Файл: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 775

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ
Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального
университета
Кафедра биологии и экологии
И.А. Леонтьева
БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Краткий конспект лекций)
Учебное пособие
Елабуга – 2014

2
ЕЛАБУЖСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Леонтьева И.А.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Краткий конспект лекций)
Учебное пособие
для студентов высших учебных заведений
Елабуга – 2014

3
УДК 614.8
ББК 68.9
Л47
Печатается по решению РИСа Елабужского института (филиала)
Казанского (Приволжского) федерального университета
Приказ № 36 от 27.02.2014 г.
Составитель:
Ирина Александровна Леонтьева
Рецензенты:
Э.И. Ахметшина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фи- зической культуры Набережночелнинского филиала Института экономики, управления и права (г. Казань)
Е.А. Афонина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биоло- гии и экологии Елабужского института казанского (Приволжского) феде- рального университета
Л47 Безопасность жизнедеятельности. Краткий конспект лекций: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Сост. И.А. Леонтьева. –
Елабуга: Изд-во Елабуж. ин-та КФУ. – 180 с.
В учебном пособии рассматриваются теоретические основы безопасности жизне- деятельности, причины и типы чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, эко- логического, социального характера и меры по их предотвращению. Подробно проана- лизированы последствия чрезвычайных ситуаций различного характера и возможные меры от них.
Данное пособие адресовано студентам-бакалаврам высших учебных заведений различных направлений и профилей, учащимся старших классов, преподавателям кол- леджей, учителям общеобразовательных школ, а также для всех, кого интересуют во- просы безопасности жизнедеятельности в современном индустриальном мире.
УДК 614.8
ББК 68.9
© Казанский федеральный университет
(Елабужский институт), 2014
© Леонтьева И.А., 2014

4
Содержание
Предисловие ……………………………………………….…………….....………....6
Тема 1. Теоретические основы Безопасности жизнедеятельности……………..7 1.1. Безопасность жизнедеятельности: цели, задачи ……...…...……………...7 1.2. Принципы и понятия безопасности жизнедеятельности .......................….9 1.3. Системы и виды безопасности жизнедеятельности ….……………….....12 1.4. Методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности …………………..………………………………………....16
Тема 2. Опасности и их классификация …………………………………………18 2.1. Понятие опасности. Признаки, определяющие опасность …………...…18 2.2. Классификация опасностей ………………………………………….……18 2.3. Риск. Виды риска ………………………………………...………………...22
Тема 3. Негативные факторы техносферы и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека в среде его обитания………….....26 3.1. Понятие о негативных факторах техносферы. Их классификация …….26 3.2. Химические факторы техносферы ………………………………….....….26 3.3. Физические факторы техносферы ………………………………......……29
Тема 4. Безопасность населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях (ЧС) ……………………………………………………………...………41 4.1. Общие сведения о ЧС, их классификация …………………………….…41 4.2. Поражающие факторы ЧС ……………………………………….………..46 4.3. Причины и основные условия возникновения ЧС ………………………47
Тема 5. Чрезвычайные ситуации природного характера ………………….….51 5.1. Понятия ЧС природного характера, природных опасностей и стихийных бедствий ……………………………………………………………51 5.2. ЧС геофизического характера ……………………..…………..……….…52 5.3. ЧС геологического характера …………………….................…………….62 5.4. ЧС гидрологического характера ………………….................……………68 5.5. ЧС метеорологического характера …………………………...…...……...76 5.6. Лесные и торфяные пожары, их последствия ………………….….……..81 5.7. Космические чрезвычайные ситуации ………………………..….………88
Тема 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера…………………………...91 6.1. Понятие о ЧС техногенного характера и их классификация…………………...91 6.2. Защита населения и территорий при авариях на радиационно опасных объектах …………………………………………………………...……....91 6.3. Защита населения и территорий при авариях на химически опасных объектах …………………………………………………………………………..…94 6.4. Защита населения и территорий на пожаровзрывоопасных объектах ………………………………………………………………………….….98 6.5. Защита населения и территорий при авариях на гидротехнических сооружениях ………………………………………………………………….……102 6.6. Аварии на объектах коммунального хозяйства ……………………………….104 6.7. Аварии на транспорте …………………………………………………….....…105
Тема 7. Чрезвычайные ситуации социального (криминогенного)
характера. Терроризм ……………………………………………………….……107 7.1. Понятие о ЧС социального характера, терроризме ……………………107 7.2. Причины возникновения терроризма ………………………...…………110


5 7.3. Основные черты современного терроризма ………………….....….…..111 7.4. Классификация современного терроризма …………………….…….…111 7.5. Основные элементы террористической акции ………………..…….….113 7.6. Защита населения от террористических воздействий ……………...….115
Тема 8. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
военного характера ……………………………………………………………..…117 8.1. Понятие «война». Классификация войн ……………………..……….…117 8.2. Характеристика ядерного оружия. Правила поведения и действия населения в очаге ядерного поражения ..…………………………117 8.3. Характеристика химического оружия. Правила поведения и действия населения на территории, подверженной химическому заражению …………………………………………………..…………...…….124 8.4. Характеристика бактериологического оружия. Правила поведения и действия населения на территории, подверженной биологическому заражению ………………………………………….………127 8.5. Характеристика современных средств массового поражения…………………………………………………………...…………131
Тема 9. Единая государственная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской
обороны……………………………………………………………………….……..134 9.1. Организация и функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС …………………………….….134 9.2. Основные задачи и структура Гражданской обороны ……………...….143
Тема 10. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени ………………………………………………...…..148 10.1. Защитные сооружения Гражданской обороны ……………….………148 10.2. Средства индивидуальной защиты …………………….………………153 10.3. Рассредоточение и эвакуация …………………………..………………162
Глоссарий …………………………………………………………..……………….166
Литература…………………………………………………………………….……179

6
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современном индустриальном мире проблема безопасного существо- вания и успешного развития человечества выходит на первый план. При этом практически ежедневно человек находится под гнетом немалого числа опасностей, связанных с решением следующих задач:
– обеспечения приемлемого пропитания и жилья;
– сохранения жизни и здоровья; получения необходимого образования;
– поиска достойной работы и достижения успеха в выбранной сфере деятельности;
– поддержания нормальных отношений с окружающими людьми;
– защиты интересов собственной семьи и своего народа и др.
Состояние высокого уровня психологической нагрузки сопутствует жизнедеятельности подавляющего большинства людей современного типа развития цивилизации. К сожалению, свой значительный вклад вносят в со- стояние нестабильности современного мира и глобальные проблемы: войны и региональные конфликты, экологические бедствия и природные ката- строфы, политические и экономические потрясения, терроризм.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование у студентов не только знаний, умений и навыков, но и на подготовку компе- тентного специалиста по обеспечению безопасности в повседневной жизни, в экстремальных и чрезвычайных ситуациях; на воспитание сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и государственной без- опасности; на получение студентами основополагающих знаний и умений, которые позволят им не только распознавать и оценить опасные ситуации, факторы риска среды обитания, определять способы защиты от них, но и в первую очередь – предвидеть возможные негативные последствия подоб- ных ситуаций.
Предлагаемое учебное пособие создано на базе обобщенных требова- ний, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к учебной дисци- плине «Безопасность жизнедеятельности», обязательной для изучения на подавляющем большинстве специальностей и направлений гуманитарного и технического профиля высших учебных заведений РФ.
В данном пособии рассматриваются вопросы безопасного взаимодей- ствия человека со средой обитания (производственной, социальной, при- родной и др.), защиты от негативных и опасных факторов и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, а также осно- вы гражданской обороны. Каждая тема сопровождается контрольными во- просами, которые могут быть использованы студентами для проверки усво- ения материала.


7
Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Безопасность жизнедеятельности: цели, задачи
Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни проходит в тес- ном взаимодействии с природной средой. Человек является продуктом и неотъемлемой частью природы. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности.
В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменя- лась природная среда обитания, возникла вторичная природа – города, за- воды, каналы, водохранилища, плотины, дороги, искусственные лесонасаж- дения и т.д.
Жизнедеятельность человечества в настоящее время осложнилась, что проявилось в угрожающем росте числа разного рода заболеваний – от онко- логических до легочных (туберкулез, бронхиальная астма) и сердечно- сосудистых (инсульты, инфаркты и т.д.). В связи с этим в конце XX в. остро встал вопрос о необходимости ведения здорового образа жизни человеком и человечеством в целом.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится о высшем уровне здоровья как об одном из основных прав человека.
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведение и мыш- ление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Как показы- вают современные исследования, индивидуальное здоровье человека на 49-
53% зависит от его образа жизни.
Среди основных составляющих здорового образа жизни выделяются
следующие:
1. Умеренное и сбалансированное питание;
2. Режим дня с учетом индивидуальных биологических ритмов;
3. Достаточная двигательная активность;
4. Закаливание;
5. Личная гигиена;
6. Грамотное экологическое поведение;
7. Психогигиена и умение управлять своими эмоциями;
8. Сексуальное воспитание;
9. Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики);
10. Безопасное поведение в быту, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

8
Человек существует в процессе жизнедеятельности, состоящем из его непрерывного взаимодействия со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей.
Среда обитания – окружающая среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, со- циальных), способных оказывать прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство.
В современном мире для человека характерны два вида среды обита- ния: природная – обитание в биосфере и техногенная – обитание в условиях производства, города и быта.
Биосфера – область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферы и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия. Биосфера Земли является защитным экраном от космического воздействия, а также обладает рядом естественных факторов, негативно влияющих на человека (высокая и низкая температура воздуха, атмосферные осадки и др.). Поэтому для защиты от неблагоприятных воз- действий биосферы и достижения ряда иных целей человек был вынужден создать техносферу.
Техносфера – среда обитания, возникшая с помощью прямого или кос- венного воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социально-экономическим потреб- ностям человека.
На всех этапах своего развития человек и общество непрерывно воз- действовали на среду обитания. Если на протяжении многих веков это воз- действие на биосферу было незначительным, то начиная с середины XIX века преобразующая роль человека в развитии среды обитания стала воз- растать.
В XX веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной, а в ряде случаев и к полной ее региональной деградации. Интенсивное исполь- зование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем автоматизации во все сферы общественно- производственной деятельности сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и др. опасностей. Они требуют от каждого человека (специа- листа) умения определять и осуществлять комплекс эффективных мер за- щиты от их неблагоприятного действия на организм человека и здоровье населения.
Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). К объектам защиты относятся: человек, обще- ство, государство, биосфера, техносфера и т.д. Основное желаемое состоя-


9
ние объектов защиты – безопасное, которое реализуется при полном отсут- ствии воздействия опасностей.
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, охваты- вающих теорию и практику защиты человека и окружающей среды от опас- ных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохра- нение безопасности и здоровья в среде обитания.
Объектом изучения БЖ являются: личность, ее права и свободы; об-
щество, его материальные и духовные ценности; государство, его консти- туционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Предметом БЖ являются естественные, техногенные и антропогенные опасности, действующие в техносфере, и средства защиты человека от них.
Цель БЖ как науки – сохранение здоровья и жизни человека в техно- сфере, защита его от опасностей техногенного, антропогенного, естествен- ного происхождения и создание комфортных условий жизнедеятельности.
Задачи БЖ:
– идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, про- странственные и временные координаты опасностей, величина, возможный ущерб;
– разработка и использование средств защиты от опасностей;
– непрерывный контроль опасностей и мониторинг в техносфере;
– обучение работающих и населения основам защиты от опасностей;
– разработка мер по ликвидации последствий проявления опасностей.
1.2. Принципы и понятия безопасности жизнедеятельности
При создании любой области знания первым шагом является формиро- вание принципов, понятий и терминов, описывающих научную область.
Принцип – идея, мысль, основное положение. Выделяют множество групп принципов обеспечения безопасности.
Научные знания в БЖ опираются на следующие основные принципы:
1. Принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, со- хранение и продление жизни которого является целью его существования».
2. Принцип существования внешних воздействий на человека:
«Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздей- ствию со стороны какого-либо негативного фактора».
3. Принцип возможности создания для человека безопасной среды
обитания: «Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека».
4. Принцип отрицания абсолютной безопасности: «Абсолютная без- опасность человека в среде обитания недостижима».


10
Принципы обеспечения безопасности жизнедеятельности по признаку реализации делят на четыре группы: методологические, медико- гигиенические, организационные, технические.
Методологические принципы определяют направление поиска реше- ний для обеспечения безопасности. К ним относятся принципы: системно- сти (любое явление или объект рассматривается как элемент системы); ин- формации (обучение, инструктаж, цвета и знаки безопасности); сигнализа- ции и оповещения (звуковая или световая сигнализация); классификации
(объекты в зависимости от степени опасности делятся на классы и группы).
Медико-гигиенические принципы: контроль состояния здоровья чело- века; профилактика заболеваний; методы лечения; восстановление после заболеваний; установление нормативных показателей для вредных факто- ров. Устанавливаются нормы микроклимата, предельно допустимые кон- центрации вредных веществ в воздухе, допустимые уровни шума и вибра- ции, предельные значения показателей электромагнитного поля, допусти- мые величины освещенности и др.
Организационные принципы: надзор за выполнением требований и нормативов по безопасности и обеспечению жизнедеятельности; контроль безопасности жизнедеятельности; защита человека «временем», что пред- полагает сокращение длительности нахождения человека в опасной зоне, установление сокращенного рабочего дня на вредных производствах.
Технические принципы: изоляции (теплоизолирующие, звукоизоли- рующие конструкции, электроизоляция, виброизоляторы); экранирования
(экраны от звуковых волн, от электромагнитных излучений); поглощения
(звукопоглощающие и вибропоглощающие материалы); фильтрации (филь- тры, задерживающие вредные вещества); разбавления (уменьшение концен- траций вредных веществ до нормативных значений) и др.
По признаку реализации принципы безопасности жизнедеятельности делятся на: ориентирующие, технические, организационные, управленче- ские.
Ориентирующие принципы представляют собой основополагающие идеи, определяющие направление поиска безопасных решений и служащие методологической и информационной базой. Эти принципы предполагают устранение опасных и вредных факторов за счет изменения технологии, за- мену опасных веществ на безопасные, применение более безопасного обо- рудования, совершенствование научной организации труда.
Технические принципы направлены на непосредственное предотвра- щение действия опасностей. Они основаны на использовании физических законов: