Файл: Реферат по предмету Риторика Тема Диалог как один из основных видов речи. Спор,диспут,дискуссия,полемика,дебаты,пренияобщее и отличное.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) воздерживаться от собственных суждений
2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов
3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений
4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования
5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа
6) давать время для обдумывания ответов
7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии
Дискуссией (от лат. discussio - исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputar — рассуждать, disputatio - прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему.
Слово "диспут" происходит от латинского disputare - рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Участвовать в диспуте — значит обсуждать ту или иную проблему. Глагол «дебатировать» связан с участием в дебатах, то есть обсуждении предлагаемой темы, глагол «полемизировать» говорит об участии в по¬лемике — публичном споре, где главная задача — утверж-дение своего мнения и опровержение мнения против¬ника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Публичное обсуждение может проводиться в форме полемики, дискуссии, диспута, дебатов или прений.
Каждая форма имеет свои особенности.
Полемика представляется наиболее адекватной формой обсуждения вопросов, имеющих социально-политическое значение.
Дискуссия – регламентированное обсуждение, цель которого состоит не в опровержении тезиса оппонента, а в установлении меры истинности и меры ложности каждого (в том числе и своего) тезиса.
Диспут предполагает обсуждение научных и общественно значимых тем. В процессе диспута его участники высказывают свои суждения, дают оценку событиям, рассматривают проблему с различных точек зрения.
Формальные дебаты представляют собой некое обсуждение ранее подготовленных и представленных выступлений представителей оппозиционных команд или групп. Участники могут быть спикерами правительства, кандидатами на должность или студентами, школьниками. В данном случае это не играет принципиальной роли, различен лишь регламент.
Прения бывают судебные – часть судебного разбирательства, в которой выступают его участники, со своих позиций подводя итоги судебного следствия, и парламентские – обсуждение депутатами законопроектов или проектов резолюций на пленарном заседании парламента или его отдельной палаты.
Но есть проблема, которая заключается в том, что достаточно устойчивых традиций публичного обсуждения в нашем обществе еще нет, что отражается в парламентских дискуссиях, которые часто приобретают неуправляемый характер, в хлесткости многих газетных публикаций и опровержений, в неуправляемости телевизионных «выяснений отношений» между претендентами на выборные должности и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Костанов Ю. Слово и дело: Судебные речи: Избранное. – М.: Verte, 2007. – 352 c. -
Михальская А.К. Основы риторики. – М.:Дрофа, 2001. – 496 с. -
Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. – М.: Просвещение, 1991. – 128 с. -
Прошунин Н. Ф. Что такое полемика? – М.: Политиздат, 1985. – 335 с. -
Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Издательство Бонфи, 2001. – 296 с. -
http://www.bestreferat.ru/referat-45805.html