Файл: Программа дисциплины "Экономика и менеджмент в здравоохранении и стоматологии".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

    1. Содержание дисциплины

Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций лекционное занятие (3 часа(ов)):

Лекция ٠1. Экономика здравоохранения. Предмет экономики здравоохранения Лекция ٠2. Эффективность здравоохранения и основы экономического анализа.

практическое занятие (15 часа(ов)):

  1. Вводное занятие. Основные задачи в изучении предмета ?Экономика и менеджмент в здравоохранении?. 2. Морально-этические проблемы в медицине и стоматологии. Этические проблемы в медицине с точки зрения врачебной ошибки Классификация профессионально-этических проблем. Основные модели построения взаимоотношений врача и больного. Источники профессионально-этических проблем в стоматологии. 3.

Ценообразование в системе здравоохранения. 4. Трудовое право в стоматологии. Критерии доступа медицинского персонала к трудовой деятельности в стоматологии. Внутренний трудовой распорядок в стоматологической клинике. Охрана труда врача-стоматолога. 5. Оплата труда в здравоохранении. 6. Ведение документации на стоматологическом приеме ? правовое регулирование отношений между врачом и пациентом. Правовые аспекты информации в стоматологии. Документированная информация. Ответственность за ведение, хранение, уничтожение информации. 7. Количество, качество и эффективность труда в здравоохранении. 8. Налогообложение. Налогообложение бюджетных медицинских учреждений и медицинских учреждений, оказывающих платные медицинские услуги.

Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения

лекционное занятие (9 часа(ов)):

Лекция 3ه. Правовые основы в стоматологии. Основы для врача и пациента с позиции судебной практики. Оформление документации на стоматологическом приеме. Лекция٠4. Лицензирование стоматологических организаций. Право на занятие профессиональной медицинской деятельностью врача-стоматолога. Лекция ٠5. Платные медицинские услуги в свете требований законодательства. Рыночные отношения в здравоохранении. Коммерческий сектор в здравоохранении. Лекция
٠6. Понятие и основы менеджмента в стоматологической организации. Основы современного менеджмента в здравоохранении. Организация работы стоматологической организации. Принципы взаимодействия стоматологических организаций со страховыми компаниями в рамках ОМС и в поле ДМС.

практическое занятие (17 часа(ов)):

9. Легальность стоматологических услуг. Лицензирование, соблюдение санитарно-противоэпидемических требований в стоматологической клинике. Соблюдение технических регламентов. 10. Особенности менеджмента в стоматологии. Субъекты рынка, организационная культура, стили управления. 11. Понятие об экспертизе в стоматологии. Виды экспертизы и порядок назначения и производства экспертизы. Управление качеством стоматологической помощи при разборе обращений населения. 12. Стратегия управления в стоматологической организации. Цели, задачи, миссия стоматологической организации. Взаимоотношения с субъектами рынка: физическими лицами и юридическими лицами. 13. Структура стоматологической организации. Функция и взаимодействие подразделений в стоматологической организации. Основные принципы формирования рынка стоматологических услуг в сфере платных услуг, в поле деятельности страховых компаний в рамках ДМС и ОМС. 14. Управление качеством стоматологической помощи. Экспертиза качества стоматологической помощи. 15. Управление маркетингом в здравоохранении. Маркетинг в стоматологической организации. Маркетинговая система стоматологической организации: внешний маркетинг; внутренний маркетинг; маркетинговая информационная система. 16. Основные принципы и методы применения полученных знаний на практике. Зачетное занятие.

    1. Структура и содержание самостоятельной работы дисциплины (модуля)

N

Раздел Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды самостоятельной работы студентов

Трудоемкость (в часах)

Формы контроля самостоятельной работы

2.

Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций

3

2-4

подготовка к контрольной работе

15

контрольная работа

3.

Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения

3

4-7

подготовка к контрольной работе

13

контрольная работа




Итого










28







  1. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения

  1. .Деловые и ролевые игры с конкретными клиническими ситуациями.

  2. .Разбор конкретных ситуаций на примере клиники, являющийся учебной базой.

  3. .Привлечение главного эпидемиолога для проведения консультации.

  4. .Тренинг А.Б.Бичуна "Успешная консультация врача".

  5. .Изучение примера рыночных отношений медицинской организации на примере клиники, являющийся учебной базой.

  6. . Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Тема 2. Курс экономики с уклоном на деятельность медицинских организаций контрольная работа , примерные вопросы:

Задача 1 ه Рассчитайте заработную плату врача-стоматолога-терапевта за сентябрь месяц, где фактически отработанное время в часах в табеле за сентябрь составило 137,6 часов. Часовая тарифная ставка данной категории врачей составляет 158 руб. 51 коп.

Тема 3. Основы менеджмента и маркетинга на примере медицинского учреждения контрольная работа , примерные вопросы:

Разбор стилей руководства стоматологической организации. Экспертиза качества стоматологической помощи на примере 3 случаев. Разработка маркетинговой политики при организации стоматологического учреждения и при перезапуске стоматологической поликлиники. Штатное расписание стоматологической поликлиники было утверждено вышестоящей организацией.Однако Главный врач поликлиники Иванов И.И. ввел своим распоряжением в него должности заместителей главного врача по экспертизе и по маркетингу. Правомочно-ли его решение?

Тема . Итоговая форма контроля

Примерные вопросы к зачету:

Вопросы к итоговому зачетному занятию по дисциплине "Экономика и менеджмент в здравоохранении".


  1. Предмет экономики здравоохранения. Цели и задачи экономики здравоохранения.

  2. Типы экономических систем. Экономические отношения. Методы экономики здравоохранения.

  3. Экономические проблемы развития здравоохранения.

  4. Экономическая эффективность здравоохранения. Социальная эффективность здравоохранения. Медицинская эффективность здравоохранения.

  5. Экономический ущерб. Показатели экономического ущерба.

  6. Расчет показателей эффективности здравоохранения. Типы эффективности.

  7. Экономический анализ в здравоохранении. Задачи экономического анализа.

  8. Виды экономического анализа.

  9. Экономические потери в связи с заболеваемостью. Виды экономических потерь.

  10. Этика и нравственность в рамках платной медицинской стоматологической услуги.

  11. Понятие врачебной ошибки. Проблема врачебных ошибок. Классификация врачебных ошибок. Источники врачебных ошибок. Профилактика риска врачебных ошибок.

  12. Информированное добровольное согласие в медицине. Информированное добровольное согласие и отказ на медицинское вмешательство.

  13. Юридическое значение ведения документации. Пакет документов обязательный для оказания медицинских услуг.

  14. Трудовое право в стоматологии. Компетенция и образование. Охрана туда в стоматологической организации. Требования охраны труда в аварийной ситуации.

  15. Правовое регулирование трудовых правоотношений врачей стоматологов. Вредные условия труда в стоматологии. Инвалидность персонала и трудовая социальная реабилитация инвалидов.

  16. Основные приказы, регламентирующие работу врача-стоматолога. Правила внутреннего трудового распорядка в стоматологической организации.

  17. Порядок приема на работу и порядок прекращения трудовых договоров с сотрудниками. Документы необходимые для врача-стоматолога при трудоустройстве на работу. Категории врача-стоматолога.

  18. Правовые аспекты информации в стоматологии. Документированная информация. Ответственность за ведение, хранение, внесение изменений и уничтожение документированной информации в стоматологии.

  19. Оплата труда в здравоохранении. Функции оплаты труда.

  20. Формы оплаты труда.

  21. Количество, качество и эффективность труда в здравоохранении.

  22. Качество медицинской помощи.

  23. Налогообложение в медицинской практике. Понятие о налогах.

  24. Принципы налогообложения. Понятия налоговой системы.

  25. Классификация налогов. Функции налогов.

  26. Нарушения налогового законодательства. Санкции при нарушениях.

  27. Страховые взносы. Перечень налогов.

  28. Информационная безопасность в стоматологии: понятие, организационно-правовые способы охраны и защиты информации. Особые правовые режимы информации: понятие, режим персональных данных, режимы государственной, служебной, коммерческой тайны. Ответственность за разглашение тайны. Подпись и ее идентификация в стоматологии.

  29. Медицинское право в стоматологии: законодательство РФ в сфере здравоохранения. Права пациентов и их нарушения в стоматологии. Правовое регулирование оказания медицинской стоматологической помощи иммигрантам на территории РФ. Правосознание и правовая культура врача стоматолога.

  30. Основные группы правовых конфликтов в стоматологии. Механизмы разрешения правовых конфликтов. Досудебное и судебное разбирательство правовых конфликтов в стоматологии.

  31. Принцип добровольного информированного согласия в стоматологии. Стандартизация информации для пациента. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан вследствие недобросовестного выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей. Компенсация морального ущерба.

  32. Гражданская ответственность медицинских стоматологических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья. Договор возмездного оказания услуг в стоматологии. Качество услуги. Гарантии в стоматологии.

  33. Легальность стоматологических услуг: Лицензирование, допуск к профессиональной деятельности. Соблюдение санитарно-противоэпидемических и технологических требований.

  34. Применение и использование изделий медицинского назначения и лекарственных средств в стоматологии. Медицинские технологии в стоматологии. Технический регламент.


Ответственность за нарушение.

  1. Плановые и внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных требований.

  2. Понятие об экспертизе в стоматологии. Стоматологическая экспертиза в уголовном и гражданском процессе. Обязательное проведение экспертизы.

  3. Эксперт. Обязанности и права эксперта. Отвод эксперта. Ответственность эксперта.

  4. Виды экспертизы в стоматологии. Порядок назначения и производства экспертизы.

  5. Экспертиза при разборе жалоб, на предварительном следствии и в суде. Причинно-следственная связь, как инструмент при проведении экспертизы. Ведомственная и вневедомственная экспертиза в стоматологии.

  6. Медико-экономический контроль объемов стоматологической помощи.

  7. Ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи.

  8. Дефекты медицинской помощи.

  9. Организационная структура стоматологической организации: устройство и функции подразделений стоматологической организации.

  10. Внутренние и внешние модели исполнения диагностических и зуботехнических услуг. Стоматологическая организация, как бизнес-процесс: общие принципы.

  11. Цели, задачи, миссия стоматологической организации. Философия медицинской организации.

  12. Документооборот в стоматологической организации: медицинская документация, деловая документация, финансовая и прочая учетно-отчетная документация. Экономическая безопасность стоматологической организации (подразделения).

  13. Автоматизация процессов в стоматологической организации (подразделении): построение информационной системы; подсистема управления; подсистема экономики и финансов, маркетинговая подсистема.

  14. Особенности формирования менеджмента в стоматологии (субъекты рынка, управление по целям, организационная культура, стили управления).

  15. Стратегическое управление в стоматологической организации (подразделении): предпринимательская миссия; цели и базовые стратегии; политика качества; стратегия долгосрочных отношений с пациентами; стратегия ценообразования; платежные системы; кредитные и лизинговые возможности; стратегия продаж стоматологических услуг.

  16. Бизнес-модель стоматологической организации: объединений целей с бизнес-процессами; алгоритмизация отношений в коллективе; взаимоотношение собственников (учредителей) и управленческого звена в стоматологической организации.

  17. Система управления инновационно-инвестиционной деятельностью стоматологической организации: создание филиалов или сети; перспективная оценка организационных и медицинских технологий; плановое обучение кадров перспективным технологиям.

  18. Социальные гарантии в стоматологической организации: охрана труда, повышение квалификации и механизмы компенсации затрат на повышение квалификации при расторжении трудового договора. Этические проблемы менеджмента.

  19. Виды стоматологических организаций. Структура стоматологической поликлиники Задачи стоматологической службы

  20. Медицинское страхование. ОМС. Цели ОМС, принципы. Достоинства и недостатки.

  21. Финансовые средства ОМС. Программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению. Основные понятия.

  22. Нарушения прав граждан на получение медицинской помощи по государственным гарантиям.

  23. ДМС. Основные понятия и принципы ДМС.

  24. Отличия ОМС и ДМС,

  25. Особенности формирования рынка стоматологических услуг в Российской Федерации: рынок в рамках ОМС; рынок на поле ДМС; рынок платных услуг. Пациенты и клиенты в стоматологии: корпоративные клиенты и физические лица.

  26. Маркетинг стоматологической организации. Оценка перспектив развития стоматологии.

  27. Ценообразование. Понятие и наполнение стоматологической услуги: компоненты стоматологической услуги; прейскуранты и их виды: манипуляционный, нозологический. Рентабельность стоматологической организации.

  28. Маркетинговая система стоматологической организации: внешний маркетинг; внутренний маркетинг; маркетинговая информационная система. Исполнение маркетинговых услуг в стоматологической организации по уровням: административный уровень; медицинский уровень.