Файл: Агрессия. Часть Виды и причины агрессивного поведения Ведущий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Агрессия. Часть 1.
Виды и причины агрессивного
поведения
Ведущий:
Русакова Наталия Васильевна
психолог

План
1. Виды агрессии.
2. Отличие инструментальной агрессии от эмоциональной.
3. Взаимосвязь гнева и агрессии.
4. Как семья влияет на агрессивность.
5. Модели агрессивного поведения.

Виды агрессии
Агрессия (от латинского слова «agressio» - нападение, приступ) – это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения и моральный ущерб.
 Агрессия физическая: а) прямая агрессия; б) косвенная агрессия.
 Агрессия вербальная.
 Негативизм: а)активный негативизм; б) пассивный негативизм.
 Аутоагрессия;
 Произвольная;
 Непроизвольная;
 Инструментальная;
 Эмоциональная.

Инструментальная агрессия
Инструментальная агрессия - агрессивное поведение, имеющее другую цель помимо причинения ущерба.
Цели инструментальной агрессии:
- сохранить свою власть;
- продемонстрировать доминирование или социальный статус;
- защитить себя;
- заработать деньги или авторитет.

Эмоциональная агрессия
Эмоциональная агрессия вызывается эмоциональным возбуждением, негативными эмоциями и агрессор стремится причинить ущерб другому лицу. Нападая на другого человек не думает о достижении каких-либо преимуществ или получении каких-то выгод. Желание причинить ущерб жертве может совершаться без предварительного обдумывания и планирования.

Гнев и агрессия
Агрессия – это действие, направленное на достижение определенной цели: причинить ущерб другому лицу.
Гнев - это эмоция, он не обязательно имеет какую-то конкретную цель
Гнев сам по себе не направлен на достижение цели и не служит реализацией конкретного намерения. Гнев как эмоциональное состояние не «запускает» прямо агрессию.
Гнев сопутствует агрессивным побуждениям, сопровождает, но не порождает эмоциональную агрессию.
Агрессия «запускается» внутренней стимуляцией, которая отличается; от эмоционального переживания.


Причины агрессивности
Склонность к агрессивному поведению может быть результатом многих причин:
1.Семейные факторы: а) недостаток любви и нежных чувств со стороны матери и отца; б) воспитание в семье.
2. Наследственность.
3.Уровень стрессовых состояний и то, в какой степени человеку удается или не удается реализовать свои личные стремления.
4.Установки и ценности общества, модели поведения.
5.Вознаграждение агрессивного поведения.

Роль вознаграждения
Вознаграждения могут влиять на поведение двумя способами:
1) выполнять рольмотива, побуждающего к действию;
2) выступать в качествезакрепляющего фактора, служащего поддержанию определенного типа поведения.

Семейные факторы
Родительская холодность и безразличие в сочетании с отсутствием четких границ, грубые и суровые наказания приводят к формированию агрессивных и антисоциальных черт у подростков.
Родители антисоциальных подростков плохо справляются с выполнением четырех важных функций:
1) недостаточно контролируют активность детей;
2) не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;
3) не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;
4) недостаточно успешны в решении проблем.

Насилие порождает насилие
Причины агрессивного поведения в семье:
- индифферентность к агрессивному поведению;
- эмоциональная реакция на ситуацию.
Готовность к нападению легко выливается в открытое насилие, если:
1) человек имеют сравнительно высокую предрасположенность к агрессии, обусловленную опытом, приобретенным в детстве;
2) находятся в данный момент под воздействием выпитого спиртного;
3) способность к самоконтролю ослаблена уверенностью в том, что муж имеет право бить свою жену, а родители имеют право бить детей.

Связь стиля воспитания с
поведением
Родительский стиль воспитания
Поведение ребенка
Авторитарный стиль
Конфликтующе-раздражительное
Жесткое навязывание правил.
Не даются ясные объяснения правил.
Используются жесткие, силовые методы дисциплинирования.
Недостаток теплоты и заботы о ребенке.
Проявление гнева и неудовольствия.
Ребенок боязливый, тревожный.
Легко раздражается.
Чередование агрессивного и избегающего поведения.
Чрезмерная неустойчивость настроения, депрессивность.
Авторитативный стиль
Энергичное, дружелюбное
Ясное определение правил и сообщение их ребенку.
Родители не поддаются попыткам ребенка принудить их к отклонению от правил.
Выражение неудовольствия и раздражения в ответ на неправильное (плохое) поведение ребенка.
Демонстрация удовольствия и поддержки конструктивного поведения ребенка.
Ребенок уверен в себе.
Высокий уровень энергии.
Самоконтроль.
Ребенок веселый, дружелюбный со сверстниками.
Кооперативность со взрослыми.
Хорошо справляется со стрессами.
Пермиссивно-попустительствующий стиль
Импульсивно-агрессивное
Отсутствие ясного выполнения правил.
Родители поддаются принуждению или идут на уступки, когда ребенок, плачем добивается своего.
Непоследовательность в применении дисциплинирующих воздействий.
Умеренно теплое отношение.
Поощряется свободное выражение импульсов.
Ребенок упрямый, несговорчивый.
Низкий уровень уверенности в себе.
Ребенок агрессивен.
Импульсивность.
Отсутствие целей.
Негативизм.


Отвержение сверстниками и
неуспешность
У агрессивного ребенка могут быть проблемы не только в том, что он готов угрожать и атаковать других, но и отсутствие адекватных социальных навыков.
Агрессивный ребенок неправильно интерпретирует действия сверстников, видит угрозы и вызовы там, где их нет, и ошибочно приписывать другим злостные намерения. Как результат антисоциальный ребенок будет отвергаться сверстниками.

Модели поведения
В качестве моделей могут быть как сверстники так и взрослые. Сверстники, показывают какую одежду носить, какую музыку слушать, как говорить, как действовать как решать конфликты.
Для копирования моделей поведения родителей необходимо:
- предрасположенность к аналогичному поведению;
- Привязанность, власть и зависимое поведение.

Телевидение как модель
агрессивного поведения
Особенности агрессивных детей :
1) в целом проводят больше времени у телевизора;
2) склонны предпочитать программы со сценами насилия;
3) отождествляют себя с телегероями;
4) воспринимают насилие на экране, как правду.
Предпосылки для копирования агрессивных идей из телепрограмм:
1.Зрители должны обратить внимание на происходящее на экране.
2. Зрители должны интерпретировать увиденное как «правильное» и
«выигрышное» поведение.
3. Зрители идентифицируют себя с агрессорами.
4. Зрители фокусируют внимание на агрессии, а не на других аспектах происходящих событий.
5. Зрители психологически не дистанцируются от увиденного.
Если с ребенком обсуждать социальные последствия драк и убийств,
увиденных на экране, то риск повторения агрессивных действий
снижается.

Агрессия и страдание
Существуют две точки зрения на эффект, который производит страдание.
Согласно первой, берущей свое начало в Древней Греции, страдание может быть для человека благотворно. Трудности, которые мы испытываем, горести и неприятности, которые мы переживаем, определенным образом обогащают нас и даже могут сделать лучше, чем мы были прежде.
Сторонники другой точки зрения утверждают, что страдание порождает враждебность.


Эффект оружия
Иногда на агрессивность влияют не только внутренние побуждения, но и внешние стимулы окружающей ситуации. Эти стимулы имеют агрессивное значение и/или ассоциированы с болью и страданием.
Эффект оружия является таким внешним стимулом. Люди могут проявлять повышенную агрессию, когда они видят оружие независимо от того рассержены они в данный момент или нет.
Игрушечные ружья могут стимулировать у детей повышенную агрессию. Но взрослые могут ослабить агрессивные реакции детей, дав соответствующую оценку агрессивным действиям.

Литература
1. Д. Гоулмен Эмоциональный интеллект.
2. Изард К.Эмоции человека М.:Директ-Медиа.
3.Кедрова Н. Азбука эмоций.
4. Лоренц К. Для чего нужна агрессия?
5.Писарик Ольга. Привязанность — жизненно-важная связь.
6. Фредерик Перлз. Эго, голод и агрессия.
7.Гордон Ньюфелд, Габор Матэ Не упускайте своих детей.