ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 класс ОБЖ
Подготовил учитель ОБЖ МБОУ «Школа №54» Таборов Е.Т.
Тема урока: Происхождение причины и последствия землетрясений
Учебные вопросы: 1. Понятие 'землетрясение'
-
Причины и виды «землетрясений» -
Понятия "Эпицентр" и "Гипоцентр" -
Сила землетрясений (сейсмическая ШК (|ЛЯ) -
Последствия землетрясений -
Сейсмоопасные работы земного шара
1. Цель урока: учащиеся должны усвоить основные понятия, получить знания о причинах и последствиях землетрясений, убедиться в реальной опасности землетрясений и необходимости изучения курса ОГ'Ж,
ПП. Средства обучения: учебные плакаты - "Строения земной коры", "Внутреннее строение земли", физическая и тектоническая карты мира,
учебники географии 7 кл и ОБЖ 7 кл кинофрагмент «Землетрясения»
**
Ш. Тип урока: урок изучения нового материала 1У. Ход урока:
-
Оргмомент -
Формулировка целей
До учащихся доводится тема урока, ставится задача усвоить основные понятия, на основе знаний полученных на уроках географии в 6 классе разобрать вопросы, связанные с происхождением землетрясений, убедиться в необходимости изучения этого явления природы.
-
В начале изучения темы с подготовленными докладами о землетрясениях выступают учащиеся, получившие задания подготовить доклады на предыдущем уроке. Для создания более свободной обстановки на уроке на доске можно вывесить афишу:
СЕГОДНЯ ИНТЕРЕСНАЯ ВСТРЕЧА состоится разговор о неразгаданных тайнах
разрешается спорить, нападать и защищаться, приводить любые мнения, если они понадобятся в споре, чтобы утверждать или отрицать. Запрещается выдвигать аргументы без всяких на то оснований, а если фантазировать - то не произвольно! В разговоре примут участие все
заинтересованные учащиеся.
После прочтения докладов слово берёт учитель: Разговор у нас совершенно особенный. В нём участвуют люди науки
, причём разных ■ времён и разных стран. Для нас это возможно - свести спорщиков за круглым столом, потому что каждый из них уже сказал своё слово. Известно мнение каждого. Но вместе спорящие стороны не собирались.
Пусть же соберутся! Пусть скрестятся словесные шпаги' и будет встречен одобрением удачный-удар, остроумный выпад. А мы? В нашей , .власти пригласить и выслушать кого угодно, только бы был интересным разговор. Мы направим его по нужному руслу и охотно послушаем всех, кто сможет помочь нам в разгадке тайн землетрясения.
А теперь немного о том, какие бедствия приносят землетрясения.
- Сирена завыла слишком поздно ...
Тяжёлый скрежет камня, глухие удары падающих стен, звон бьющихся стёкол. Густая пыль закрыла яркие тропические звёзды. В непроглядном мраке, среди нагромождения развалин метались обезумевшие ; люди.
Утром радио разнесло по миру краткое сообщение:"В ночь на первое марта.1960 года сильнейшее землетрясение разрушило Кароккансикй город Агадир. Масштабы .катастрофы потрясающие - они напоминают известное Лиссабонское землетрясение 1755 года".
На место стихийного бедствия прибыл король Морокко.
Он стоял на холме, медленно перебирая чётки.
Там где Атласские горы вплотную подходят к океану, виднелись бесформенные развалины.
Двенадцать секунд - двенадцать тысяч погибших.
Король принял решение: город восстанавливать невозможно, строить нужно в другом месте, заново.
. На географической карте учитель показывает Атласские гопы.(география 7 кл Африка "Рельеф")
- К так, телеграфное сообщение из Марокко напомнило о Лиссабонской трагедии.
' Утро 1 ноября 1755 года выдалось холодным и ветренным. В домах разожгли очаги и затопили камины. В девять часов утра сильный толчок потряс землю. За ним последовали два более слабых. Большая часть города была разрушена почти мгновенно. Из 20 тысяч домов сохранилось не более 5 тысяч. Из-за внезапного разрушения печей вспыхнули пожары. Ветер разнёс огонь, который уничтожал всё, что уцелело от разрушения. В пылающих развалинах задыхались раненые и придавленныв. До самого лета продолжались раскопки завалов. Было найдено болев пятидесяти тысяч убитых. (Для средневекового города количество огромное).
На карте учитель показывает Португалию и современный Лиссабон, просит. учащихся сказать, какие формы рельефа преобладают. ‘ -Учащиеся ■ выясняют, что это горы. По тектонической карте уточняют, что это герцинская складчатость. (География 6 кл "Горы складчатые, глыбовые и складчато-глыбовые", 7 кл "Общие особенности рельефа Евразии; Равнины. Горные пояса".)
Теперь вернёмся в современность. В наше время землетрясения носят не менее разрушительный характер.
. Для жертв Спитакского землетрясения 7 декабря 1988 года только в самой Армении было изготовлено 50 тысяч гробов. При всём напряжении республика не справлялась с внеплановым трагическим заданием. Пришлось ещё 30 тысяч привезти из других областей Кавказа. Не весь запас был использован. Не потому, что не хватило мёртвых. Стихия умертвила людей так, что живые не смогли предать земле останки погибших.
Официальные лица называли 55 тысяч жертв (а зарубежные - .80—100 тысяч). Сколько человек действительно, погибло, мы не знаем и сейчас.
Сотни"тысяч людей потеряли имущество. 500 тысяч человек остались без крова. *
Учитель просит показать на карте Кавказ. По тектонической карте учащиеся определяют, что он относится к горам новой складчатости. (География 7 кл Общие особенности рельефа Евразии. Равнины, Горные пояса).
Теперь давайте сформулируем, что же такое землетрясение? Ожидаемый ответ: "Землетрясения - это сотрясения земной коры".
' В каких же местах происходят землетрясения? География 6-7 классов даёт нам ответ на этот вопрос. Кто может вспомнить?
Учащиеся, опираясь на знания, полученные на уроках географии в 6 классе (Медленные вертикальные колебания земной коры. Землетрясения) и в 7 классе при изучении географии материков (Области землетрясений и вулканов. Вековые колебания земной коры.) делают вывод о приуроченности землетрясений к наиболее подверженным участкам земной коры, 'где в настоящее время расположены горы.
Учители дает формулировку Территории более подверженной
землетрясениям, называют сейсмическими областями (от греческого - сейсмос" — землетрясение).
На физической и тектонической картах учитель показывает сейсмические пояса земного шара.' Сравнивая карты учащиеся убеждаются, что во всех случаях они приурочены к горным районам.
Теперь давайте попробуем выяснить по каким причинам происходят землетрясения. . \:;ч • ‘ ■ . *
Мы сформулировали определение землетрясения, но оно не полно без дополнения о причинах его вызывающих;
Люди издавна пытались объяснить землетрясения, понять, почему они происходят. В истории всех народов существует много легенд и поверий, в которых видны попытки так или иначе дать объяснения причинам землетрясений.
Древние индейцы полагали, что земля держится на спине огромной черепахи, а потому достаточно черепахе пошевелиться, чтобы земля затряслась.
Индусы решили, что земля покоится на огромном кроте.
Малайцы считали, что земля установлена на спине огромной свиньи*
Но уже в глубокой древности появляются учёные, которые пытаются нарисовать правильную карту жизни нашей планеты. Первым таким учёным был римский философ и поэт Тит Лукреций Кар(6коло 99—55 годов до нашей эры). (Понятие "до нашей эры" учащиеся должны знать из курса истории древнего мира.).
В поэме "О природе вещей" он писал: — "Теперь узнай причину землетрясений и убедись особенно в том, что внутренность Земли, как и её поверхность, наполнена пещерами, пропостями, озёрами, утёсами и множеством рек... Сотрясения земной поверхности (вспомните наше определение) происходят от обвала огромных пещер, подточенных рукою времени".
Сегодня такое объяснение выглядит наивным. Но вспомните — ему более двух тысяч лет. Однако запомним его, чтобы сравнить с более позники объяснениями причин землетрясений.
Пожалуй, после Лукреция Кара, несмотря на то, что их разделяет огромный промежуток времени, М.В.Ломоносов был первым, кто на истинной научной основе объяснил причины землетрясений.
Пожалуй, после Лукреция Кара, несмотря на то, что их разделяет огромный промежуток времени, М.В. Ломоносов был первым, кто на истинной научной основе объяснил причины землетрясений. На заседании Академической конференции, обсуждавшей содержание будущего осеннего публичного собрания 1757 года' М. В. Ломоносов предложил свою тему: "О причинах землетрясений". Этой работе суждено было стать той точкой, из которой со .временем выросла мощная ветвь новой науки о землетрясениях - сейсмология.
Но сначала давайте посмотрим, как представляли себе образованные люди ХУШ века уотройотво нашей планеты. В середине ХУШ века стало общепризнанным, что земля имеет форму шара. Было подсчитано, что 71 % геммой поверхности занимает вода, сложилась географическая карта Мира, на которую нанесли очертания материков, островов и основных горных хребтов. Были, хотя и не точно, определены места, в которых наиболее часто случаются землетрясения. Люди уже знали, что дик нашей планеты не всегда оставался нахим, каким они они его видят. На суше, иногда очень далеко от берегов находили раковины
и окаменелости, неопровержимо доказывающие, что когда-то здесь было морское дно,
Применял знания, полученные при изучении географии в 6-7 классах объясните эти находки. (Учащиеся, опираясь на сведения из учебника географии объясняют это медленными вертикальными движениями земной коры). ,
В переполненном зале 6 сентября 1757 года М.В.Ломонооов произносит своё "Слово о рождении металлов от трясения Земли".
Он утверждает, что "лик Земли" постоянно меняется благодаря непрерывно совершающимся геологическим процессом. Медленно опускается или поднимается морское дно, сжимаются и сдавливаются земные слои", глубоко под землёй образуются трещины и расщелины. Земная кора не застыла в неизменности: она живёт своей сложной, напряжённой жизнью, а землетрясения - результат движения земной коры.
Мы можем путешествовать вдоль сейсмических поясов по ' жартам, схемам и даже поэтическим произведениям и везде будем находить интересные и загадочные сведения.
Двигаясь по трансазиатскому поясу, мы приближаемся к Греции. У её западных берегов из Ионического моря поднимается цепочка Ионических островов. (Рассказ сопровождается показом названных объектов на географической карте).
На уроках истории древнего мира вы изучали историю древней Греции и знаете о приключениях. Одисея. Вспомните, Одиосей, тоскуя о далекой родине,, рассказывал царю Алкиною: "В солнечносветлой Итаке живу Я! там Нерион всюду Видимый о моря, подъемлет вершину лесистую} много!! Там и Дулихий и лесом богатый Закинф; и на самом!! Западе плоско' лежит окружённая морем Итака.'* ;
Сопоставлял этот поэтический рассказ о археологическими данными, современная наука установила, что создание "Одисеи" относится к 1Х-УШ векам до нашей еры.
В жизни нашей планеты, которая существует несколько миллиардов, лет, это было совсем недавно. И вот родина Одиооея уже нет. Она погрузилась в морские волны.
Не всегда опускания происходят спокойно. Порой они сопровождаются сильнейшими землетрясениями. История дописала гениальную "Одиссею". 1В августа 1953 года над Итакой пронёсся оглушительный гул, заколыхалась земная поверхность, и столь поэтично воспетые сады, дубовые рощи, виноградники и посёлки оползли в море.' -
Закончив своё путешествие мы можем сделать некоторые обобщения.