ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Уровни методологии
ЗАДАНИЕ
1. Прочитать, составить конспект Главы 2, книга М.С.Гусельцева Культурная психология: методология, история, перспективы. – М.: Издательство «Прометей», 2007. – 292 с. Глава 2. Классическая, неклассическая и постнеклассическая «парадигмы» в психологии. 2.1. 1 Этапы развития психологии в аспекте смены типов рациональности (страницы 100-110) Подготовить краткий конспект.
Пункт 2.1 главы 2 книги М.С. Гусельцева "Культурная психология: методология, история, перспективы" посвящен этапам развития психологии в аспекте смены типов рациональности.
Автор отмечает, что в истории психологии можно выделить три типа рациональности: классический, неклассический и постнеклассический. Каждый из них характеризуется определенным подходом к организации знания и пониманию мира.
Классический тип рациональности формировался в XVIII-XIX веках и связан с идеями эмпиризма и ассоциативизма. Он был ориентирован на изучение элементарных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, и не учитывал целостности психики человека.
Неклассический тип рациональности возник в первой половине XX века и связан с именами Г. Вундта, В. Я. Хендерсона, К. Ясперса и Э. Хуссерля. Он отличается от классического тем, что ориентирован на изучение целостности психической жизни человека и рассматривает психику как активный процесс, связанный с контекстом и культурой. В неклассической парадигме особое внимание уделяется проблемам смысла, ценностей, опыта и интроспекции.
Постнеклассический тип рациональности возник во второй половине XX века и связан с именами Дж. Пиаже, Л. Виготский, Б. Ф. Скворцов, Ж. Пиаже и Л. С. Выготский. Он отличается от неклассического тем, что уделяет большое внимание социальным и культурным аспектам развития психики, а также взаимодействию человека с окружающей средой. В постнеклассической парадигме акцент смещается с изучения сознания на изучение деятельности, а также на взаимодействие между индивидом и культурой.
Таким образом, развитие психологии в контексте смены типов рациональности представляет собой постоянное движение от изучения элементарных психических процессов к изучению целостности психической жизни человека и взаимодействия между индивидом и культурой.
В рамках постнеклассической парадигмы возникла культурная психология, которая представляет собой научную дисциплину, изучающую влияние культурных факторов на психическую жизнь человека и на формирование его психологических характеристик. Культурная психология занимается исследованием таких тем, как восприятие, внимание, память, мышление, язык, эмоции и личностные характеристики в контексте культуры, исследует взаимодействие человека с культурой и культурные особенности психической жизни людей разных культур.
В культурной психологии выделяются несколько подходов к изучению культурных факторов. Некоторые исследователи считают, что культура влияет на психику человека через его язык и символы, другие акцентируют внимание на роли социальных институтов, таких как семья, школа, религиозные общины и т.д., в формировании психических характеристик индивида. Также в культурной психологии развиваются исследования в области межкультурной психологии, которая изучает отличия в психической жизни людей из разных культур и их взаимодействие в условиях межкультурной коммуникации.
Таким образом, культурная психология представляет собой важное направление в развитии психологии, которое позволяет более глубоко понять взаимодействие культуры и психической жизни человека, а также применить полученные знания в практике, например, в образовании, межкультурной коммуникации, межкультурной психотерапии и т.д.
2. По книге Т.В. Корниловой Методологические основы психологии, Глава 2: История развития и современные представления о научном познании, стр.50-72. Подготовить краткий конспект.
Глава 2 книги Т.В. Корниловой "Методологические основы психологии" посвящена истории развития научного познания и современным представлениям о научном знании. Рассмотрим основные положения данной главы:
История развития научного познания. В данной части главы автор рассматривает историю развития науки, начиная с античности и заканчивая современностью. Особое внимание уделяется периоду возрождения науки в эпоху Возрождения, а также периоду научной революции в XVII веке.
Философские основы научного познания. В данном разделе автор рассматривает философские основы научного познания, такие как эмпиризм, рационализм и критический реализм. Она также описывает основные этапы развития научной методологии, начиная с античности и заканчивая современностью.
Основы научной методологии. В данной части главы автор рассматривает основные принципы научной методологии, такие как эмпирическая проверяемость, системность, объективность и репрезентативность. Она также описывает основные этапы научного исследования, начиная с формулирования проблемы и заканчивая интерпретацией результатов.
Современные представления о научном знании. В данном разделе автор рассматривает современные представления о научном знании, такие как понятие парадигмы, научная революция и научный реализм. Она также описывает основные этапы научного развития, начиная с классической науки и заканчивая постнеклассической наукой.
Научное познание в психологии. В данной части главы автор рассматривает особенности научного познания в психологии, такие как многообразие психологических явлений, сложность объекта исследования и необходимость использования многоуровневых методов исследования.
В целом, глава 2 книги Т.В. Корниловой "Методологические основы психологии" представляет собой обзор истории развития научного познания и современных представлений о научном знании. Автор подробно рассматривает основные философские и методологические принципы научного познания, а также особенности научного исследования в психологии. Эта глава является важным введением в методологию психологического исследования и может быть полезна для студентов, аспирантов и всех, кто интересуется научным познанием.
Дополнительно к изложенному ранее, в главе 2 книги Т.В. Корниловой "Методологические основы психологии" также рассматриваются следующие вопросы:
1. Роль философии в развитии научного познания. Автор подчеркивает, что философия имеет огромное значение для развития научного познания. Она помогает формулировать фундаментальные вопросы и проблемы, исследовать их с разных точек зрения, а также разрабатывать новые методологические подходы.
2. Проблема континуума между наукой и философией. Автор обсуждает проблему разграничения науки и философии, которая остается актуальной до сих пор. Она указывает на то, что наука и философия имеют сходства и отличия, и их взаимодействие может быть очень продуктивным.
3. Парадигмы научного познания. Автор описывает понятие парадигмы и ее роль в развитии научного познания. Она указывает на то, что парадигмы определяют основные принципы и методы научного исследования, а также формируют научную общность и ее мировоззрение.
4. Научная революция. Автор рассматривает понятие научной революции и ее значение для развития науки. Она указывает на то, что научные революции возникают в результате кризисов в научном познании, которые требуют новых методологических подходов и переосмысления старых концепций.
5. Научный реализм. Автор обсуждает понятие научного реализма и его значение для научного познания. Она указывает на то, что научный реализм предполагает существование объективной реальности, независимой от нашего восприятия и представлений о ней, и стремление науки к ее познанию.
6. Антиреалистические подходы в науке. Автор кратко описывает антиреалистические подходы в науке, которые отрицают существование объективной реальности и признают только наши представления о ней. Она указывает на то, что эти подходы имеют свои преимущества и недостатки и не могут полностью заменить реалистический подход в научном познании.
Таким образом, в главе 2 книги Т.В. Корниловой "Методологические основы психологии" рассматриваются фундаментальные вопросы методологии научного познания, которые имеют большое значение не только для психологии, но и для других наук.