Файл: Концепция национального культурнопросветительского проекта Трт тосан Трт нер.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОНЦЕПЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА «ТӨРТ ТОҚСАН ТӨРТ ӨНЕР»
Казахстан уникальная в этнокультурном и этносоциальном плане страна. Его особенность выражена в его полиэтничности, взаимодействии разных цивилизационных и этнокультурных типов, этнополитических менталитетов. Укрепление формирования общечеловеческих духовных ценностей – доброта, взаимоуважение, преемственность поколений, гостеприимство и толерантность – вот основные черты, определяющие ментальность казахстанского народа.

Национальные ценности это огромное интеллектуальное богатство страны и неисчерпаемый резерв общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания.

Национальные ценности проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, в чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой в воспитании подрастающего поколения.

Национальные ценности – это национальные традиции и обычаи, культура и искусство народа, совокупность духовных идеалов, в которых находит отражение их историческое своеобразие.

Традиционные нравственные ценности – это устойчивые ценности, переходящие из одного поколения к другому, унаследованные от предшествующих поколений, имеющие вневременной характер. Они несут в себе огромный воспитательный потенциал и способствуют продвижению ценностей как прямо, так и косвенно.

Главной целью нравственного воспитания детей на основе национальных праздников, народных обрядов является приобретение детьми нравственного опыта, наследование духовного достояния народа, достижение культуры межличностных и межнациональных отношений.

В преддверии праздников во всех уголках страны, организациях образования проводятся массовые гуляния, конкурсы, выставки, состязания,
олимпиады, фестивали в рамках Национального культурно-просветительского проекта «ТӨРТ ТОҚСАН ТӨРТ ӨНЕР» (далее - Проект).

Мероприятия Проекта:

поэтические состязания «Ақындар айтысы» -

#1ТОҚСАН#АҚЫНДАРАЙТЫСЫ#

олимпиада «Алтын сақа» - #2ТОҚСАН#АЛТЫН САҚА#

выставка «Ұлттық өнер» - #3ТОҚСАН#ҰЛТТЫҚӨНЕР#

фестиваль «Туған өлкем» - #4ТОҚСАН#ТУҒАНӨЛКЕМ#

Цель Проекта: формирование казахстанского патриотизма, национальной идентичности, социальной компетентности, приобщение обучающихся к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства. 

Задачи Проекта:

1) воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории, культуре и традициям казахстанского народа;

2) сохранение и развитие историко-культурного наследия казахского народа, дальнейшее его обогащение;

3) воспитание у обучающихся культуры толерантности на основе постижения народных традиций и обычаев;

4) сохранение преемственности культурных традиций казахского народа.

Координаторы Проекта: Министерство просвещения Республики Казахстан.

Организаторы Проекта в областях, городах республиканского значения, столицы, районах и других населенных пунктах: местные исполнительные органы.

Участники Проекта: обучающиеся организаций общего среднего, дополнительного, технического профессионального образования, воспитанники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагоги, родители. 

Эффективно примененный потенциал мероприятий Проекта позволит:

- обеспечить социальную адаптацию обучающихся, их активную жизненную позицию, реализацию идеалов добра, справедливости, чести, долга, патриотизма;

- предоставить возможность изучить исторический материал, ознакомиться с народным творчеством;

- создать целостную картину мирового исторического и культурного опыта;

- приобрести навыки межкультурной коммуникации в контексте диалога культур;

- ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Важным условием при подготовке и в ходе проведения праздничных мероприятий является создание позитивной ауры, атмосферы доверия и взаимоуважения, свободы и непринужденности, демонстрации национальных традиций и обычаев.



В условиях современного возрождения этнических культур и их сближения очень важно сохранять и демонстрировать лучшие народные обряды и обычаи. Использование праздничных ритуалов, театрализованных зрелищ на фольклорной основе может в определенной степени обновить, осовременить содержание мероприятий.

Реализация Проекта – это ориентированность дополнительного образования детей на воспитание уважительного отношения к народным истокам, истории и культуре страны, формирование системы ценностей, конкурентоспособности, создание атмосферы добрых эмоций, развитие творческого состязания, появление новых открытий.

КОНЦЕПЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ

НАЦИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

«ТӨРТ ТОҚСАН ТӨРТ ӨНЕР»
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ
«АҚЫНДАР АЙТЫСЫ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ПРАЗДНОВАНИЮ

ДНЯ РЕСПУБЛИКИ
#1ТОҚСАН#АҚЫНДАРАЙТЫСЫ#
«День Республики, как главный национальный праздник, должен стать поистине всенародным»

Касым-Жомарт Токаев

День Республики – это национальный праздник, призванный возвысить дух нашего народа и укрепить государственность страны.

В честь Дня Республики традиционно во всех регионах Казахстана проводятся концерты, творческие конкурсы, спортивные состязания, патриотические, волонтерские и благотворительные акции, айтысы.

Одним из мероприятий, посвященных Дню Республики, является участие школьников и студенческой молодежи в Республиканских состязаниях «Ақындар айтысы».

Казахский народ на протяжении веков славился своей поэтичностью, умением состязаться в остроумии и красноречии.

В современном глобальном мире казахскому народу удалось сохранить неповторимую самобытность айтыса. В народе до сих пор живо изречение: если хочешь прославить подвиг батыра – дай слово акыну. Ведь именно айтыс украшает казахское словесное искусство.

В 2008 году искусство акынов-импровизаторов включено в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Айтыс – состязание акынов-импровизаторов, одно из богатых национальных наследий казахского народа.

Айтыс – поэтический жанр казахской литературы и фольклора, популярный вид устного народного творчества.

Айтыс – публичное поэтическое состязание поэтов-импровизаторов на народных праздниках и ярмарках, исполняется под аккомпанемент домбры – струнного щипкового инструмента.


Айтыс – сердце и душа казахов. При помощи айтыса акыны доносили мысли, которые волновали казахский народ, передавали свои чаяния и мечты.

Искусство айтыса — состязания акынов, напоминающие современные рэп-баттлы.

Основной элемент айтыса – это состязание между двумя акынами в умении импровизировать и оригинально доносить свои мысли.

В преддверии празднования Дня Республики во всех регионах, во всех школах, внешкольных организациях и колледжах каждого населенного пункта республики будут проводиться состязания поэтов-импровизаторов «Ақындар айтысы».

Цель «Ақындар айтысы»: воспитание национального духа и патриотизма, чувства уважения к своему народу и его традициям, формирование эмоционального интеллекта, выявление талантливой творческой молодежи через популяризацию айтыса как национальной ценности казахского народа, бесценного наследия ораторского искусства.

Задачи «Ақындар айтысы»: привитие интереса у детей и молодежи к музыкальной культуре казахского народа, формирование поэтических, исполнительских и вокальных навыков, привитие чувства любви к национальной культуре, повышение роли казахского языка, популяризация дружбы и единства народов.

«Ақындар айтысы» проводится в республике впервые и является уникальным событием в культурной жизни республики.

«Ақындар айтысы» – состязание в быстроте мышления, остроумии, демонстрация творческих достижений детей и молодежи.

«Ақындар айтысы» – широкомасштабная республиканская акция, которая объединит все организации образования нашей страны, позволит создать атмосферу праздника, сформировать чувства гордости и принадлежности к своей стране, своей малой родине, повысит интерес обучающихся к истории и культуре казахского народа, достойно продолжать традиции акынов.

«Ақындар айтысы» форма художественно-эстетического развития, грандиозный шанс показать творческие достижения детей.

Координаторы проведения состязания: Министерство просвещения Республики Казахстан.

Организаторы проведения состязания: местные исполнительные органы, организации образования.

Участники состязания: обучающиеся организаций общего среднего, дополнительного, технического и профессионального образования.

Реквизиты: домбра, национальные костюмы участников.

Место проведения «Ақындар айтысы»: организации общего среднего, дополнительного, технического и профессионального образования всех населенных пунктов республики.


«Ақындар айтысы» проводится в два круга.

Первый круг – отборочные айтысы между обучающимися разных классов. Второй тур – в полуфинале состязаются победители первого круга за участие в школьном финале. Отборочные айтысы состоят из раундов. На каждый раунд дается одна тема.

Рекомендуемые темы для проведения «Ақындар айтысы»:

«Жаңа күн жаңа Қазақстан»;

«Туған жерім мақтанышым»;

«Тілім тұмарым»;

«Тәуелсіздігім тұғырым»;

«Топырақ жыр – торқа жыр»;

«Көк тудың желбірегені» и др.

Информационное освещение «Ақындар айтысы» предполагает позитивное освещение в средствах массовой информации и в социальных сетях.

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ
ОЛИМПИАДА «АЛТЫН САҚА»
#2ТОҚСАН#АЛТЫНСАҚА#
«Игра асык – это большое народное воспитание.

Истоки традиций и культуры нашей нации»

Б. Момышұлы
В Казахстане в последние годы возрождается интерес к национальным играм, и в том числе к игре в асыки. Дети и молодежь все больше проявляют желание сыграть в асыки и проверить свою меткость.

Игра в асыки – это не просто игра, а спорт, который развивает меткость и лидерские качества, положительно влияет на логическое мышление обучающихся.

Проведение национальных игр является важной составляющей в воспитании детей и молодежи.

Национальные игры – это историческое наследие, закрепленное вековым опытом и жизнью многих людей; это память народа, связывающая прошлое и настоящее.

Национальные игры – это исторически сложившееся явление, самостоятельный вид деятельности, свойственное человеку.

Национальные игры – это средство самопознания, отдыха, развлечения, физическое и социальное воспитание с помощью спорта.

Национальные игры – это культурный элемент, который развивается параллельно с культурой, удовлетворяя потребности детей в отдыхе, развитии физических и духовных сил, также служат средством воспитания.

Казахские национальные игры выступают как частица народной мудрости, образец нацио­нального и игрового фольклора, в котором заложены основы эмоционально-оздоровительных, позна­вательных и воспитательных комплексов, способствующих осуществлению задач умственного разви­тия детей.

Национальные игры доступны и выразительны. Некоторые казахские игры внедрены в школах.