Файл: Лабораторная работа 3 Решение генетических задач. Цель. Закрепить умения решать генетические задачи. Задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок биологии в 9 классе «____»________________ 20 ___ г.

Лабораторная работа №3 «Решение генетических задач».

Цель. Закрепить умения решать генетические задачи.

Задачи.

образовательные: закрепить основные понятия генетики: доминантные и рецессивные гены, гомо- и гетерозиготы, генотип и фенотип, моногибридное и дигибридное скрещивание.

развивающие: продолжить формирование умения с генетической символикой; развивать умения проводить анализ информации, выстраивать логическую цепочку, делать выводы.

воспитательные: воспитывать умения организовать свой учебный труд.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Повторение изученного материала.


  1. Что такое гибридизация?

  2. Какой объект для своих исследований выбрал Г. Мендель? Почему выбор этого объекта позволил Г. Менделю открыть законы наследственности?


  3. Какое скрещивание называют моногибридным?

  4. Как называется признак, который проявляется у гибридов первого поколения? Приведите примеры проявления таких признаков в опытах Г. Менделя с горохом.


  5. Какое обозначение имеет тот признак, который у гибридов первого поколения не развивается, а как бы исчезает?


  6. В чем сущность второго закона Менделя?


  7. С какой целью проводят анализирующее скрещивание?


  8. В чем заключается смысл третьего закона Менделя? Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя?

  1. Лабораторная работа.

«Решение генетических задач».

Цель. Развитие умений пользоваться решеткой Пеннета, определять гаметы и генотипы потомства.

вариант 1.

  1. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Растение с красным корнеплодом скрестили с растением, имеющим желтый корнеплод, и получили 21 растение с желтым корнеплодом. из семян, полученных после переопыления этих растений между собой, получили 83 желтых и 27 красных корнеплодов. Определите генотипы всех указанных растений.

  2. У крупного рогатого скота при генотипе АА красная масть, при генотипе Аа – чалая. Имеется чалый бык, а коровы всех трех мастей. Какова вероятность появления чалого теленка в каждом из трех возможных скрещиваний?

  3. Черная окраска шерсти кошек доминирует над палевой, а короткая шерсть - над длинной. Скрещивались чистопородные персидские кошки (черные, длинношерстные) с сиамскими (палевые короткошерстные). Полученные гибриды скрещивались между собой. Какова вероятность (в%) получения в чистопородного сиамского котенка?


Вариант 2.


  1. При скрещивании кудрявой морской свинки с гладкой было получено 8 кудрявых (К) и 8 гладких (к) свинок. Каков генотип родителей?

  2. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой, черная окраска над белой:


а) Каковы будут гибриды первого поколения от скрещивания дигомозиготной вихрастой черной свинки с гладкой белой?


б) во втором поколении?


в) Каково будет потомство от скрещивания гибридов первого поколения с каждым из родителей (возратное скрещивание)?

3. Какое потомство можно ожидать при скрещивании двух гетерозиготных растений ночной красавицы с розовыми цветками (неполное доминирование)?

Вариант 3.

  1. У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотипы купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Какой должен быть результат, если собака чистопородная?

  2. У морских свинок черная шерсть доминирует над белой, а грубая шерсть над гладкой. Скрестили двух свинок с грубой шерстью – черную и белую. Получили 13 черных грубошерстных свинок, 16 белых грубошерстных, 6 черных гладких, 5 белых гладких. Определите генотипы родителей.

  3. Серповидноклеточная анемия у человека наследуется как не полностью доминантный аутосомный признак. Гомозиготы умирают в детском возрасте. Гетерозиготы жизнеспособны и устойчивы к заболеванию малярией. Малярийный плазмодий не может использовать для своего питания видоизмененный гемоглобин. Какова вероятность рождения детей, устойчивых к малярии в семье, где один из родителей гетерозиготен в отношении признака серповидноклеточной анемии, а другой нормален в отношении этого признака.

Вариант 4.

  1. Ген, вызывающий сахарный диабет рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок больной сахарным диабетом. Какова вероятность (в %) рождения здорового ребенка в данной семье?

  2. У человека праворукость доминирует над леворукостью, а карий цвет глаз – над голубым. В брак вступает кареглазый мужчина – правша, мать которого была кареглазой левшой, и голубоглазая женщина – правша, отец которой был левшой. Сколько разных генотипов и фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары?

  3. Две черные самки мыши скрещены с коричневым самцом. Первая самка принесла в нескольких пометах 15 черных, вторая – 9 черных и 9 коричневых мышат. Какие выводы можно сделать относительно наследования черной и коричневой окраски у мышей? Каковы генотипы родителей?




  1. Домашнее задание. § 19,20