Файл: Практическая работа 8 Анализ проблемосодержащей системы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа 8
«Анализ проблемосодержащей системы»
Цель работы: Получить практические навыки в анализе сложных систем, в выделении проблем и тенденций.
Самостоятельная работа:
1. Изучение методов анализа ситуации: сравнительного анализа, ретроспективного анализа, причинного анализа (построение дерева причин, диаграмм «рыбий скелет»).
Литература: 3.1.2, 3.3.2 2.
2. Сбор данных сравнительного, ретроспективного, причинного анализа на основе поиска информации в статистических сборниках, в литературных источниках и системе. Для того, чтобы сузить поиск, желательно заранее определить: системы, используемые для сравнения, круг лиц, определяющих основные требования к системе, период времени, за который будут анализироваться данные о системе.
Порядок выполнения:
Для выполнения анализа проблемосодержащей системы была выбрана деятельность швейного предприятия.
1. Сравнительный анализ.
1.1.Определение соответствия требованиям.
Основными заинтересованными сторонами в данной системе являются непосредственно владельцы и сотрудники швейного предприятия, так как именно они получают основную прибыль, однако нельзя исключать и все сотрудничающие предприятия, заключающие договора с ним, а также клиентов, которым требуются услуги определенного характера.
Необходимо сформулировать требования, предъявляемые заинтересованными сторонами. Требования могут предъявляться как к конечным результатам деятельности системы, так и к процессу, происходящему в системе. Требования представлены в таблице:
Параметр | Идеальный бизнес | Реальный бизнес |
Ассортимент продукции | Широкий | Ограниченный |
Качество продукции | Высокое | Среднее |
Спрос на товар | Высокий | Средний |
Стоимость продукции | Средняя | Высокая |
Заинтересованность персонала в результате | Высокая | Низкая |
Наличие программы мотивации | Есть | Нет |
Уровень квалификации персонала | Высокий | Средний или низкий |
Наличие программ обучения | Есть | Нет |
Наличие давления со стороны конкурентов | Нет | Есть |
Состояние экономики | Благоприятное | Неблагоприятное |
Рыночные условия | Выгодные | Невыгодные |
Условия поставок | Выгодные | Невыгодные |
График поставок | Постоянный | Непостоянный |
Качество доставляемого товара | Высокое | Среднее или низкое |
Время обслуживания | Минимальное | Длительное |
Уровень оборудования | Высокий | Средний |
В данной таблице отражены требования заинтересованных сторон через колонку идеальный бизнес. При сравнивании их со столбцом реальный бизнес можно получить информацию о существующих проблемах, основными из которых являются – заинтересованность и уровень квалификации персонала, состояние экономики и качество доставляемого товара.
1.2.Определение уровня исследуемой системы
Далее было проведено сравнение текущего состояния исследуемой системы с состоянием аналогичных систем. Данные сравнительного анализа были оформлены в виде таблицы, представленной ниже:
Сравнительный анализ с конкурентами
Параметры | Компания | Конкурент 1 | Конкурент 2 |
Средняя стоимость | 2450 р. | 2750 р. | 3100 р. |
Удобство клиента | 0, 68 | 0, 75 | 0, 85 |
Среднее время обслуживания | 49 минут | 70 минут | 42 минуты |
Среднее количество клиентов за месяц | 562 | 650 | 600 |
Количество квалифицированного персонала | 65% | 75% | Около 80% |
2. Ретроспективный анализ.
2.1.Построение тренда.
Далее будет проведен ретроспективный анализ исследуемой системы. Все сравнительные данные представлены в таблицах, а на их основе построены тренд-графики. Исходной информацией для построения тренда являются данные об изменении основных показателей деятельности системы за определенный предшествующий период за год по месяцам.
| Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Среднее количество клиентов за месяц, чел. | 498 | 523 | 565 | 570 | 597 | 605 | 581 | 574 | 596 | 564 | 550 | 521 |
Из графика первой линии тренда видно, что среднее количество клиентов за месяц вначале возрастает, достигает своего максимума в июне, с количеством клиентов – 605 и начинает постепенно убывать.
| Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Средняя стоимость в течение месяца, руб. | 2390 | 2420 | 2342 | 2380 | 2470 | 2590 | 2478 | 2625 | 2460 | 2425 | 2378 | 2350 |
На данном графике кривая имеет резкие перепады, но по структуре напоминает первый тренд график. Наибольшего своего значения линия достигает также к середине года – в августе средняя стоимость услуг составила 2625 руб., и начинает постепенно убывать.
| Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Среднее время обслуживания в течение месяца, мин. | 60 | 58 | 54 | 51 | 47 | 38 | 45 | 47 | 40 | 45 | 49 | 54 |
Линия данного тренд-графика убывает в начале, достигает своего минимума и вновь возрастает. Минимум на данном графике совпадает с максимумом на графике «Среднее количество клиентов за месяц». Наибольшее количество клиентов удается обслужить при условии наличия минимального времени обслуживания клиентов.
Исследование результатов деятельности швейного предприятия показало, что ближе к концу года снизились объемы продажи услуг ателье после их повышения ближе к середине года. Причины и факторы, определяющие данную ситуацию, были частично представлены ранее, однако теперь необходимо сформулировать их более четко.
3. Причинный анализ.
3.1.Построение дерева причин
На основе таблиц, представленных выше, были построены диаграмма причин и диаграмма Исикавы.
Диаграмма причин:
3.2.Диаграмма «Рыбий скелет»
Структура следующей диаграммы довольно проста:
1.Голова рыбы – отражение проблемы или явления. В нашем случае это снижение средней стоимости услуг.
2.Основа диаграммы (скелет рыбы). Тут отображаются основные группы причин, которые могли повлиять на ситуацию в целом.
3.«Почему это могло произойти?» - обычно, после ответа на этот вопрос у диаграммы появляются «кости» второго порядка.
Для решения вышеописанной проблемы предлагаются следующие варианты:
1.Повышение контроля со стороны управляющих. Ужесточение мер наказания за несоответствующее выполнение работы стимулирует работников к более осмысленному труду.
2.Проведение различных тренингов, а также научных конференций поможет сотрудникам повысить свой уровень знаний, что позволит повысить их компетентность.
Что касается такого фактора, как услуги, то тут от компании требуются следующие действия:
1.Обратить внимание на то, как хранится продукция. Проверить на полное соответствие всем требованиям.
2. Также рекомендуется организовать более эффективную работу с браком, активно следить за качеством услуг.
Исходя из полученных данных, можно построить следующую диаграмму целей:
Таким образом, анализ, проведенный с помощью диаграммы Исикавы, позволил выявить причины снижения средней стоимости услуг швейного предприятия и наметить пути преодоления сложившейся ситуации.