Файл: Дидактические игры по фэмп в подготовительной к школе группе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактические игры

по ФЭМП в подготовительной к школе группе



В разделе «Развитие элементарных математических представлений» к детям седьмого года жизни предъявляются более высокие требования не только и не столько в овладении количеством и счетом, величиной, формой, ориентировкой в пространстве и во времени, сколько в использовании математических операций с целью умственного развития и формирования воли, воспитания умения сравнивать, обобщать, выделять признаки предметов и явлений.

В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

В дидактических играх дети могут сравнивать смежные; числа в пределах 10, знать, как из неравенства можно сделать равенство (8 больше 7, но если к 7 добавить 1, то будет по 8 — поровну; 7 меньше 8, здесь не хватает 1, если от 8 отнять 1, то будет в обеих группах по 7 — поровну), правильно отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», делить предмет на 2 и 4 части (например, разделить яблоко на 2 части, затем на 4), сравнивать части, на конкретном материале устанавливать, что целое больше части, а части меньше целого; измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов с помощью условной мерки и на глаз; определять длину палки, ширину ленты, высоту забора, дерева и т. д.; различать овал и круг; уметь видеть форму предметов (мяч, арбуз — имеют форму шара; тарелка, блюдце — форму круга и т. д.); видоизменять геометрические фигуры (составить из нескольких треугольников четырехугольник, из частей круга полный круг); определять словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня стол, впереди меня сидит Андрюша), в помещении, на листе бумаги; последовательно называть дни недели (какой день был вчера, какой будет завтра); приучать укладываться на занятии в отведенное время; знать последовательность времен года
; постоянно знакомиться с названием текущего месяца.

Усвоению устного счета способствует игра «Арифметическое лото». Игра представляет собой большие карты, в клетках которых изображены сумма и слагаемые; на маленьких карточках такое же число, только на обороте маленькой карты нарисована часть какого-нибудь зверя. Ведущий называет слагаемые, дети решают и получают ответ. Ведущий спрашивает: «У кого есть такое число?» Ребенок, имеющий на карте заданное число, заявляет об этом и получает маленькую карточку, которой накрывает клеточку в большой карте. При правильном решении арифметического действия из маленьких карточек, на которых нарисованы части животного, получается целое животное.

Задача закрепления количественного счета успешно разрешается в играх «Настойчивость», «Кто больше», «Поймай мяч». Эти игры очень увлекают детей.
Содержание игры «Настойчивость» состоит в том, что ребенок, держа в руках небольшую коробочку с автобусами внутри ее и накрытую сверху стеклом, легким встряхиванием рук стремится перекатить автобусы под крышу депо согласно указанным номерам на автобусах и на отделениях депо. Помимо решения задачи счета в игре воспитывается внимание и сосредоточенность.
В играх «Угадай, сколько в другой руке» и «Счетное лото» дети овладевают умением раскладывать число четыре на составные части: два и три, три и один, упражняются в составлении числа из двух меньших чисел. Ребенок, имеющий четыре кубика, два оставляет открытыми в одной руке, а два других зажимает во второй руке и спрашивает: «Сколько в другой руке?» Получив ответ, ребенок открывает ладонь, и дети убеждаются в правильности или неправильности ответа.

Закрепление представлений о составе из двух меньших чисел числа с детьми подготовительной группы можно провести в одном из вариантов дидактической игры «Что изменилось?». Игра проводится таким образом. Перед детьми кладется карточка с числом четыре. Вокруг этой карточки из кубиков или других мелких предметов раскладываются варианты состава числа четыре (один и три, два и два, три и один). Ведущий убирает один из этих вариантов (после того как дети их хорошо запомнят).
Отгадавший должен назвать вариант из состава числа четыре, который убрали. Состав числа можно закрепить и в дидактической игре «Найди свой дом».


Количественный, порядковый счет и цвет дети закрепляют в игре «Кто первый». У каждого игрока по четыре фишки одного цвета. По считалке устанавливается очередность бросания кубика. Ребенок, бросивший кубик, передвигает фишку на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Выигрывает тот, кто первый приведет все свои фишки на четыре первых кружка, т. е. центральную дорожку своего цвета.
Аналогичны ей такие игры, как «Кто дальше», «Поймай мяч», «Волейбол», «У тебя сколько». Закрепить знание смежных чисел к названному числу «до» и «после» можно в дидактической игре «Найди соседей».
Умение продолжать счет — количественный (один, два, три и т. д.) и порядковый (первый, второй, третий) — можно в игре «Считай дальше». Воспитатель бросает мяч ребенку и называет число. Ребенок, поймав мяч, продолжает считать и бросает мяч следующему ребенку. Ребенок, не успевший ответить, платит фант.
Многие дидактические игры здесь подробно не раскрыты, а только дано название. Структуру некоторых игр воспитатели могут взять в приложении.
С детьми седьмого года жизни можно проводить игру в шахматы, которая доставляет детям радость и способствует их умственному развитию.
Игра эта начинается с изучения названия фигур. Знание фигур можно закрепить в процессе дидактической игры «Что изменилось» или «Чего не стало». Активная мыслительная деятельность ребенка начинается при первом его знакомстве с шахматами — в период изучения шахматной доски. Изучение шахматной доски — это упражнения в овладении пространственным ориентированием на плоскости. Играя, вернее, изучая доску, дети охотно показывают самую короткую черную косую дорожку, такую же короткую белую, самую длинную и т. д. Ребенок при помощи глазомера сопоставляет длину отрезков, отыскивая их на плоскости.
Дидактическая задача: провести фигуру вперед по прямой или косой дорожке; подвинуть фигуру вправо или влево; поставить фигуру в правый верхний угол; передвинуть в левый нижний и т. д.

Поставленная задача заставляет ребенка искать и находить нужное направление на плоскости. Игра в шахматы приносит большую пользу в развитии мышления детей. Она помогает активизировать речь детей, так как ребенок называет ход той или иной фигурой и объясняет, почему он так ходит.

Узнав названия фигур и изучив доску, дети знакомятся с их местом на доске. Затем начинается изучение ходов фигур. Делая ход, дети должны рассуждать вслух, вслух излагать свой план действий. Переставляя фигуру, ребенок делает несложное умозаключение, опираясь на уже имеющиеся знания (если слой, ходит по косым, а ладья по прямым, значит, ферзь может ходить и по прямой и по косой).
Показывая мат одинокому королю любой фигурой, даем ребенку увидеть конечную позицию, к которой он должен стремиться. К обучению решения шахматных задач и связанных с ними разборами шахматных партий нужно подходить постепенно, когда дети хорошо овладеют первоначальными знаниями доски, фигурами, их ходами.

Шахматная игра — одно из средств умственного развития дошкольников, но, прежде чем проводить эту игру, воспитатель сам должен хорошо знать ее правила.

Зная детей и программные задачи, которые надо решать на определенном отрезке времени, воспитатель может проводить дидактические игры с постепенным усложнением задач. Так, например, в игре «Найди пару», или еще ее называют «Воротца», структура игры такова: дидактическая задача - закрепление порядкового счета до 10, воспитание внимания, сообразительности, дисциплинированности. Игровое действие — взять себе в пару участника игры и пробежать с ним в воротца. Правила игры — брать себе в пару можно только того ребенка, с которым у них в общей сложности получится десять.

Дети бегают по групповой комнате и по сигналу воспитателя или ведущего объединяются в пары и пробегают в воротца. Когда весь ход игры хорошо детьми усвоен, можно усложнить дидактическую задачу. Кружочки, которые прикреплены у каждого ребенка на картонке, сделать разного цвета или в разных геометрических фигурах. Например, пять кружков могут быть нарисованы в овале, в квадрате, в треугольнике и т. д. Ребенок должен взять себе в пару, если у него пять кружков, нарисованных в овале красного цвета, ребенка с картонкой, где нарисованы пять кружков тоже в овале и такого же цвета. Такое постепенное усложнение дидактической задачи поддерживает интерес к игре, заставляет детей думать, делать выводы и решать более сложную умственную задачу.