Файл: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(наименование института полностью)
Кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(наименование)
37.04.01 Психология
(код и наименование направления подготовки)
«Психология здоровья»
(направленность (профиль))
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ)
на тему: Предупреждение профессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса
Студент
Е.А. Гальцева
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Научный руководитель к.псх.н, доцент Э.Ф. Николаева
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия)
Тольятти 2020
2
Оглавление
Введение ................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального стресса и его роль в развитии синдрома профессионального выгорания в трудовой деятельности 9 1.1 Стресс как научная категория современной отечественной и зарубежной психологии ....................................................................................................... 9 1.2 Проблема профессионального стресса – условия и факторы его развития в трудовой деятельности медицинских работников .................................. 19 1.3 Профессиональный стресс как источник профессионального выгорания у медицинских работников .......................................................................... 25 1.4 Анализ современных подходов к психологической профилактике профессионального выгорания у медицинских работников .................... 40
Выводы по первой главе ....................................................................................... 46
Глава 2 Экспериментальное изучение возможностей предупреждения профессионального выгорания медицинских работников ............................... 49 2.1 Организация и методы исследования ............................................... 49 2.2 Эмпирическое изучение эмоционального состояния испытуемых медицинских работников и анализ его специфики ................................. 51 2.3 Разработка и апробация программы предупреждения профессионального выгорания медицинских работников .................... 59 2.4 Анализ результатов апробации программы профилактики и полученных данных исследования .......................................................... 69
Выводы по второй главе ....................................................................................... 83
Заключение ............................................................................................................ 84
Список используемой литературы ...................................................................... 86
Приложение А
Рекомендации по профилактике выгорания ......................... 944
3
Введение
Актуальность
исследования.
В настоящее время проблема профессионального выгорания личности приобрела острую актуальность. Такие, присущие современности, характеристики трудовой деятельности, как увеличение объемов работ и индивидуальной нагрузки, темп, интенсивность, инновационность процесса профессиональной деятельности и готовность к изменениям, закономерным образом определяют повышение у человека физического и психоэмоционального напряжения, проявление стрессовых состояний и дистрессовых расстройств. Все это отражается не только на состоянии человека на физическом и психологическом уровне, но и провоцирует у него профессиональное выгорание в рамках трудовой деятельности.
Проблема выгорания была поднята в науке в 70-е гг. психологом
Г. Фрейденбергом.
Это явление трактовалось как
«…нарастающее эмоциональное истощение, влекущее за собой личностные изменения в сфере общения с людьми (вплоть до развития глубоких когнитивных искажений)» [12].
Другим основоположником теории эмоционального выгорания выступает К.
Маслач, определяющая выгорание как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к окружающим» [46].
В связи с высокой распространенностью синдрома профессионального выгорания и наносимым им значительным уроном в личностном и профессиональном становлении индивидов, проблема поиска результативных предупреждающих мер, которые помогают его избежать, обуславливает актуальность данной магистерской диссертации. Учитывая тот факт, что формирование профессионального выгорания учеными (В. В. Бойко, Н. Е.
Водопьяновой, К. Маслач, В. Е. Орел, Т. И. Ронгинской) в обязательном порядке связывается с переживанием стрессовых ситуаций, можно предположить, что
4 выраженные показатели профессионального стресса выступают одним из детерминантов, обуславливающих выгорание сотрудников.
Проблема исследования стрессов как в повседневной, так и профессиональной среде, достаточно разработана многими теоретиками и практиками как в сфере управления, так и сопутствующих дисциплин, например, профессиональной психологии. Основные проблемы, испытываемые врачами, выполняющими конкретные задачи, были объектом исследований у Е. Комарова,
А. Чириковой. Психологию личности специалиста, в том числе и врачей, анализировали И. В. Грошев, Т. И. Заславская, Р. Козмецки, А. Г. Штейнберг, особенности формирования психологической безопасности в профессиональной среде представлены в исследованиях Л. В. Бабаевой, А. Е. Чириковой.
Медицинские профессии, как и другие профессии категории «человек- человек» сегодня определяются как особо стрессогенные. Такие выводы сделаны на основе специфики самой деятельности, специфики профессиональной подготовки, высокими этическими стандартами деятельности и моральной ответственностью за ее результат. Проблему стрессогенности подтверждает и анализ трудовой нагрузки и напряжённости медицинских работников, характеристикой которой является постоянное принятие решений по отношению к состоянию больного и к стратегии его лечения, организация конструктивного взаимодействия как с пациентом, так и с коллегами-другими участниками трудовой деятельности, высокая профессиональная компетентность и необходимость ее повышения и даже расширения профессиональных возможностей и пр. Помимо специфики профессиональной деятельности в плане стрессогенности следует учитывать также и социально-психологические феномены, такие как социальный статус и защищенность медицинских работников, мотивационные программы и оплата труда и прочие, актуально существующие в общественном устройстве. У медицинских работников, находящихся в условиях профессионального стресса, снижается способность конструктивно разрешать проблемные ситуации, адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям, и формируется общая деструктивность
5 при взаимодействии личности и среды. Все это становится фактором развития различных расстройств и профессиональных деформаций, что выражается в первую очередь в профессиональном выгорании личности медработника.
Следует отметить, что описанные условия не являются единственным фактором стресса и выгорания. Такие личностные параметры, как ценность и смысл деятельности, ее мотивы и цели, положительное принятие и чувство удовлетворенности (или его отсутствие), а также Я-концепция, мировоззрение личности и пр. могут самым серьезным образом сказаться на качестве жизни человека и стать фактором профессионального выгорания. То есть, сложность образования синдрома профессионального выгорания, подтвержденная научными исследованиями, требует серьезного анализа при определении причинности его развития. Это же имеет важное значение для профилактики и коррекции этих состояний.
Принятое сегодня в науке разделение причин выгорания на главные и непосредственные позволяет учитывать в практической ситуации не только их силу, но и приоритетную значимость в аспекте личностных свойств медицинского работника. И если непосредственными причинами могут служить конфликты, утомление, насыщенность и напряжённость деятельности и пр., то главными факторами-причинами становятся все же индивидуальные особенности личности в совокупности с содержанием сознания медицинского работника, которые играют доминирующую роль в развитии синдрома профессионального выгорания, так как именно личность принимает решение о
«невыносимости» и невозможности для него и для имеющихся у него ресурсов стрессогенной ситуации.
В качестве профессионального стресса понимается комплексный, многогранный феномен, отображающий различные ответные реакции человека на тяжелые ситуации, проявляющиеся непредвиденно. Можно сказать, что в современной бизнес-среде стрессы характерны абсолютно для всех организаций, даже в компаниях с положительной социально - психологической обстановкой и развитой организационной культурой они имеют место быть, при этом
6 основными факторами, обеспечивающими их появление, могут быть как специфика организованных процессов, так и сложности, проявляющиеся в межличностном общении как между сотрудниками, так и в сфере отношений
«руководство» - подчиненный.
Противоречия:
1. между признанием того, что медицинские работники в силу специфики профессиональной деятельности находятся в стрессогенной ситуации, что приводит к профессиональному выгоранию и недостаточной разработанностью проблемы его предупреждения;
2. между высокой потребностью медицинских работников преодолевать профессиональные стрессовые ситуации и недостаточными условиями и владения способами для самостоятельного предупреждения и преодоления профессионального выгорания, а также отсутствие системы психологической поддержки медицинского персонала.
Объект исследования: профессиональное выгорание медицинских работников.
Предмет : предупреждениепрофессионального выгорания у медицинских работников с выраженными показателями профессионального стресса.
Цель: изучить возможности предупреждения профессионального выгорания за счет профилактики профессионального стресса.
Гипотеза: мы предполагаем, что программа, направленная на снижение уровня профессионального стресса медицинских работников, позволит предупредить их профессиональное выгорание.
Задачи:
1. Проанализировать научную теоретико-практическую литературу по проблеме профессионального стресса и его профилактике.
2. Провести эмпирическое исследование профессионального стресса и профессионального выгорания у медицинских работников.
3. Разработать и апробировать программу предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
7 4. Проанализировать полученные результаты.
В рамках диссертационной работы были использованы следующие
методы:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
наблюдение;
беседа;
психодиагностические методы;
математико-статистическая обработка эмпирических данных.
В качестве конкретных методик исследования были использованы:
методика «Определение психического выгорания» А. А. Рукавишникова
[25];
«Методика исследования уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
[35];
«Опросник профессионального выгорания МВI» K. Маслач и С. Джексон в адаптации Н. Е. Водопьяновой [25].
Методика «Диагностика уровня эмпатии», автор И. М. Юсупов [36];
методика «Интегральная удовлетворенность трудом» [25].
Теоретико-методологической основой исследования явились научная концепция деятельности А. Н. Леонтьева, системно-деятельностный подход в исследовании развития личности А. Г. Асмолова, концепция психического здоровья Б. С. Братуся, концепция смысла в «возможностной» психологии личности Д. А. Леонтьева и др.
Также исследование опиралось на теорию стресса Г. Селье, психосоциальную концепцию стресса Л. Леви и концепция психологического источника стресса в аспекте стрессоустойчивости личности К. А. Абульхановой-
Славской.
База экспериментального исследования – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ростовской области «Центр повышения квалификации специалистов со средним
8 медицинским и фармацевтическим образованием» г. Ростов-на-Дону
(сокращенное наименование – ГБОУДПОРО «ЦПК»).
Научная новизна исследования состоит в систематизации и обобщении представлений о стрессе в современной отечественной и зарубежной психологии; в выявлении и уточнении условий и факторов развития профессионального стресса в трудовой деятельности медицинских работников; в изучении профессионального стресса как источника профессионального выгорания у медицинских работников; в анализе современных подходов психологической профилактики и предупреждения профессионального выгорания медицинских работников.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о взаимодействии профессионального стресса и профессионального выгорания, а также о возможностях их предупреждения при своевременном определении эмоционального напряжения медицинских работников.
Практическая значимость работы заключается в разработке программы предупреждения профессионального выгорания через снижение уровня профессионального стресса, которая может использоваться в широкой профессиональной практике.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка используемой литературы и приложений.
9
Глава 1 Теоретический анализ проблемы профессионального стресса и
его роль в развитии синдрома профессионального выгорания в трудовой
деятельности
1.1 Стресс как научная категория современной отечественной и
зарубежной психологии
В 30-е гг. 20 века Гансом Селье впервые было описано мультисистемное расстройство организма больных с симптомами на физическом и психическом уровне – от нарушения аппетита, моторной слабости до снижения фона настроения и мотивации, побуждающей больных к активности. Ученый обозначил эти множественные признаки болезни (симптомы), как «…синдром просто болезни, при котором в организме у многих людей наблюдаются однообразные нарушения: начиная от изменений в коре надпочечников, истощения лимфоидной ткани, заканчивая изъязвлением желудка» [71, с.54].
Изучение причинности проявления этого синдрома привело Г. Селье к выводу о наличии каких-либо средовых стимулов, общей характеристикой которых является необходимость изменения типичных для организма реакций в типичной ситуации. Весь спектр атипичных, несвойственных прежде организму, реакций и следующих за этим изменений, Г.
Селье назвал стрессом.
В своем основополагающем исследовании ученый сформулировал описание и объяснение возникновения стресса, как комплекса реакций организма на определённую категорию стимулов: «…какова бы ни была причина стресса (холод, жара, боль, тоска или даже счастье), другими словами, какие бы требования ни предъявляла нам жизнь, в организме человека возникают одинаковые физические симптомы…Все включающиеся в организме человека при воздействии стресса приспособительные механизмы - это общий адаптационный синдром, или стресс-реакция» [71, с. 69].
В своей работе он отразил многолетние наблюдения, которые позволили ему выделить этапность, динамику развития стрессовых расстройств и даже определить качественные и количественные характеристики изменений функционирования организма и психики. Так, он выделил три стадии развития
10 стресс-синдрома, указав последовательность реакций при нарушении адаптации
(в широком смысле этого слова) – этап тревоги, этап активации сопротивления и, затем уже, этап истощения. В своей книге он предложил схематическое изображение последовательного нарастания тяжести симптомов при использовании неконструктивной реакции организма или невозможности ее конструктивности в определенных условиях (Рисунок 1) [71].
Обозначения: А – изменения общего энергетического уровня на протяжении фаз;
Б – характерная динамика количественного включения реакций и систем в ходе развития фаз стресса.
Рисунок 1 - Последовательность развития фаз реакции на стрессовый раздражитель
Г. Селье также выделил существенные характеристики каждого этапа. Так, изначально возникает тревога, как естественная реакция организма на угрожающий стимул. Этот период в развитии стресса автор обозначил как
«стадию тревоги», где выделил ее смысл в сигнале организму о необходимости совладания с порождающей тревогу ситуацией. Физиологически тревога имеет функцию мобилизации на «борьбу» и усиление возможностей (физических и психических) для преодоления угрозы. Это так называемая «аварийная» стадия, активирующая практически все системы организма [5].
Не смотря на описанную ситуативную реактивность, ученые установили внутри этого этапа определенную последовательность разворачивающихся реакций, порождаемых тревогой, и выделили первичную фазу шока и