ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билалова К.Р

Магистрант КФ РГУП

Преподаватель кафедры

Таможенного дела

Казанский кооперативный институт

(филиал) автономной некоммерческой

образовательной организации

высшего образования Центросоюза

Российской Федерации

«Российский университет кооперации»
Субъекты налоговых правоотношений в условиях цифровой экономики

Аннотация: В данной статье рассмотрен вопрос правового регулирования между субъектами налоговых правоотношений в условиях цифровой экономики. К рассмотрению были выведены такие вопросы как, влияние цифровой экономики на объем и информативность налоговой правосубъектности. Особое внимание было уделено трансформации правосубъектности участников налоговых правоотношений при переходе на цифровизацию, сталкивающуюся с особыми трудностями при введении цифровых технологий.

Bilalova K.R

Master's student of KF RGUP

Teacher of the department

Customs Affairs

Kazan Cooperative Institute

(branch) of the Centrosoyuz Autonomous non-profit

educational organization

of Higher education

Of the Russian Federation

"Russian University of Cooperation"
Subjects of tax legal relations in the digital economy

Abstract: This article discusses the issue of legal regulation between subjects of tax relations in the digital economy. Issues such as the impact of the digital economy on the volume and informativeness of tax legal personality were brought to consideration. Particular attention was paid to the transformation of the legal personality of participants in tax legal relations during the transition to digitalization, which faces particular difficulties with the introduction of digital technologies.

Цифровая экономика- важнейшая, основополагающая и приоритетная экономическая деятельность, основанная на цифровизации, а также связанная с электронным бизнесом и электронной коммерцией.

Субъекты налоговых правоотношений- лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей.

В большинстве случаев субъект налогового права и субъект налоговых правоотношений совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организационная единица, получившая налоговую правосубъектность, становится субъектом правовых и налоговых отношений. Однако в ряде случаев субъект налогового права и субъект налоговых правоотношений не существуют в одном лице.


В основном это происходит, когда в налоговые правоотношения вступает субъект налогового права, которым является государство, то есть Российская Федерация в целом и субъекты Российской Федерации. Российская Федерация в целом, а также ее субъекты, являющиеся субъектами налогового права, вступая в определенные налоговые правоотношения, выступают в качестве определенного государственного органа. В то же время, являясь субъектами налогового права, они обладают налоговой правосубъектностью, что определяется их компетенцией.

Развитие цифровых технологий в налоговых правоотношениях создает среду, в которой соблюдение налогов налогоплательщиками становится максимально удобным и эффективным. ФНС России ведет постоянную работу по расширению дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками и созданию комфортных условий оказания услуг и уплаты обязательных платежей.

В настоящее время государство широко и систематически использует технологические инновации в сфере налогообложения. В частности, для обязательных платежей созданы и внедрены удобные платежные сервисы в рамках интерактивных сервисов ФНС России, облегчающих доступ к услугам и сервисам, например, мобильное приложение ФНС России.

Одним из наиболее распространенных примеров внедрения цифровых технологий в налоговой сфере является создание и успешная работа онлайн-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика". Многие документы (например, налоговые уведомления) направляются в электронном виде налогоплательщикам, имеющим доступ к личному кабинету налогоплательщика. Однако реализация права доступа к информационным ресурсам одной из сторон налоговых отношений означает, что налоговые органы обязаны предоставлять свои услуги также в электронном виде, то есть предоставлять многие документы налогоплательщикам только в электронном виде.

Большую роль в последние года сыграло внедрение прогрессивных цифровых технологий в процесс налоговых правоотношений. Итогом данного внедрения стало формирование полноценной технологической базы, которая эффективно функционирует в электронных сервисах.



Внедрение ИТ-технологий, использование автоматизированных систем контроля, онлайн-касс, использование личного кабинета налогоплательщика способствовали снижению количества налоговых проверок и увеличению сумм налогов и штрафов. Следовательно, цифровая трансформация является серьезным катализатором развития технического оснащения налоговых органов. Цифровые проекты помогают снизить нагрузку на сотрудников ФНС России, повысить эффективность налогового контроля, увеличить налоговые поступления в бюджет.

Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности предполагает реализацию мероприятий, направленных на совершенствование налогового администрирования:

— перевод 95% счетов-фактур, выставленных хозяйствующими субъектами, в электронный вид до конца 2024 года;

— до конца 2024 года перевести 70% путевых листов и накладных, формируемых хозяйствующими субъектами, в электронный вид;

— увеличение общего объема электронных документов, направляемых друг другу субъектами хозяйствования в электронной форме, в том числе с 2022 года не менее чем на 20% в год;

— ограничение оборота бумажных документов в рамках фискального контроля, в том числе с 2023 года не менее чем на 10% в год;

- сокращение бумажного документооборота субъектов хозяйствования и затрат на обработку и хранение бумажных документов с преимуществом электронного документооборота;

– переход на систему, использующую данные, содержащиеся в ИТ-системе органов государственной власти.1

Таким образом, внедрение цифровых инструментов налогового администрирования в практику предприятий и организаций, малого и среднего бизнеса позволит создать в России систему добровольного соблюдения налогового законодательства.

Данная система будет способствовать росту прозрачности экономики для всех субъектов хозяйствования, повышению качества бюджетного планирования и стабилизации доходов государства. Так, по прогнозам Минфина РФ, собираемость налогов, в том числе за счет мер налогового администрирования, предполагается увеличить с 98,77% до 99% в период с 2022 по 2025 год. Прямое подтверждение целесообразности развитие цифровых активов – это увеличение отдачи от средств, затраченных на цифровую трансформацию налогового администрирования. За последние пять лет сумма налогов, собираемых на один рубль затрат, вложенных в цифровизацию деятельности ФНС России, увеличилась с 96,5 руб. до 123,4 руб..


Список использованной литературы

1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». – Текст: электронный// КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения 23.02.2023).

2. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2021 N 34) // КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372761/ (дата обращения 23.02.2023).

3. Бабич О.В. Трансформация процесса управления предприятием в рамках становления цифровой экономики / О.В. Бабич, Л.С. Митюченко, И.В. Игольникова, И.Г. Чернышова, Курск 2020– 207с. — ISBN: 978-5-907205-64-2

4. Пансков В.Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации // Экономика. Налоги. Право. 2013. N 4. С. 74 — 80.

5. Полинская, М.В. Налоговое администрирование в России в период пандемии и направления его совершенствования/ М.В. Полинская, А.А. Талалян. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 1. – С. 219 – 224.

6. Сульженко, С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровизации/ С.А. Сульженко // Финансовые исследования. – 2021. – №3 (68). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nalogovogo-administrirovaniya-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения 23.02.2023).

7. Цифровую трансформацию ФНС России обсудили на научно-практической конференции Финансового университета при Правительстве РФ // Федеральная налоговая служба: сайт. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/10205704/ (дата обращения 23.02.2023).– Текст: электронный.


1 Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности (утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2021 N 34) // КонсультантПлюс : правовая справочная система [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372761/ (дата обращения 23.02.2023).