ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция. Особенности обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО
31 мая 2021 г. были утверждены ФГОС ООО, 12 августа 2022 г.
- изменения во ФГОС СОО. Эти документы не являются новыми стандартами, их можно рассматривать как обновление прежних, принятых, соответственно, в 2010 г. и 2012 г., поскольку методологическая основа
Стандартов осталась прежней. Это системно-деятельностный подход, который предполагает достижение образовательных результатов в ходе учебной деятельности, в ходе создания учебных ситуаций, в которых знание находит свое применение при решении задач академической или практической направленности.
Что получило обновление? Обновлены в нем в части детализации, в части конкретизации образовательные результаты. Почему этот ключевой момент важен для всей системы образования? Дело в том, что Стандарт является единственным государственным документом, документом нормативно-правовым, который создает именно нормирующий фундамент для целой совокупности других, уже методических документов, по которым работает вся сложная и большая система образования, не только школа, но и все, что со школой связано. Без такой согласованности, без такого единообразия подходов, без такой черты, которая фактически приводит к одному знаменателю усилия больших групп экспертов, методистов, педагогов, нам не добиться фокусировки на образовательном результате.
Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования, создана рамка того, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.
Кто является пользователями Стандарта?
Первое: родители. Как бы это ни парадоксально прозвучало, но сегодня в Стандарте есть образовательные результаты, но они сформулированы настолько обще и обтекаемо, что зачастую педагогу трудно понять, чего добивается школа от школьника, не говоря уже про неспециалистов, которые не погружены в философию образования, в методологию образования и так далее. Сегодня в Стандартах появилось конкретное содержание, где родитель может, открыв Стандарт, сказать, так или не так, тому или не тому учат его ребенка в начальной школе или на уровне основного общего образования.
Второе: руководители образовательных организаций, начиная от общего и дополнительного образования. Ставить четкие задачи, связанные с достижением образовательного результата, обсуждать, почему происходит достижение или недостижение и сбой в достижении образовательных результатов, крайне сложно, если Стандарт сформулирован максимально обще.
Третье: педагоги. Понятно, что каждый педагог, когда пишет рабочую программу, ставит перед собой какие-то профессиональные цели, и вопрос в том, насколько эти цели коррелируют или не коррелируют с государственной политикой и коррелируют или не коррелируют с нормативным документом.
Если этой уверенности нет, педагог начинает искать опору в каких-то других документах. Кто-то находит в содержании учебника эту опору, в логике изложения предмета и образовательном результате, кто-то находит такую опору в кодификаторах, связанных с итоговой аттестацией. Кто-то вообще их берет из головы. Мы, коллеги, за профессиональную свободу, мы за творчество, но мы и за то, чтобы система давала прогнозируемый и понятный образовательный результат.
Четвертое: разработчики КИМов для итоговой аттестации. Конечно, перед ними также стоит очень непростая задача в формулировке таких заданий на итоговую аттестацию, чтобы они проверяли не только твердые знания, hard knowledge, но и проверяли все другие компоненты образовательных результатов, которые могут быть выражены не только в предметном результате, но и в том, что называют метапредметным результатом.
И вот одна из особенностей сформулированных, конкретизированных требований к Стандарту заключается в том, что конкретизация эта, формулировка конкретных результатов заключалась в том, чтобы не просто насытить конкретными результатами Стандарт, но и в том, чтобы они были сформулированы в деятельностном ключе, во-первых, а во-вторых, в том, чтобы эти результаты были проверяемыми.
Детализации и конкретизации подверглись не только предметные результаты. Три группы результатов сохраняются: это личностные, метапредметные и предметные. В обновленных ФГОС требования ко всем результатам усилены и систематизированы. Усилены они в каком смысле: в смысле конкретизации формулировок и их четкой классификации, этих образовательных результатов. Если сегодня в Стандарте в отношении характеристики личностных результатов присутствует 10 формулировок этих требований, то в обновленном Стандарте 36 требований, распределенных по всем направлениям воспитательной деятельности. Да, воспитательная деятельность и личностные результаты сквозной нитью проходят через обновленный Стандарт, эти вещи взаимосвязаны. Программа воспитания и способы организации, способы реализации этой деятельности, воспитательной деятельности в образовательной организации не ограничены тем, что только через программу воспитания достигаются личностные результаты. Каждый предмет в том числе обладает воспитательным потенциалом. Не буду сейчас эту мысль развивать, просто хочу, чтобы мы зафиксировались на том, что наличие в основной образовательной программе программы воспитания не должно ограничивать педагогов в части понимания воспитательной миссии, воспитательных задач образовательной организации. Мы говорим о двух составляющих воспитательной деятельности: это то, что мы называем программой воспитания, это так, действительно, но мы не должны забывать, что воспитательным потенциалом, очень серьезным воспитательным потенциалом обладает каждый предмет общеобразовательной программы.
Личностные результаты не являются предметом аттестации. Но это не означает, что они не являются предметом оценки достижения образовательного результата. Это должна быть функция педагога и школы.
Аналогичная ситуация с метапредметными результатами.
В обновленных ФГОС три больших блока метапредметных результатов: это блок, связанный с базовыми логическими действиями, блок, связанный с базовыми исследовательскими действиями, и блок, связанный с работой с информацией. Это вот ключевой раздел, который называется «Овладение универсальными учебными познавательными действиями». Два других раздела также в меньшей степени соприкасаются с предметными областями и с предметами, но в большей степени соприкасаются с личностными результатами. Это универсальные коммуникативные действия, это действия, связанные с общением: действия, связанные с совместной деятельностью, командной деятельностью. И еще один блок – это универсальные регулятивные действия: самоорганизация и самоконтроль. Фактически в 2 раза увеличилось количество детализированных метапредметных результатов.
Предметные результаты конкретизированы, систематизированы и представлены через отглагольные формы, что означает и акцент на деятельность, но и понимание того, как их можно оценить. Среди предметного содержания и предметных результатов появляются новые позиции. Например, появление самостоятельного курса «Вероятность и статистика» в математике.
Стандарт сохраняет возможность дифференциации. Это не просто декларация. Если в прежнем Стандарте основного общего образования содержался тезис о возможностях дифференциации образовательных программ, то в обновленном Стандарте эта возможность дифференциации появляется уже на уровне двухуровневых результатов по 5 предметам: по математике, по биологии, химии, информатике, и, соответственно, вот эти предметы лежат в основе естественно-научной грамотности. И школа вправе выбирать уровень изучения таких предметов. И в этом смысле Стандарт задает, еще раз повторюсь, фундамент для того, чтобы школа могла выбрать тот или иной уровень изучения этого предмета, соответственно составив образовательную программу.
Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным учебным планом или ОВЗ у ребенка.
Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (так называемого математического планирования), необходимо указывать форму проведения занятий. Расчет диапазона часов – минимум и максимум при пяти- и шестидневной учебной неделе – приведен, но при этом минимум ниже, а максимум чуть выше тех часов, которые действовали в предыдущем стандарте.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в
Закон об образовании в Российской Федерации, и сегодня школа или учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а взять федеральную или примерную рабочую программу из единого реестра и работать по ней. Вариативность остается, если учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в этом не будет.
Кроме названных, ключевым изменением ФГОС СОО является изменение учебного плана. Теперь учебный план старшей школы включает не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности) и предусматривает изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне по профилю обучения. Ряд предметов прежнего учебного плана интегрированы с базовыми предметами:
В учебный предмет «Обществознание» (углубленный уровень) включены «Право», «Экономика».
В учебный предмет «Физика» включена «Астрономия».
В учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология» включены
«Естествознание», «Экология».
В учебные предметы «История», «Обществознание» включено содержание предмета «Россия в мире».
В Стандарте вводится обязательность привлечения к реализации основной образовательной программы в случае необходимости разных категорий педагогических работников, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение учебного процесса. Раньше прямой такой нормы, прямого такого требования в кадровом обеспечении Стандарта не было. Следует внимательно посмотреть, насколько те программы, которые реализуются в образовательных организациях, нуждаются в таком кадровом аудите и в подкреплении реализации программы специалистами, которые участвуют в психолого-педагогической поддержке не только детей, не только родителей, но и педагогов.
В Стандарте вводится обязательность комплектации школьных библиотек одним школьным по одному предмету на одного обучающегося бумажным учебником. Эта норма ограничивает взаимодействие школьников с электронными устройствами.