Файл: Реализация межпредметных связей в начальной школе на примере урока технологии и математики Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя школа 58 с углублённым изучением предметов естественноматематического цикла.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реализация межпредметных связей в начальной школе на примере урока технологии и математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №58 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла»
Аннтотация. В статье приведен пример конспекта урока, для учеников 2 класса, в котором показано как можно реализовать межпредметную связь математики и технологии в начальной школе. Приведены задания, используемые на уроках технологии, при выполнении которых ученикам необходимо применить математические знания.
Ключевые слова: межпредметные связи, обучение.
Технология в младших классах выполняет ряд функций общеразвивающего значения. К ним относятся развитие психических процессов учащихся (мышление, память, внимание), познавательная функция, формирование трудовых умений, развитие творческих способностей, пространственного мышления, организация самостоятельной работы. Эти функции, выполняемые также другими школьными дисциплинами, и лежат в базе межпредметных связей.
Межпредметные связи – это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы, а так же с целью наиболее эффективного применения знаний на практике. [2]
Процессом взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека, является обучение. Почти на каждом уроке в процессе обучения учитель может реализовать межпредметные связи.
Джон Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. Я.А. Коменский говорил: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи!» [1]
Таким образом, формирование познавательных интересов ускоряется, если используется информация, которая вызывает повышенный интерес, затрагивает воображение школьников. Такое возможно при реализации межпредметных связей, когда процесс добывания знаний становится творческим, увлекательным, потому что требует необычного взгляда на знакомые из школьного курса сведения.
Целью межпредметных связей трудового обучения с другими науками, является развить в процессе обучения умение не только ʼʼдумать рукамиʼʼ, но и выражать целенаправленную упорядоченную систему деятельности по эффективному применению учащимися полученных знаний. [1]
Примером межпредметных связей, является данный фрагмент урока, проведенный с детьми 2 класса.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Ребята, давайте проверим, все ли готовы к уроку. Я буду называть предмет, который нам понадобится сегодня на уроке, а у кого этого предмет на парте нет, тот должен будет поднять руку.
- У вас на парте должна быть: цветная бумага, картон, ножницы, клей, циркуль, линейка.
- Молодцы! Начинаем работу.
2.Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску, перед вами изображены геометрические фигуры,
- Подумайте, какая фигура будет лишней? (Круг).
- Почему? (У этой фигуры нет углов)
- У кого есть другое мнение?
-Составьте слово из букв, которые находятся внутри фигуры. (Круг)
- А теперь слово из букв, которые находятся на границе фигуры. ( Окружность)
-Молодцы!
- Ребята, а чем окружность отличается от круга? ( Круг-это часть плоскости ограниченная окружностью, а окружность это граница круга)
- Как вы думаете, для чего на уроке технологии нам могут пригодиться знания о круге и окружности? (Для поделки на основе кругов)
- Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И мы сейчас проведем зарядку для ума. Вы должны выполнить задания, за каждый правильный ответ вы будете получать букву, затем из этих буквы вы постараетесь собрать слово, и узнать какую поделку мы с вами сегодня постараемся выполнить на уроке.
-Сколько дециметров в 6 метрах? (60) Д
- К числу 45 прибавь разность чисел 10 и 5 (50) О
-Чему равен периметр квадрата со стороной 2 см?( 8) Р
-На сколько 88 больше 8?(80) Л
- Установи закономерность, допиши следующее число 44, 42, …(40) К
- 7 дес. 0 ед. Какое это число?(70) И
- У одного паука 8 ножек. Сколько ножек у трех пауков? ( 24) О
-10 тетрадей раздали поровну 5 ученикам. Сколько тетрадей у каждого ученика ( 2) К
- С заданиями вы справились, буквы получили, теперь попробуйте составить слово из этих букв. ( Крокодил)
3.Открытие нового знания.
- Верно! Ребята, сегодня на уроке мы свами будем выполнять аппликацию из кругов, но проблема в том, что у меня куда-то пропали шаблоны, и вы не сможете обвести круги для нашей поделки. Что же делать? (Вырезать круги самим)
- А чтобы получить круг, что необходимо начертить? (Окружность)
- Правильно!
- А вот какие инструменты нам приходятся для работы, вы узнаете, разгадав ребусы.
(циркуль, линейка)
- Молодцы!
-Что же мы должны знать, чтобы начертить окружность? (Радиус)
- А что такое радиус? ( Радиус - это отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности.)
- Хорошо!
- На уроке вы будете работать в парах.
- Прежде чем мы приступим к выполнению работы, вам необходимо вспомнить какие правила техники безопасности необходимо соблюдать на уроке технологии. ( Нельзя оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями; резать на ходу, в процессе движения; ножницы нужно передавать только закрытыми, кольцами вперед; резать нужно по направлению вверх, от себя.)
- А теперь приготовьте листы цветной бумаги, которая вам потребуется, в паре договоритесь, кто, чем будет заниматься.
Для того чтобы выполнить такого крокодила, нам необходимо начертить и вырезать:
3 больших круга – по 6 см в радиусе (2 зелёных, 1 жёлтый);
6 средних кругов – по 4 см в радиусе (зелёные);
10 маленьких кругов – по 2 см в радиусе (7 зеленых, 2 жёлтых, 1 красный).
Чтобы сделать это быстро, можно сложить цветную бумагу для кругов одного диаметра пополам (дети работают в парах)
- У каждого из вас на парте должен получиться набор кругов разного радиуса и цвета для нашей поделки. Теперь каждый круг складываем пополам.
- А теперь приступим к аппликации.
- Первыми приклеиваем два полукруга средних размеров (те, которые по 9 см в диаметре). Это будут верхняя и нижняя лапа нашего крокодила. Приклеивайте их ближе к левому краю листа, т.к. справа нам нужно оставить место для хвоста.
-Из двух больших полукругов делаем зелёное тело и жёлтый животик.
- Третий большой полукруг – это голова.
- Добавляем ещё две лапы из средних полукругов и ушко из маленького зелёного полукруга. Оставшиеся два полукруга среднего размера используем для хвоста. Приклеиваем «гребешок» из маленьких полукругов. Делаем глазки и язычок. Крокодил готов!
Приведенный пример фрагмента урока свидетельствует о том, что взаимодействие знаний по математике и технологии позволяют закрепить учебный материал по темам: «Геометрические фигуры» и « Окружность».
Таким образом, комплексное использование межпредметных связей позволяет систематизировать знания учащихся, способствует применению математических знаний в трудовом обучении, в жизни и практике. Межпредметные связи расширяют кругозор учащихся, с помощью них становится возможным формирование таких качеств как системность, осознанность, глубина, гибкость, а также развитие метапредметных и личностных УУД.
Библиографический список
-
http://referatwork.ru/category/tehnologii/view/485408_mezhpredmetnye_svyazi_v_nachal_noy_shkole -
Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1984.