ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Противостояние сверхдержав, как двигатель научно-технического прогресса»
интегрированный урок по истории – физике
11 класс
...уран может быть в ближайшем будущем превращен в новый и важный источник энергии. ... Это новое явление способно привести также к созданию бомб, и возможно — хотя и менее достоверно — исключительно мощных бомб нового типа. Одна бомба этого типа, доставленная на корабле и взорванная в порту, полностью разрушит весь порт с прилегающей территорией... Письмо Альберта Эйнштейна Франклину Рузвельту 2 августа 1939 года
Альбе́рт Эйнште́йн
— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики
Противостояние сверхдержав, как двигатель научно-технического прогресса.
Противостояние сверхдержав.
(Вторая Мировая Война, Холодная война)
Противостояние сверхдержав
Атомное оружие
6 августа в 1:45 американский бомбардировщик B-29 под командованием полковника Пола Тиббетса, взлетел с острова Тиниан, находившегося примерно в 6 часах лета от Хиросимы.
Пол Тиббетс (1915-2007)
Проект - Манхеттен.
(нажать для воспроизведения)
Первая атомная бомба взорвана на полигоне Аламогордо 16 июля 1945 года.
Количество погибших от непосредственного воздействия взрыва составило от 70 до 80 тысяч человек. К концу 1945 года, в связи с действием радиоактивного заражения и других пост-эффектов взрыва, общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших достигло 200 000 человек.
Нагасаки до и после атомного взрыва
9 августа в 2:47 американский бомбардировщик B-29 под командованием майора Чарльза Суини, нёсший на борту атомную бомбу, взлетел с острова Тиниан. В 10:56 В-29 прибыл к Нагасаки. Взрыв произошёл в 11:02 местного времени.
Майор Чарльз Суини
Количество погибших составило от 60 до 80 тысяч человек. По истечении 5 лет, общее количество погибших, с учётом умерших от рака и других долгосрочных воздействий взрыва, могло достичь или даже превысить
140 000 человек.
Протонно – нейтронная модель атомного ядра была подтверждена последующими исследованиями атомных превращений и в настоящее время считается общепризнанной
Вернер Гейзенберг и Д.Д. Иваненко
1932 год
Протонно-нейтронная модель атомного ядра. (нажать для воспроизведения)
Согласно этой модели, атомные ядра состоят из элементарных частиц – протонов и нейтронов
1911 год
Э. Резерфорд
Планетарная модель атома.
(нажать для воспроизведения)
Предпосылки
В 1939 году немецкими учеными О. Ганом и Ф. Штрассманом было открыто деление ядер урана*. Они установили, что при бомбардировке урана нейтронами возникают элементы средней части периодической системы
Отто Ган
(1879-1968)
Модель деления ядер урана при бомбардировке нейтроном
Фриц Штрассман
(1902-1980)
Капельная модель деления ядра урана
Основной интерес для ядерной энергетики представляет реакция деления ядра
Две наиболее типичные реакции деления этого ядра имеют вид:
Энергия, котороя выделяется при полном делении 1 г урана = энергии, которая выделяется при полном сгорании 3000 т угля
Цепные ядерные реакции
Это реакция, в которой частицы, вызывающие её (нейтроны), образуются как продукты этой реакции.
При полном делении ядер, содержащихся в 1 грамме урана, выделяется
23000 кВт·ч энергии, что эквивалентно сгоранию
3 тонн угля или 2.5 тонн нефти.
При цепной реакции коэффициент размножения нейтронов K>1, т.е. в каждом последующем поколении нейтронов должно быть больше, чем в предыдущем.
Цепная реакция в уране с повышенным содержанием урана-235 может происходить только при массе большей критической массы. Для чистого урана-235 критическая масса составляет около 50 кг.
В атомных бомбах цепная неуправляемая ядерная реакция возникает при быстром соединении двух кусков урана-235, каждый из которых имеет массу несколько ниже критической.
Первая Советская атомная бомба была испытана 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне (Казахстан).
Игорь Васильевич Курчатов — советский физик, «отец» советской атомной бомбы.
Памятник И. В. Курчатову был возведен в 1986 году по заказу челябинского горисполкома, председателем которого в то время был Пётр Сумин. Автор – скульптор Вардкес Авакян.
Полусферы на пилонах олицетворяют расщепленный атом.
САХАРОВ Андрей Дмитриевич российский физик и общественный деятель
Противостояние сверхдержав
Атомное оружие
Компьютеры
Компьютер «Марк 1», один из первых программируемых ЭВМ, запущен 7 августа 1944 года. Находился в Гарвардском университете.
Противостояние сверхдержав
Атомное оружие
Компьютеры
Атомная энергетика
Первая Атомная электростанция запущена 27 июня 1954 года в СССР, в городе Обнинске, Калужской области.
Механизм осуществления
цепной ядерной реакции
К=1 (управляемый характер)
Ядерный реактор
Критическую массу можно уменьшить, если:
Использовать замедлители (графит, обычная и тяжелая вода)
Отражающая оболочка (бериллий)
Применение замедлителей нейтронов и специальной оболочки из бериллия, которая отражает нейтроны, позволяет снизить критическую массу урана до 250 г.
Противостояние сверхдержав
Атомное оружие
Компьютеры
Атомная энергетика
Средства доставки
B-29 «Суперкрепость» — американский стратегический бомбардировщик, произведено 3970 единиц.
Сергей Павлович Королёв — советский учёный, конструктор.
Межконтинентальная Баллистическая ракета-носитель Р7
первый успешный запуск 21 августа 1957 года.
Спутник -1, запущен на орбиту 21 августа 1957 года.
Противостояние сверхдержав
Атомное оружие
Компьютеры
Атомная энергетика
Средства доставки
Полеты в космос
Юрий Алексеевич Гагарин первый человек в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 года
Экипаж Аполлона -11, совершившего посадку на Луну 20 июля 1969 года.
Противостояние сверхдержав
(Вторая Мировая Война, Холодная война)
Атомное оружие
(Манхеттен проект 1945, Хиросима,
Нагасаки, Курчатов, 1949)
Компьютеры
Атомная энергетика
(1954г. Обнинск)
Средства доставки
Полеты в космос
(Спутник 1957г. Гагарин Ю.А. 1961г.
Высадка на Луну 1969г.)
Домашнее задание
по физике: ответить на вопросы стр.258.
по истории: воспроизвести информацию по созданной во время урока схеме.