ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема «Сельское хозяйство мира»
Цель:1. Образовательная – формирование и закрепление системы знаний, умений по теме «Сельское хозяйство мира»
2. Развивающая – развитие исследовательских и творческих способностей обучающихся
3. Воспитательная – формирование коммуникативных умений; повышения мотивации к изучению предмета
Тип урока: изучение нового материала
Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, таблицы, схемы, атласы
Учебно-методическое обеспечение: Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров «Экономическая и социальная география мира». 10 класс. М.: «Просвещение»-2007.
План урока:
-
Организационный момент (1-2 мин.) - сообщение темы и задач урока. -
Изучение нового материала (25 мин.) - знакомство с новой темой. формирование системы знаний, умений по теме «Сельское хозяйство мира» -
Закрепление (10 мин.) - закрепить знания, умения по изученной теме -
Итог урока (2 мин.) – подведение итогов, выставление оценок, выводы -
Домашнее задание (1мин.) – инструктаж по выполнению
Ход урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Наша задача – дать характеристику практически всем отраслям сельского хозяйства.
Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. (рис.№1)
- Почему? (ответы учащихся)
Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики.
- Каково значение сельского хозяйства?
(ответы учащихся, затем вывешивается (рис.№2)
Действительно, об огромном значении с/х говорит и тот факт, что в нем занято сегодня около 1/3 милрд. человек. Конечно, существуют большие различия по странам. (рис.№3).
Вспомним структуру с/х, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (
таблица заполняется на доске, затем вывешивается схема)
-
Сельское хозяйство
растениеводство
животноводство
Зерновые культуры
Скотоводство
Кормовые культуры
Овцеводство
Технические культуры
Свиноводство
Корнеплоды
Птицеводство
Плодовые культуры
Коневодство
Земледелие и животноводство тесно связаны между собой. (Почему)-объяснение учащихся.
Столь же прочны и разнообразны связи сельского хозяйства с отраслями промышленности, перерабатывающими с/х продукцию и создающими для него средства производства. Это взаимосвязанное сочетание отраслей носит название АПК.
Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:
-
Товарное сельское хозяйство: интенсивное земледелие и интенсивное животноводство -
Традиционное потребительское сельское хозяйство: плужное и мотыжное земледелие; пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство; собирательство, охота, рыболовство.
В экономически развитых странах с/х высокотоварное (что это значит)- развивается агробизнес.
Агробизнес включает в себя производство с/х продукции и ее переработку, хранение, перевозку и сбыт, а также выпуск техники, удобрений и т.д.
Вывод: агробизнес придает с/х индустриальный характер
(рис.№6 и 7)
В развивающихся странах преобладает:
-
Традиционное потребительское (малотоварное) с/х
А) сотни миллионов мелких и мельчайших хозяйств, которые выращивают потребительские культуры, дающие самые «дешевые» калории
Б) в этом секторе сохраняется подсечно-огневое земледелие (после вырубки и поджога леса участок используют 1-3 года, а затем на 20-30 лет участок забрасывается) – это связано с охотой и собирательством
В) юг отстает очень сильно (мотыжная обработка)
2. товарное с/х:
А) хорошо организованные плантации и фермы
, которые занимают
занимают лучшие земли и используют дешевую рабочую силу,
машины, удобрения, искусственное орошение
Б) производство этих стран ориентировано в основном на внешний
рынок, и представляют собой «государство в государстве»
В) типичные культуры плантационных хозяйств – чай, каучук,
бананы, кофе, какао, тростник, масличные культур
Задание: стр.20 – прочитать и ответить на вопрос: чем представлены в развитых и развивающихся странах.- рис.№8
Растениеводство:
Зерновые культуры – основы мирового с/х, поэтому они занимают в мире ½ всей обрабатываемой площади. Зерновое хозяйство мира держится на основных видах: пшенице, рисе, кукурузе, которые дают 4/5 валового сбора. (почему именно эти культуры)
Задание: пользуясь таблицами 40-42, рисунками 56-57, выделите страны – лидеры в мировом производстве основных культур.
Сообщение учащегося о зерновых (Тарасевич)
Основные страны – экспортеры пшеницы: США, Канада, Австралия, Франция.
Рис – основной продукт питания, заменяющий хлеб, также почти для ½ человечества. Рис – одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае задолго до нашей эры. Рисосеянием занимаются почти в ста странах. В мире 2/3 орошаемых площадей – под рисом.
Пример: в Индонезии, Японии рисовые поля занимают 2/3 всех обрабатываемых земель, на Филиппинах – 9/10. Экспортеры риса: Таиланд, Индия, Индонезия, Китай.
Кукуруза «родилась» в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Посевы этой культуры совпадают с посевами пшеницы. Экспортеры – США, Аргентина, Мехико, Бразилия.
Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения нашей планеты. 2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение. Их доля велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки, Латинской Америки.
По сбору сои 1 место занимает США, арахиса – Индия, оливок – Италия.
Самая распространенная клубнеплодная культура – картофель. Родина картофеля – Южная Америка, нагорье Перу. Первое место по сбору занимают Китай, Россия, США, Польша.
Сообщение учащегося о чае.
(Маратбекова), розовом масле (Чекашев).
Влияние НТР (схема на доске) – перенести схему в тетрадь.
В эпоху НТР интенсификация с/х достигается благодаря:
-
Механизации и химизации. Высокий уровень имеют страны Западной Европы и Япония.
В начале 90-х годов в Японии на 1000 га приходилось 450 тракторов, в ФРГ – 200, в Италии – 150; минеральных удобрений вносилось на 1 га в Нидерландах – 780 кг, Бельгии – 570 кг, в ФРГ – 420 кг, в Японии – 380 кг.
-
Внедрению микроэлектроники, автоматизации (бройлерное производство цыплят) -
Новейшим достижениям селекции: генетике и биотехнологии.
Влияние НТР способствовало осуществлению в с/х мире «зеленой революции».
Задание: дать определение «зеленой революции», определить основные направления; ответить на вопрос: в чем заключается значение «зеленой революции».
Закрепление изученного материала:
Работа в парах по карточкам
Вывод: сельское хозяйство – важная сфера человеческой деятельности. Формы и направления использования человеком с/х земель весьма различны; они зависят от характера аграрных отношений, уровня развития производительных сил, трудоемкости и капиталоемкости развиваемых отраслей с/х, специфики местных природных условий и т.д.
Итог урока: выполнение задания по карточкам и их взаимопроверка (по вариантам).
Домашнее задание: параграф №27, вопросы, кроссворд. Отдельным учащимся приготовить сообщение о животноводстве.