Файл: 36.Сущность и содержание социально-педагогической деятельности.docx

Добавлен: 09.02.2019

Просмотров: 853

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-педагогическая деятельность как разновидность деятельности педагогической имеет общие с ней черты и отличи­тельные особенности. Большинство исследователей к общим чер­там относят тождество основной функции, которую и педагоги­ческая, и социально-педагогическая деятельности выполняют в обществе — социальное наследование, социокультурное воспро­изводство и развитие человека.

М.А. Галагузова отмечает, что если педагогическая деятель­ность носит нормативно-программный характер, то социально-педагогическая всегда является адресной, направленной на кон­кретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.

Л.А. и М.А. Беляевы считают, что ключевым в определении социально-педагогической деятельности является понятие «адап­тация». По мнению педагогов Л.А. и М.А. Беляевых, основная отличительная особенность социально-педагогической деятельности заключается в том, что потребность в ней возникает в случае, если у человека (группы людей) складывается проблем­ная ситуация во взаимоотношениях со средой.

Таким образом, социально-педагогическую деятельность мож­но рассматривать как целенаправленную работу профессионала по социальному воспитанию личности в конкретном социуме с целью успешной ее социальной адаптации.

Социально-педагогическая деятельность в условиях городского социума представляется как многоплановая и многоуровневая активность специалистов педагогического профиля по развитию и удовлетворению разнообразных потребностей и интересов детей и взрослых, по их социальной адаптации, поддержке личностного развития, их социальной защите, самореализации, подготовке к условиям конкуренции в современном обществе на основе активного использования ресурсов и потенциальных возможностей социума для разрешения текущих и хронических проблем личности или социальной группы.

Субъектом социально-педагогической деятельности может быть как отдельный специалист, так и группа специалистов, решающих социально-педагогические проблемы отдельной личности или группы. Им может быть любое должностное лицо, использующее возможности социума для разрешения проблем личности или социальной группы. Кроме отдельных лиц, субъектом социально-педагогической деятельности могут выступать и социальные учреждения, предприятия, организации, агентства, фонды и др. В то же время таким субъектом может быть и сама личность, осуществляющая связь с потенциальными возможностями социума, выступающая в качестве посредника между возникшими проблемами и ресурсами.

Объектами социально-педагогической деятельности являются как отдельные личности, так и целые группы людей, нуждающихся в помощи социума, в его «целебном внимании», в использовании его возможностей для самореализации, но не имеющих доступа к его ресурсам и возможностям по различным причинам.


В качестве средств социально-педагогической деятельности могут рассматриваться совместная деятельность, социальные отношения, социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, учреждения социальной защиты населения, спортивные или социокультурные учреждения, медицинские учреждения, политические партии, общественные организации и молодежные объединения) и другие элементы социума.

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных, коррекционно-развивающих мероприятий, а также путем педагогически це­лесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подопечных.

К основным принципам социально-педагогической деятель­ности относят: индивидуальный подход; опору на положитель­ные стороны личности подопечного; объективность подхода к по­допечному; конфиденциальность.

В широком смысле цель социально-педагогической деятельно­сти —■ ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специ­ально подготовленной и планомерно проведенной системы дей­ствий специалистов. В узком смысле цель профессиональной де­ятельности социального педагога — это оказание подопечному комплексной социально-психолого-педагогической помощи, со­здание благоприятных условий для личностного роста, защита прав подопечного в его жизненном пространстве.

целью социально-педагогической деятельности является, с одной стороны, формирование социально значимых личностных качеств у детей, подростков и взрослых, учащихся и специалистов, а с другой стороны, предоставление ресурсов, возможностей социума, обеспечивающих полноценную реализацию каждым из них своих потребностей и возможностей в конкретных условиях социума (конкретном социуме).

Главной целью социально-педагогической деятельности является достижение, формирование социальной активности личности. Это личностное качество, означающее способность личности самостоятельно усваивать социальный опыт, адекватно на него реагировать и активно использовать в своей практической деятельности, самостоятельно разрешать собственные проблемы, а по мере накопления и совершенствования собственного опыта позитивно влиять на социальный опыт, изменяя и обогащая его новыми потенциальными возможностями более высокого уровня

Условно целеполагание в работе социального педагога мо­жет быть представлено следующими этапами:

  • диагностика исходной ситуации, в которой находятся участники социально-педагогического процесса;

  • моделирование целей предстоящей деятельности и возможных результатов;

  • организация совместной целеполагающей деятельности педагогов, специалистов различного профиля, детей, родителей;

  • уточнение целей, внесение коррективов в первоначальные замыслы с учетом новой информации о причинах, особенностях проблемной ситуации;составление программы социально-педагогических действий по достижению целей, определение способов (путей) ее реализации.



Среди задач про­фессиональной деятельности социального педагога можно выде­лить следующие:

  • создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья подопечного;

  • формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении подопечного;

  • предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;

  • создание благоприятных условий в микросоциуме, использование потенциала социума для развития способностей, реализации возможностей подопечного;

  • реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной
    адаптации подопечного.

Содержание социально-педагогической деятельности, обеспе­чивающее достижение поставленных цели и задач, во многом за­висит от специализации, места работы социального педагога. В са­мом общем виде можно выделить следующие его составляющие:

  • системное изучение индивидуальных особенностей личности подопечного, социально-педагогических влияний микросреды;

  • установление профессионального (личностно-делового) контакта, взаимодействия с личностью (группой), нуждающейся
    в помощи;

  • социально-педагогическое управление способами активизации самостоятельности личности в процессе ее самореализации;

  • социально-педагогическая опека и посредничество;

  • социально-педагогическая поддержка личности в критических, кризисных, проблемных ситуациях.


основными направлениями социально-педагогической деятельности являются: социально-педагогическая деятельность с семьей, с конфессиями или в конфессиях, в школе, в здравоохранении, в учреждениях интернатного типа, с детьми-сиротами, с детьми с ОВЗ, в пенитенциарных учреждениях и др.

виды социально-педагогической деятельности:

  • психосоциальная работа;

  • медико-социальная работа;

  • социально-правовая работа;

  • культурно-досуговая работа;

  • информационно-воспитательная работа.

формы социально-педагогической деятельности:

  • социально-педагогическая диагностика;

  • социально-педагогическая помощь;

  • социально-педагогическая поддержка;

  • социально-педагогическая профилактика;

  • социально-педагогическое консультирование;

  • социально-педагогическое сопровождение;

  • социально-педагогическая коррекция;

  • социально-педагогическая реабилитация;

  • медико-психолого-педагогический консилиум;

  • посредничество