Файл: Сельское хозяйство мира.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема «Сельское хозяйство мира»

Цель:1. Образовательная – формирование и закрепление системы знаний, умений по теме «Сельское хозяйство мира»

2. Развивающая – развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся

3. Воспитательная – формирование коммуникативных умений; повышения мотивации к изучению предмета

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, таблицы, схемы, атласы

Учебно-методическое обеспечение: Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. М.: «Просвещение»-2007.

План урока:

  1. Организационный момент (1-2 мин.) - сообщение темы и задач урока.

  2. Изучение нового материала (25 мин.) - знакомство с новой темой. формирование системы знаний, умений по теме «Сельское хозяйство мира»

  3. Закрепление (10 мин.) - закрепить знания, умения по изученной теме

  4. Итог урока (2 мин.) – подведение итогов, выставление оценок, выводы

  5. Домашнее задание (1мин.) – инструктаж по выполнению

Ход урока:

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Наша задача – дать характеристику практически всем отраслям сельского хозяйства.

Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. (рис.№1)

- Почему? (ответы учащихся)

Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики.

- Каково значение сельского хозяйства?

(ответы учащихся, затем вывешивается (рис.№2)

Действительно, об огромном значении с/х говорит и тот факт, что в нем занято сегодня около 1/3 милрд. человек. Конечно, существуют большие различия по странам. (рис.№3).

Вспомним структуру с/х, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (
таблица заполняется на доске, затем вывешивается схема)

Сельское хозяйство

растениеводство

животноводство

Зерновые культуры

Скотоводство

Кормовые культуры

Овцеводство

Технические культуры

Свиноводство

Корнеплоды

Птицеводство

Плодовые культуры

Коневодство

Земледелие и животноводство тесно связаны между собой. (Почему)-объяснение учащихся.

Столь же прочны и разнообразны связи сельского хозяйства с отраслями промышленности, перерабатывающими с/х продукцию и создающими для него средства производства. Это взаимосвязанное сочетание отраслей носит название АПК.

Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:

  1. Товарное сельское хозяйство: интенсивное земледелие и интенсивное животноводство

  2. Традиционное потребительское сельское хозяйство: плужное и мотыжное земледелие; пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; собирательство, охота, рыболовство.

В экономически развитых странах с/х высокотоварное (что это значит)- развивается агробизнес.

Агробизнес включает в себя производство с/х продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и т.д.

Вывод: агробизнес придает с/х индустриальный характер

(рис.№6 и 7)

В развивающихся странах преобладает:

  1. Традиционное потребительское (малотоварное) с/х

А) сотни миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории

Б) в этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки и поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на 20-30 лет участок забрасывается) – это связано с охотой и собирательством

В) юг отстает очень сильно (мотыжная обработка)

2. товарное с/х:

А) хорошо организованные плантации и фермы

, которые занимают

занимают лучшие земли и используют дешевую рабочую силу,

машины, удобрения, искусственное орошение

Б) производство этих стран ориентировано в основном на внешний

рынок, и представляют собой «государство в государстве»

В) типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук,

бананы, кофе, какао, тростник, масличные культур

Задание: стр.20 – прочитать и ответить на вопрос: чем представлены в развитых и развивающихся странах.- рис.№8

Растениеводство:

Зерновые культуры – основы мирового с/х, поэтому они занимают в мире ½ всей обрабатываемой площади. Зерновое хозяйство мира держится на основных видах: пшенице, рисе, кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора. (почему именно эти культуры)

Задание: пользуясь таблицами 40-42, рисунками 56-57, выделите страны – лидеры в мировом производстве основных культур.

Сообщение учащегося о зерновых (Тарасевич)

Основные страны – экспортеры пшеницы: США, Канада, Австралия, Франция.

Рис – основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для ½ человечества. Рис – одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются почти в ста странах. В мире 2/3 орошаемых площадей – под рисом.

Пример: в Индонезии, Японии рисовые поля занимают 2/3 всех обрабатываемых земель, на Филиппинах – 9/10. Экспортеры риса: Таиланд, Индия, Индонезия, Китай.

Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Экспортеры – США, Аргентина, Мехико, Бразилия.

Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения нашей планеты. 2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение. Их доля велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки, Латинской Америки.

По сбору сои 1 место занимает США, арахиса – Индия, оливок – Италия.

Самая распространенная клубнеплодная культура – картофель. Родина картофеля – Южная Америка, нагорье Перу. Первое место по сбору занимают Китай, Россия, США, Польша.

Сообщение учащегося о чае.
(Маратбекова), розовом масле (Чекашев).

Влияние НТР (схема на доске) – перенести схему в тетрадь.

В эпоху НТР интенсификация с/х достигается благодаря:

  1. Механизации и химизации. Высокий уровень имеют страны Западной Европы и Япония.

В начале 90-х годов в Японии на 1000 га приходилось 450 тракторов, в ФРГ – 200, в Италии – 150; минеральных удобрений вносилось на 1 га в Нидерландах – 780 кг, Бельгии – 570 кг, в ФРГ – 420 кг, в Японии – 380 кг.

  1. Внедрению микроэлектроники, автоматизации (бройлерное производство цыплят)

  2. Новейшим достижениям селекции: генетике и биотехнологии.

Влияние НТР способствовало осуществлению в с/х мире «зеленой революции».

Задание: дать определение «зеленой революции», определить основные направления; ответить на вопрос: в чем заключается значение «зеленой революции».

Закрепление изученного материала:

Работа в парах по карточкам

Вывод: сельское хозяйство – важная сфера человеческой деятельности. Формы и направления использования человеком с/х земель весьма различны; они зависят от характера аграрных отношений, уровня развития производительных сил, трудоемкости и капиталоемкости развиваемых отраслей с/х, специфики местных природных условий и т.д.

Итог урока: выполнение задания по карточкам и их взаимопроверка (по вариантам).

Домашнее задание: параграф №27, вопросы, кроссворд. Отдельным учащимся приготовить сообщение о животноводстве.