Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее обж) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение учебного предмета ОБЖ предусматривается в течение двух лет, в 8 классах по 1 часу в неделю. Всего на изучение предмета ОБЖ отводится 34 часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»:
- цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека; - - смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
- источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения; виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
- уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль № 2 «Безопасность в быту»:
- основные источники опасности в быту и их классификация;
- защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
- бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
- признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
- правила комплектования и хранения домашней аптечки;
- бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи; правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи;
- правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
- пожар и факторы его развития; условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи;
- первичные средства пожаротушения; правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
- права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
- ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
- меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
- классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
- правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
Модуль № 3 «Безопасность на транспорте»:
- правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
- правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения;световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров;
- обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
- порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
- правила поведения пассажира мотоцикла; правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования мототранспорта (мопедов и мотоциклов);
- дорожные знаки для водителя велосипеда
, сигналы велосипедиста; правила подготовки велосипеда к пользованию;
Модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»:
- общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
- правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
- массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей;
- порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
- порядок действий при попадании в толпу и давку; порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
- порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
- опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
- порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
- порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
Модуль № 5 «Безопасность в природной среде»:
- чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
- правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними;
- порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых;
- различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
- автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
- порядок действий при автономном существовании в природной среде;
- правила ориентирования на местности, способы
подачи сигналов бедствия;
- общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах;
- порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах;
- правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье.
Модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»:
- смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека; факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
- элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
- понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
- механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них;
- порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия);
- мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;
- понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний;
- меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них; диспансеризация и её задачи; понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
- назначение и состав аптечки первой помощи; порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.
Модуль № 7 «Безопасность в социуме»:
- общение и его значение для человека, способы организации
эффективного и позитивного общения; приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
- манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;
- приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество,вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
- современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения; правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
Модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»:
- понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
- риски и угрозы при использовании Интернета;
- общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
- основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы
распознавания опасностей при использовании Интернета;
- противоправные действия в Интернете; правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы).
Модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»:
- понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
- цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
- основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
- признаки вовлечения