Файл: На основании этого определения можно сказать, что для всех проектов характерны три важные характеристики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В российской системе менеджмента проект принято трактовать в качестве комплекса, совокупности действий и задач, которые обладают следующими отличительными признаками: четкими конечными целями, взаимосвязью ресурсов и задач, определенными сроками начала и окончания проекта, известной степенью новизны целей и конкретность условий реализации, совместно с неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций внутри и вокруг проекта.  

На основании этого определения можно сказать, что для всех проектов характерны три важные характеристики: 

  1. Наличие даты начала и даты завершения (каждый проект обязательно обладает началом и завершением, это отличает проектную деятельность от рутинной или операционной деятельности предприятия). 

  2. Результатом каждого проекта является выработка уникальной услуги либо продукта. Это отличает проектную деятельность от операционной. Например, процесс создания нового лекарства – это проект, а серийный выпуск нового лекарства будет считаться опционной деятельностью организации. Вместе с тем, уровень уникальность результатов проекта в существенной мере могут варьироваться от одних проектов к другим. 

  3. Направленность проекта на достижение конкретной цели. Чаще всего, в качестве причины возникновения проекта выступает наличие определенной проблемы, требующей разрешения. Причиной проекта также может быть благоприятная ситуация, которая требует усилий для того, чтобы организация могла опередить конкурентов. Проект считается успешным в случае, если он, при учете ресурсных ограничений способствует полной реализации поставленных целей. 

Управление проектами – это использование в реальной жизни навыков, знаний, методов и инструментов управления к проектной деятельности с целью удовлетворения требований, которые предъявляются к проекту.  

Управление проектами включает в себя процессы планирования, руководства, организации, а также контроля работы работников предприятия, совместно с использованием всех имеющихся ресурсов организации для достижения целей предприятия.  

К отличительным признакам проектов относят следующие:

Направленность на достижение цели. Проекты направлены на достижение конкретных результатов – другими словами, на достижение цели. Именно эта цель является движущей силой проекта, и все усилия, которые прикладываются при его планировании и реализации, направлены на её достижение.


Ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения. Ни один проект не может существовать без ограничений во времени. Проекты выполняются на протяжении определенного промежутка времени и имеют более-менее четко очерченные начало и завершение. Проект считается завершенным, когда достигнуты его основные цели. В процессе выполнения проекта значительные усилия направлены именно на то, чтобы он был завершен в намеченный срок.

Наличие жизненного цикла проекта. Каждый проект в своем развитии проходит определенные стадии: идентификация проекта (зарождение его идеи, определение целей, отсев худших вариантов, предварительный анализ осуществимости проекта); разработка; экспертиза; переговоры, заключение контрактов; реализация; завершающая оценка.

Координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий. Сама сущность проектов определяет сложность их внедрения в жизнь. Проекты требуют выполнения многочисленных заданий, жестко или гибко взаимосвязанных между собой: некоторые промежуточные задания не могут реализовываться, пока не закончены другие задания, другие задания должны выполняться параллельно и т.п. Если нарушается синхронизация заданий, весь проект может оказаться под угрозой срыва.

Наличие бюджета. Проектная деятельность, направленная на получение определенного результата в заданный промежуток времени, не может осуществляться без использования соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Поэтому неотъемлемой чертой проекта является наличие бюджета.

Уникальность. Проекты – это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия.

Сегодня, управление проектами является зрелой научно-практической сферой менеджмента, а из-за прозрачной организационной структуры позволяет максимизировать эффективность по таким показателям, как: производительность, сроки выполнения проекта и затраты на планирование и реализацию проекта.

На данный момент, во многих развитых странах проектный менеджмент используется практически на всех проектах. Правительства таких стран как США, Германия, Япония, Франция и другие все более и более используют в своей повседневной деятельности методы и средства управления проектами.

Так в Японии, по данным Японской ассоциации Управления проектами, все инвестиционно-строительные проекты оцениваются и реализуются с помощью технологий управления проектами, а в Великобритании широко используются такие методы проектного управления, как Prince2 которые четко регламентируют работу, фокусируются на качестве конкретного продукта и результате проекта. Однако начинается внедрение и гибких методов управления, таких как метод Agile, который позволяет изменять результат продукта и проекта в целом, в зависимости от складывающейся ситуации.



Сегодня, в России все больше организаций применяет технологию управления проектами как в национальных, так и в более мелких проектах. Это обусловлено некоторыми очевидными преимуществами, таких как:

-распределение ответственности на различных этапах реализации проектов;

-снижение уровня риска деятельности, благодаря предварительному планированию проекта;

-способствует вовлечению страны в процессы глобализации;

-облегчает и ускоряет процесс перенятия зарубежного опыта для повышения эффективности применения.

Однако, процесс внедрения проектного управления может иметь ряд недостатков, среди которых:

-нехватка сертифицированных специалистов по проектному менеджменту на рынке труда;

-отсутствие опыта проектного управления у менеджеров уже существующих предприятий;

- консерватизм управленческого звена.

Однако, несмотря на существующие проблемы, сегодня создаются предпосылки для использования в отечественной практике управления опыта развитых передовых стран, который доказывает, что проектный менеджмент является эффективной методологией управления и внедрения инноваций.

Любой жизненный цикл проекта состоит из пяти фаз:

Инициация. На данной стадии происходит разработка концепции проекта. Выполняются работы по подготовке к его планированию и реализации. Определяются общие цели.

Планирование. Данный этап сопровождается составлением дорожной карты или подробного плана, детально описывающего действия каждого участника.

На этапе планирования рабочий процесс разбивается на мелкие задачи. Подбирается подходящая команда, распределяются роли среди участников. Разрабатываются пошаговые инструкции с указанием сроков. Чтобы поставленные задачи были реально выполнимыми, на данной фазе необходимо убедиться в том, что для них достаточно ресурсов.

Исполнение. На данной фазе все планы воплощаются в жизнь общими усилиями команды. В задачу руководителя на данном этапе входит контроль выполнения работы. Для этого нужно организовать рациональное распределение дополнительных ресурсов. Раздать поручения подчинённым, предоставить им ссылки на план, чтобы они могли сверяться с ним по ходу работы.

Контроль. Данная фаза начинается уже с момента инициации. Чтобы успешно наладить рабочий процесс, важно с самого начала проекта следить за его исполнением. Данный этап требует определённой гибкости от руководителя. Иногда для внесения корректировок нужно возвращаться к начальной стадии плана. Все изменения в обязательном порядке согласовываются с участниками команды и клиентом. Для этого организуются промежуточные совещания, на которых рассматриваются отзывы участников о ходе рабочего процесса. Обсуждаются вносящиеся в него изменения и дополнения.


Завершение. Это финальная фаза, обозначающая окончательное завершение работы над проектом. На данном этапе происходит подписание документации с её передачей клиенту или команде, которая будет работать над проектом в дальнейшем. Проводится анализ ошибок. Это необходимо сделать, чтобы не допустить их повторения в дальнейшей работе. Информация о достигнутом успехе предоставляется клиентам, руководителям и другим заинтересованным лицам.

Обычно они идут в установленной последовательности, один за другим. Но, иногда, под воздействием различных внешних или внутренних обстоятельств, команде приходится возвращаться на стадию планирования для внесения нужных корректировок. Фазы делятся на этапы жизненного цикла проекта.

Управление исполнением проекта — это определение и применение необходимых управляющих воздействий с целью успешной реализации проекта. Если исполнение проекта происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению — доведению до участников проекта плановых заданий и контролю их реализации. 

К основным процессам управления, встречающимся практически в каждом проекте, относятся:

общее управление изменениями — определение, согласование, утверждение и принятие к исполнению корректирующих воздействий и координация изменений по всему проекту;

управление ресурсами — внесение изменений в состав и назначения ресурсов на работы проекта;

управление целями — корректировка целей проекта по результатам процессов анализа;

управление качеством — разработка мероприятий по устранению причин неудовлетворительного исполнения.

Среди вспомогательных процессов управления выделяют:

управление рисками — реагирование на события и изменение рисков в процессе исполнения проекта;

управление контрактами — координация работы (суб)подрядчиков, корректировка контрактов, разрешение конфликтов.

В процессе реализации проектов важную роль играет привлечение и управление инвестициями.

Управление инвестициями — это достаточно сложный процесс, направленный на грамотное и эффективное вложение своего капитала в различные инвестиционный проекты с применением специальных способов и методов. По своей сути, управление инвестициями — это анализ, предвидение и дальнейшее планирование рыночной ситуации, что способствует грамотному и выгодному вложению своих денежных средств. Управление инвестициями – это череда последовательных, точных и четких решений, в результате которых инвестор должен:


оценить рыночные перспективы;

выбирать направление инвестирования;

сформировать инвестиционный портфель;

разработать план управления инвестициями;

спрогнозировать развитие проекта;

реализовать проект;

отследить результаты и корректирует процесс по мере надобности.

Принимая решения в процессе управления инвестициями, инвестор должен обязательно учитывать:

динамику доходности;

сроки окупаемости и реализации;

текущую стоимость проекта.

Для того чтобы процесс управления проектом был успешен, а инвесторы и собственники получили желаемое, следует придерживаться следующим основам управления:

- учитывать интересы всех участников

- брать во внимание особенности каждого из этапов жизненного цикла инвестиционного проекта

- учитывать все виды рисков на всем этапе реализации

- поддерживать положительные результаты деятельности, производить их глубокий анализ, а также анализ способов их достижения

- рассматривать инвестиционный проект как единую сложноорганизованную систему, требующую гибкого подхода

- осуществлять постоянное финансовое моделирование денежных потоков.

Инвестиции – вложение денег (ценные бумаги, предприятия и прочее) с целью получения средств.

Инвестиции подразделяются на разновидности на основании разных своих характеристик.

Реальные инвестиции предполагают вложение денег в материальные и нематериальные объекты. Это могут быть как физические (техника, транспорт и прочее), так и нефизические (патенты) объекты.

Финансовые инвестиции – это вклад денег в финансовые инструменты: ценные бумаги, драгоценные металлы, валюта. Финансовые инвестиции подразделяются на эти разновидности:

Частные. Это инвестиции, выполняющиеся частными лицами.

Государственные. Это вклады местных или центральных органов управления или же предприятий, являющихся государственными.

Иностранные. Это инвестиции, которые делаются иностранными компаниями или государствами.

Совместные. Это вклады, которые выполняются совместными усилиями частных лиц, государств, компаний.

Инвестиции классифицируются в зависимости от срока вкладов: