Файл: Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (далее обж) разработана на основе Концепции преподавания учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе в цифровой среде.
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовыелогические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовыеисследовательские действия:
- формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
- обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
- проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместнаядеятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
- планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
- аргументировано определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
- составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль(рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятиесебя идругих:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
- быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
- сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
- сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия вобеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
- понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международнойбезопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
- сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнениюконституционного долга — защите Отечества;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальнойбезопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
- понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасныхи чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
- овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмырационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощьпострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
- умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и приниматьобоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
- освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопаснойжизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во времяпребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Приложение №3
Календарно-тематическое планирование
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовыелогические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовыеисследовательские действия:
- формулировать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
- обобщать, анализировать и оценивать получаемую информацию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
- проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать причинно-следственные связи;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работасинформацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместнаядеятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
- планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
- выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
- аргументировано определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
- составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль(рефлексия):
- давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятиесебя идругих:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
- быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированностью у обучающихся основ культуры безопасности жизнедеятельности и проявляются в способности построения и следования модели индивидуального безопасного поведения и опыте её применения в повседневной жизни.
Приобретаемый опыт проявляется в понимании существующих проблем безопасности и усвоении обучающимися минимума основных ключевых понятий, которые в дальнейшем будут использоваться без дополнительных разъяснений, приобретении систематизированных знаний основ комплексной безопасности личности, общества и государства, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, овладении базовыми медицинскими знаниями и практическими умениями безопасного поведения в повседневной жизни.
Предметные результаты по предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
По учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
- сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
- сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия вобеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
- понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международнойбезопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
- сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнениюконституционного долга — защите Отечества;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальнойбезопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
- понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасныхи чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
- овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмырационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощьпострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
- умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и приниматьобоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
- освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопаснойжизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во времяпребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
Достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Приложение №3
Календарно-тематическое планирование
№ урока в году | № урока в разделе | дата | Тема урока | Контроль (входной, итоговый, промежуточный) | ||
Раздел программы + количество часов | ||||||
Модуль 1. Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе (2 ч) | ||||||
| 1.1 | 02.09.22 | Цель и основные понятия предмета ОБЖ. | | ||
| 1.2 | 09.09.22 | Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. | | ||
Модуль 2. Безопасность в быту (6 ч) | ||||||
| 2.1 | 16.09.22 | Основные опасности в быту. Предупреждение бытовых отравлений. | | ||
| 2.2 | 23.09.22 | Предупреждение бытовых травм. | | ||
| 2.3 | 30.09.22 | Безопасная эксплуатация бытовых приборов и мест общего пользования. | | ||
| 2.4 | 07.10.22 | Пожарная безопасность в быту. | | ||
| 2.5 | 14.10.22 | Предупреждение ситуаций криминального характера. | | ||
| 2.6 | 21.10.22 | Безопасные действия при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения. | | ||
Модуль 3. Безопасность на транспорте (4 ч) | ||||||
| 3.1 | | Правила дорожного движения. | | ||
| 3.2 | | Безопасность пешехода. | | ||
| 3.3 | | Безопасность пассажира. | | ||
| 3.4 | | Безопасность водителя. | | ||
Модуль 4. Безопасность в общественных местах (4 ч) | ||||||
| 4.1 | | Основные опасности в общественных местах. | | ||
| 4.2 | | Безопасные действия при возникновении массовых беспорядков. | | ||
| 4.3 | | Пожарная безопасность в общественных местах. | | ||
| 4.4 | | Безопасные действия в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера. | | ||
Модуль 5. ЧС природного характера (12 ч) | ||||||
| 6.1 | | Различные природные явления. Общая характеристика природных явлений. | | ||
| 6.2 | | Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. | | ||
| 6.3 | | Правила безопасного поведения населения при землетрясении. | | ||
| 6.4 | | Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов. | | ||
| 6.5 | | Последствия извержения вулканов. Защита населения. | | ||
| 6.6 | | Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | | ||
| 6.7 | | Ураганы, смерчи и бури, причины их возникновения, возможные последствия | | ||
| 6.8 | | Защита населения от последствий ураганов и бурь | | ||
| 6.9. | | Наводнения. Виды наводнений и их причины. Защита населения от последствий наводнения. | | ||
| 6.10 | | Сели и их характеристика. Защита населения от последствий селевых потоков. | | ||
| 6.11 | | Цунами и их характеристика. Защита населения от цунами | | ||
| 6.12 | | Урок актуализации и проверки знаний. Контрольная работа. | | ||
Модуль 6. Безопасность в природной среде (3 ч) | ||||||
| | | Правила безопасного поведения на природе. | | ||
| | | Безопасные действия при автономном существовании в природной среде. | | ||
| | | Безопасное поведение на водоёмах. | | ||
Модуль 7. Здоровый образ жизни. Экология (3 ч) | | |||||
| 7.1 | | Здоровый образ жизни. Аспекты здорового образа жизни. | | ||
| 7.2 | | Экология и её значение для устойчивого развития общества. | | ||
| 7.3 | | Урок актуализации и проверки знаний по пройденному курсу. Подведение итогов. | |