Файл: 11. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания.docx
ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 346
Скачиваний: 2
Белинский, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен о социальной направленности обучения и воспитания.
А.И.Герцен и В.Г.Белинский были создателями русской революционно-демократической педагогики в 40-е годы ХIХ века.Герцен- Указывая на колоссальные возможности воспитания, он обращал внимание на имеющиеся у ребёнка способности к тому или иному виду деятельности, на то новое, что зарождается и проявляется в его личности на каждом возрастном этапе. Он совершенно верно определил наличие у детей глубоких душевных переживаний, волевых усилий, проявляющихся к младшему школьному возрасту. У малышей, справедливо считал он, рано возникает потребность в общении, стремление к подражанию, формируется чувство собственного достоинства, и они намного сообразительнее, пытливее, нежели принято о них думать.
Педагогические высказывания В.Г.Белинского содержатся в "Рассуждении о воспитании", "Основаниях грамматики русского языка", в более пятидесяти рецензиях на детские книги, а также во многих критических статьях. Литературный критик называл воспитание великим делом, так как "им решается участь человека". Он жёстко критиковал распространённое воспитание своего времени — безрассудное потакание "нежно любящими" родителями-аристократами своим избалованным детям, погоню за "светским" поверхностным образованием, сословное воспитание и отстаивал идеал культурного, высоконравственного человека, который ставит общественные интересы выше своих, эгоистических. В.Г.Белинский рассматривал ребёнка как развивающееся существо, как "дерево в зерне", человека в возможности, говорил о необходимости учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей и видоизменять в соответствии с возрастом учащихся методы их воспитания и обучения. Целью первоначального воспитания В.Г.Белинский считал человечность, а "орудием и посредником… — любовь".
Содержание нравственного воспитания детей в разные периоды жизни В.Г.Белинский и А.И.Герцен понимали неоднозначно, что было связано с изменениями в их мировоззрениях: от идеалистического к материалистическому. Придавая большое значение нравственному воспитанию, В.Г.Белинский в первый период своей деятельности трактовал его как нравственное усовершенствование, альтруизм, бескорыстное служение человечеству, соблюдение христианских заповедей и т.д. В дальнейшем он понимал его в революционно-демократическом смысле, особенно подчёркивая готовность юношества в результате воспитания к революционной борьбе с крепостническим строем. В то время важно было воспитать людей с сильной волей, которые не только придерживались бы нравственных взглядов, но и умели бы осуществлять их в своей конкретной общественной деятельности. "Стремление к правде, к жизни на пользу ближнего, приучение к самоотречению, к лишениям и подчас неизбежным страданиям ради выполнения своего долга" — вот к чему звал людей В.Г.Белинский. И этот призыв получил широкое распространение сначала в конце 90-х гг. XIX века, а затем после революции 1917 года.
До сих пор остаётся актуальным напутствие В.Г.Белинского взрослым: "Не упускайте из вида ни одной стороны воспитания: говорите детям и об опрятности, о внешней чистоте, о благородстве и достоинстве манер и обращения с людьми… Важно не учить, а приучать (детей) к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая всё преимущественно на привычке, а не на преждевременном и, следовательно, неестественном развитии понятий".
А.И.Герцен разработал своеобразную теорию нравственности. В классовом обществе может существовать только чисто условная, ложная нравственность, считал он. Она передаётся от старшего поколения к младшему как божественное откровение и направлена на то, чтобы уничтожить личность, сделать из неё безликий тип, человека, лишённого страстей. Когда изменяется общественная жизнь, тогда меняется и мораль, поэтому он высказывал мысль о невозможности вечной, незыблемой, постоянной нравственности, единообразной для всех исторических периодов оценки поведения: "Нравственностей несколько, — писал он, — и все они очень относительные, то есть исторические".
Основу нравственного воспитания человека А.И.Герцен видел в гражданском воспитании, придерживался того, что "теория внушает убеждения, пример определяет образ действия". В современном обществе, заявлял революционер-демократ, вся нравственность свелась к тому, что неимущий всеми средствами должен приобретать, а имущий — хранить и увеличивать свою собственность. Неправда ли, знакомые черты, но уже не XIX, а ХХI века? Люди хотят всё больше и больше иметь, становясь бесконечными рабами своих желаний, потребителями массовой индустрии, ни перед чем не останавливаясь для удовлетворения своих потребностей. Материальная необеспеченность, всё увеличивающийся ассортимент зачастую ненужных товаров и услуг, а с другой стороны, "зомбирование" людей жестокостью, насилием, порнографией в СМИ заставляют современного человека глубоко задуматься над тем, как дальше жить, как научить детей защищаться от нередко встречающейся бесчеловечности.
Для решения этой проблемы А.И.Герцен и В.Г.Белинский в своё время пропагандировали широкое гуманитарное образование. Они, ощущая великую воспитательную силу в таких учебных дисциплинах, как литература, история, знакомящих детей с прошлым своего народа, его бытом, духовными ценностями, творческими исканиями, стремились "показать душе юной, чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества, действительность добра и призрачность зла". Предлагали воспитывать на народных традициях, передающихся из поколения в поколение. "Народность, — говорил В.Г.Белинский, — обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I".
Взгляды А.И.Герцена и В.Г.Белинского на воспитание детей во многом сопоставимы, да и во многом современны. Проблема личности, её формирования постоянно находилась в центре их пристального внимания. Для них обоих характерна вера в человеческий разум, возможность воспитания сильного человека-борца за лучшую жизнь, с твёрдыми убеждениями, знающего и умеющего ценить родную литературу, историю, искусство и науку, человека любящего и деятельного на благо России.
Н. Г. Чернышевский не оставил нам специальных трудов по теории педагогики, однако в его сочинениях представлена цельная система революционно - демократических взглядов по вопросам народного образования, обучения и воспитания подрастающих поколений. Великий русский мыслитель и общественный деятель Николай Гаврилович Чернышевский родился 24 июля 1828 года в г. Саратове в семье священника. В 1842 году Чернышевский был определен для продолжения образования в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики).
Не окончив полного курса обучения в духовной семинарии (духовная карьера совершенно не привлекала Чернышевского) он в 1846 году уехал в Петербург. Блестяще сдав вступительные экзамены, он был зачислен студентом университета.
Чернышевский (и Добролюбов) развил педагогические взгляды Радищева, Белинского и Герцена и обосновал стройную систему революционно-демократического учения о воспитании, педагогике. Он более полно разработал учение о содержании и методике учебной и воспитательной работы школы, о воспитательном значении учебных предметов, воспитании самостоятельной мысли учащихся в процессе обучения, о сущности сознательной дисциплины и многое другое. Педагогическое наследие революционных демократов по своей идейно-политической направленности и научному уровню не имело равного в домарксистский период и сыграло выдающуюся роль в борьбе прогрессивных сил России за передовую систему воспитания и обучения. Революционно-демократические педагогические мысли Чернышевского оказали большое влияние на развитие прогрессивной педагогики и школьного образования в России. Многое из этого педагогического наследия не потеряло актуального значения и для нашего времени.