Файл: Лабораторная работа 3 Решение генетических задач. Цель. Закрепить умения решать генетические задачи. Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок биологии в 9 классе «____»________________ 20 ___ г.
Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач».
Цель. Закрепить умения решать генетические задачи.
Задачи.
образовательные: закрепить основные понятия генетики: доминантные и рецессивные гены, гомо- и гетерозиготы, генотип и фенотип, моногибридное и дигибридное скрещивание.
развивающие: продолжить формирование умения с генетической символикой; развивать умения проводить анализ информации, выстраивать логическую цепочку, делать выводы.
воспитательные: воспитывать умения организовать свой учебный труд.
Ход урока.
-
Орг. момент. -
Повторение изученного материала.
-
Что такое гибридизация? -
Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности? -
Какое скрещивание называют моногибридным? -
Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом. -
Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает? -
В чем сущность второго закона Менделя? -
С какой целью проводят анализирующее скрещивание? -
В чем заключается смысл третьего закона Менделя? Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя?
-
Лабораторная работа.
«Решение генетических задач».
Цель. Развитие умений пользоваться решеткой Пеннета, определять гаметы и генотипы потомства.
вариант 1.
-
У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений. -
У крупного рогатого скота при генотипе АА красная масть, при генотипе Аа – чалая. Имеется чалый бык, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех возможных скрещиваний? -
Черная окраска шерсти кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть - над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные, длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. Какова вероятность (в%) получения в чистопородного сиамского котенка?
Вариант 2.
-
При скрещивании кудрявой морской свинки с гладкой было получено 8 кудрявых (К) и 8 гладких (к) свинок. Каков генотип родителей? -
У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой, черная окраска над белой:
а) Каковы будут гибриды первого поколения от скрещивания дигомозиготной вихрастой черной свинки с гладкой белой?
б) во втором поколении?
в) Каково будет потомство от скрещивания гибридов первого поколения с каждым из родителей (возратное скрещивание)?
3. Какое потомство можно ожидать при скрещивании двух гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветками (неполное доминирование)?
Вариант 3.
-
У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотипы купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная? -
У морских свинок черная шерсть доминирует над белой, а грубая шерсть над гладкой. Скрестили двух свинок с грубой шерстью – черную и белую. Получили 13 черных грубошерстных свинок, 16 белых грубошерстных, 6 черных гладких, 5 белых гладких. Определите генотипы родителей. -
Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиготы умирают в детском возрасте. Гетерозиготы жизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания видоизмененный гемоглобин. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака.
Вариант 4.
-
Ген, вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной сахарным диабетом. Какова вероятность (в %) рождения здорового ребенка в данной семье? -
У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина – правша, мать которого была кареглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой. Сколько разных генотипов и фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары? -
Две черные самки мыши скрещены с коричневым самцом. Первая самка принесла в нескольких пометах 15 черных, вторая – 9 черных и 9 коричневых мышат. Какие выводы можно сделать относительно наследования черной и коричневой окраски у мышей? Каковы генотипы родителей?
-
Домашнее задание. § 19,20