопасность стоматологической организации (подразделения). -
Автоматизация процессов в стоматологической организации (подразделении): построение информационной системы; подсистема управления; подсистема экономики и финансов, маркетинговая подсистема. -
Особенности формирования менеджмента в стоматологии (субъекты рынка, управление по целям, организационная культура, стили управления). -
Стратегическое управление в стоматологической организации (подразделении): предпринимательская миссия; цели и базовые стратегии; политика качества; стратегия долгосрочных отношений с пациентами; стратегия ценообразования; платежные системы; кредитные и лизинговые возможности; стратегия продаж стоматологических услуг. -
Бизнес-модель стоматологической организации: объединений целей с бизнес-процессами; алгоритмизация отношений в коллективе; взаимоотношение собственников (учредителей) и управленческого звена в стоматологической организации. -
Система управления инновационно-инвестиционной деятельностью стоматологической организации: создание филиалов или сети; перспективная оценка организационных и медицинских технологий; плановое обучение кадров перспективным технологиям. -
Социальные гарантии в стоматологической организации: охрана труда, повышение квалификации и механизмы компенсации затрат на повышение квалификации при расторжении трудового договора. Этические проблемы менеджмента. -
Виды стоматологических организаций. Структура стоматологической поликлиники Задачи стоматологической службы -
Медицинское страхование. ОМС. Цели ОМС, принципы. Достоинства и недостатки. -
Финансовые средства ОМС. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. Основные понятия. -
Нарушения прав граждан на получение медицинской помощи по государственным гарантиям. -
ДМС. Основные понятия и принципы ДМС. -
Отличия ОМС и ДМС, -
Особенности формирования рынка стоматологических услуг в Российской Федерации: рынок в рамках ОМС; рынок на поле ДМС; рынок платных услуг. Пациенты и клиенты в стоматологии: корпоративные клиенты и физические лица. -
Маркетинг стоматологической организации. Оценка перспектив развития стоматологии. -
Ценообразование. Понятие и наполнение стоматологической услуги: компоненты стоматологической услуги; прейскуранты и их виды: манипуляционный, нозологический. Рентабельность стоматологической организации. -
Маркетинговая система стоматологической организации: внешний маркетинг; внутренний маркетинг; маркетинговая информационная система. Исполнение маркетинговых услуг в стоматологической организации по уровням: административный уровень; медицинский уровень.