Файл: Протокол 4 от 09. 01. 2020 г. Утверждаю Директор гапоу Лаишевский техникоэконмический техникум.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лаишевский технико-экономический техникум»

Рассмотрено и принято
На заседании педагогического совета техникума
Протокол № 4 от 09.01.2020 г.

Утверждаю
Директор ГАПОУ «Лаишевский технико-эконмический техникум»

________________________Э.Т.Якупов

Приказ от 09.01.2020 г. № 4-ОД


ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАПОУ «ЛАИШЕВСКИЙ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Лаишево

  1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Лаишевский технико-экономический техникум» (далее - Техникум).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ «Об образовании», Приказом Министерства образования и науки РФ № 464 от 14.06.2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, локальными актами техникума.

1.3. Используемые термины, определения:

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.


Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное обучение - это обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц без ограничения по здоровью, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих ограничений по здоровью. Инклюзивное образование - процесс обучения инвалидов, лиц с ОВЗ с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям, удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий. Кроме образовательного процесса обучающиеся инвалиды и с ОВЗ могут посещать кружки, секции, внеклассные мероприятия и др. с учетом состояния здоровья.

Специальные условия обучения - внедрение индивидуальных образовательных программ, адаптированных образовательных программ и методов развития и обучения, обеспечение учебниками, учебными пособиями, дидактическими и наглядными материалами, реализация индивидуальных, технических средств развития и обучения и доступность среды обучения, а также психолого-педагогические, социальные и иные услуги, необходимые обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития, социальной адаптации и интеграции в обществе, будущей профессиональной деятельности.

2.Цель, задачи, принципы инклюзивного образования

2.1. Цель инклюзивного образования - обеспечение доступа к качественному профессиональному образованию инвалидов, лиц с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

    1. Задачи инклюзивного образования:

  • создание условий, необходимых для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, их социализации и адаптации;

  • создание адекватной возможностям обучающихся с ОВЗ образовательной среды;

  • повышение уровня доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • повышение качества профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;

  • освоение обучающимися образовательных программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО); программ профессионального обучения.

  • создание эффективной системы психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся;

  • формирование толерантной социокультурной среды.


2.3. Принципы инклюзивного образования:

  • добровольность участия в образовательном процессе и внеучебной деятельности инвалидов, лиц с ОВЗ с согласия родителей (законных представителей);

  • обеспечение условий обучающимся инвалидам, лицам с ОВЗ для получения ими профессионального образования, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

  • создание адаптированной среды, позволяющей обеспечить полноценное включение обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ в образовательный процесс, их личностную самореализацию;

  • создание материально-технических условий для беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ к получению ими профессионального образования;

  • готовность педагогических кадров к работе с обучающимися инвалидами, лицами с ОВЗ в рамках инклюзивного образования;

  • информационная открытость.




  1. Участники образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения


3.1. Участниками образовательного процесса с инклюзивным обучением являются обучающиеся инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся, не имеющих таких ограничений, педагогические работники техникума, медицинский работник, родители (законные представители).

3.2. Права и обязанности инвалидов, обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, их родителей, определяются локальными актами.

3.3. При исполнении профессиональных обязанностей педагоги, реализующие образовательный процесс в группах с инклюзивным обучением, имеют право самостоятельно выбирать частные методики организации образовательного процесса, дидактический и раздаточный материал, наглядность, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию образования.

3.4. Педагогические работники, участвующие в реализации инклюзивного образования, должны быть ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся инвалидов, с ОВЗ и учитывать их при организации образовательного процесса.


3.5. К реализации инклюзивного обучения привлекаются педагоги- психологи, социальные педагоги, специалисты по специальным техническим и программным средствам обучения, а также при необходимости сурдопедагоги, сурдопереводчики, тифлопедагоги, тифло- и сурдопереводчики.

4. Ресурсное обеспечение инклюзивного образования в образовательной организации
4.1. Кадровое обеспечение.

4.1.1. Руководящие, педагогические и иные работники должны иметь необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности и должны соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся.

4.1.2. Педагогические работники, реализующие адаптированные образовательные программы и не имеющие специального образования, должны пройти курсы повышения квалификации или курсы переподготовки в области дефектологии.

4.2. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение реализации инклюзивного образования должно отвечать не только общим требованиям, определенным в ФГОС СПО по профессии/специальности, но и особым образовательным потребностям каждой категории обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

- организация безбарьерной архитектурной среды,

- организация рабочего места обучающегося,

- технические и программные средствам общего и специального назначения.

4.2.2. Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничений здоровья.

4.2.3. В общежитии техникума создается безбарьерная среда с учетом потребности категорий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

4.2.4. Обучение студентов с ОВЗ в техникуме осуществляется как по учебникам из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ СПО, так и по специальным - для студентов инвалидов, имеющих нарушения зрения.


4.3. Программно-методическое обеспечение.

4.3.1. Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования включает наличие:

- нормативно-правовой документации федерального, республиканского уровней по организации инклюзивного образования;

- локальных нормативных актов, затрагивающих интересы обучающихся с ОВЗ и инвалидов;

- информационных, справочных, научно-методических пособий, методических рекомендаций по инклюзивному образованию;

- адаптированных образовательных программ, разработанных в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.) с учетом рекомендаций, данных обучающимся по заключению психолого-медико- педагогической комиссии (для обучающегося с ОВЗ) или индивидуальной программы реабилитации инвалида (для ребенка-инвалида);

- учебно-методического обеспечения для реализации адаптированных программ ПКРС, ПССЗ и профессиональной подготовки;

- примерных адаптированных образовательных программ по специальностям и профессиям техникума для обучающихся с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

4.4. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение организации инклюзивного образования в техникуме осуществляется в пределах бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан и (или) местного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также из средств общественных, благотворительных организаций и за счет иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
5. Направления деятельности техникума по реализации инклюзивного образования
5.1. Основными направлениями по реализации инклюзивного образования в техникуме являются:

- организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ;

- психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ;

- методическое сопровождение инклюзивного образования;

- развитие материально-технической базы для инклюзивного обучения, реализация Программы «Доступная среда»;