Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как спасателям, так и пострадавшим (находящимся в завале). В связи с этим недопустимы резкие рывки при извлечении из завала крупных элементов, их расшатывание и сильные удары.
Освобождая людей из-под завалов или отдельных обломков, не следует сдвигать элементы завала (обломки, плиты, балки), чтобы не нанести пострадавшим дополнительных травм. В первую очередь необходимо освободить голову и верхнюю часть туловища. После их извлечения, а если позволит обстановка, то и до извлечения, пораженному оказывают первую помощь.
Для спасения людей, находящихся под обломками зданий, необходимо устраивать узкие проходы - галереи, штреки в самом завале, а не разбирать его сверху.
Все спасатели должны иметь удобную одежду. Лучше всего для этого подходят комбинезоны из плотной ткани с карманами для инструмента. На голову обязательно надевается каска.
При поиске пострадавших используются специальные электронные приборы геофоны, способные улавливать звуки, издаваемые людьми. Вот почему при проведении спасательных работ всегда устраивают «час молчания». В это время не должна работать техника. Тишина способствует отысканию пострадавших. Специально натренированные собаки способны различать около 2 млн. запахов, поэтому эти животные эффективнее любого, самого современного электронного прибора, предназначенного для поиска человека, погребенного под слоем снега, земли, обломков зданий.
Меры безопасности в зоне катастрофического затопления. Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях включает: поиск их на затопленной территории, погрузку на плавсредства или вертолеты и эвакуацию в безопасные места. В случае необходимости пострадавшим оказывают первую помощь. Только после этого приступают к спасению и эвакуации животных, материальных ценностей и оборудования.
Разведывательные звенья, действующие на быстроходных катерах и вертолетах, прежде всего, определяют места наибольшего скопления людей. Небольшие группы разведчики спасают самостоятельно. Для вывоза используются теплоходы, баржи, баркасы, катера, лодки, плоты.
При поиске на затопленных территориях экипажи плавсредств периодически подают звуковые сигналы.
После завершения основных работ по эвакуации населения патрулирование в зонах затопления не прекращается. Вертолеты и катера продолжают поиск.
В ходе спасательных работ на воде не допускается пользование неисправными или неприспособленными для спасения плавсредствами. Запрещается перегружать лодки и катера. Высота их сухого борта должна быть не менее 20 см, а при волнении не менее 35 см.
Для обеспечения посадки и высадки людей сооружают временные причалы, а плавсредства оборудуют сходнями. Подготавливают и другие приспособления для снятия людей с полузатопленных зданий, сооружений, деревьев и других предметов. Спасатели должны иметь багры, веревки, спасательные круги и другие необходимые средства и приспособления, а личный состав, принимающий непосредственное участие в спасении людей на воде, должен быть в спасательных жилетах.
Необходимо помнить, что входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из спасателей выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше.
К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой помощи.
В зонах вероятных катастрофических затоплений и районах, где периодически возникают наводнения, руководителей предприятий и жилищных органов (на основе прогнозирования), а также население обязательно знакомят с границами возможных зон затопления и его продолжительностью, с сигналами и способами оповещения об угрозе затопления или наводнения, а также местами, куда должны эвакуироваться люди.
Меры безопасности в зимних и ночных условиях. В первую очередь следует предусмотреть защиту людей от холода в районах проведения работ, на маршрутах движения и, если требует обстановка, в загородной зоне. Прежде чем приступать непосредственно к работам, потребуется расчистить от снега и льда территорию не только там, где произошла авария (катастрофа), но и прилегающую, а также дороги, по которым придется подвозить технику.
Для защиты людей от непогоды и низкой температуры используют сохранившиеся жилые, административные и другие здания и сооружения, подвальные помещения.
В них утепляют окна, двери, а при необходимости - стены, потолки, устанавливают печи или другие отопительные устройства, при их отсутствии - временные сооружения полевого типа: навесы, палатки или строят землянки.
Личный состав перевозят в автобусах или автомобилях с крытыми кузовами. На маршрутах движения через 15-20 км устанавливают пункты обогрева. Их целесообразно размещать в жилых, административных зданиях или других, приспособленных для этих целей, помещениях. На открытой местности для пунктов обогрева вблизи дорог выбирают площадки, защищенные естественными препятствиями (лощины, овраги). Площадки могут быть обнесены оградой из досок, хвороста или обвалованы снегом. В зимнее время пункты обогрева необходимо устраивать непосредственно вблизи места аварии (разрыва нефтегазопровода, падения самолета, крушения поезда).
При работах в зимних условиях:
- ознакомить личный состав с мерами по предупреждению отморожений и правилами оказания первой помощи при отморожениях;
- развернуть медицинские пункты с медикаментами для оказания помощи пострадавшим;
- в помещениях для обогрева соблюдать меры предосторожности от отравления угарным газом и противопожарные меры, особенно при использовании подручных обогревательных средств.
При выполнении спасательных и других неотложных работ для проезда и доставки техники, возможно, потребуется предварительная расчистка территории. Для этого применяют снегоочистители, бульдозеры, грейдеры и уборочные машины. Это же делается при разливе АХОВ, дезактивации в условиях радиоактивного заражения.
Большей частью АСР приходится вести круглосуточно, а это значит требуется освещение в темное время суток. Для освещения места работы наиболее удобны источники направленного или заливающего света - различного типа прожекторы, которые применяются при освещении строительных площадок, а также используются для декоративного освещения улиц, зданий, памятников.
Кроме светильников и прожекторов, можно использовать осветительные лампы мощностью 100, 150, 300 и 500 Вт. С этой целью по периметру места работы на расстоянии 20-30 м лампы подвешиваются на столбах или кронштейнах.
В оснащении спасательных подразделений необходимо иметь комплекты осветительных приборов, кабели, треноги или разборные мачты, которые на автомобилях перевозят к месту аварии. Питание светильников электроэнергией осуществляется передвижными электростанциями. Для кратковременного освещения можно пользоваться светом зажженных фар автомобиля, тракторов, тягачей.
Таким образом, меры безопасности при проведении АСДНР в различных условиях могут достигаться заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки. Личный состав АСФ должен своевременно оказывать первую помощь пострадавшим.
К месту проведения АДСНР могут допускаться лица, обученные по соответствующей программе и имеющие высокий уровень квалификации.
Спасатели обязаны неуклонно выполнять меры безопасности и указания командира АСФ, поддерживать высокую дисциплину и организованность.
Руководитель АСФ обязан вести постоянный контроль за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций.
АСДНР должны проводиться в тесном взаимодействии АСФ с другими подразделениями, участвующими в ликвидации ЧС
Литература
1. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Интегрированный курс безопасности жизнедеятельности (теоретические основы): Учеб пособие - Каменец-Подольский: Буйницкий О.А., 2009. - 200 с.
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда (Практический курс): Учебное пособие - Каменец-Подольский: "Мысль", 2010. - 152 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Недокис В.А. Концептуальные основы построения и изучения курса безопасности жизнедеятельности в 12-летней средней школе - 36 научных работ Серия педагогическая - Вып 6 - Каменец-Подольский: К-ПГПУ: Информ-вид отдел, 200с., 2000.
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П. Практикумы по безопасности жизнедеятельности в личностно ориентированной основе системе подготовки учителя: Учебно-метод пособие - Каменец-Подольский: ЧП Буйницкий О.А., 2006 - 140 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности и охраны труда: Учебно-метод пособие - Каменец-Подольский: ВОП Сисин О.В., 2007 -140 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Безопасность жизнедеятельности (теоретические основы): Учебное пособие - Каменец-Подольский: Буйницкий О.А., 2008. - 108 с.
. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторно-практические занятия: Учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С.П. Величка - М.: КГПУ им В Винниченко, 2004 - 140 с
. Безопасность труда: эргономичные и эстетические основы: Учебное пособие / С. Апостолюк, В.С. Джигирей А.В. Апостолюк и др. - М.: Знание, 2006 - 215 с
. Васильчук М.В., Медведь М.В., Сачков Л.С. Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000. - 896 с.
. Волынко О. Измерение характеристик естественного гаммафона. Работа физического практикума / / Физика и астрономия в школе. - 2005. - № 4
. Джигерей В.С. и др. Безопасность жизнедеятельности Практические занятия - Львов: Афиша, 2000. - 251 с.
. Желиба Е.П., Заверуха Н.М., Зацарный В.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб пособие / Под ред. Е.П. Желиба. 4-е изд - М.: Каравелла, 2005. - 344 с.
. Жидецкий В.Ц., Джигирей В.С., Мельников О.В. Охрана труда. - М.: Афиша, 2000. - 350 с.
. Заплатинский В.М. Безопасность жизнедеятельности (опорный конспект лекций). - К: КДТЕУ, 1999. - 208 с.
. Зацарный В.В., Пантелеймонов А.Е. Безопасность студентов на практике - М.: Высшая школа, 1989.
. Иваськевич И.О. Эргономика: Учебное пособие. - М.: Экономическая мысль, 2002. - 168 с.
. Катренко Л.А., Пистун И.П. Охрана труда в отрасли образования. - М.: "Университетская книга", 2001. - 339 с.
. Концепция образования по направлению. "Безопасность жизни и деятельности человека" - "Образование Украины", №50, 12 декабря 97
. Лапин В.М. Безопасность жизнедеятельности человека: Учебное пособ. Львов: ЛБК; Киев: Знание, 1999. - С.3-38.
. Мендерецький В.В. Физические принципы изучения радиационной безопасности в школе Сб наук трудов Серия педагогическая - Вып. 8 - Каменец-Подольский: К-ПГПУ: Информ-изд отдел, 2002.
. Мендерецький В.В., Панчук О.П. Лабораторно-практические занятия по безопасности жизнедеятельности (охрана труда, гражданская оборона): Уч пособие - Каменец-Подольский: ЧП АСТК, 2005. - 138с.
Освобождая людей из-под завалов или отдельных обломков, не следует сдвигать элементы завала (обломки, плиты, балки), чтобы не нанести пострадавшим дополнительных травм. В первую очередь необходимо освободить голову и верхнюю часть туловища. После их извлечения, а если позволит обстановка, то и до извлечения, пораженному оказывают первую помощь.
Для спасения людей, находящихся под обломками зданий, необходимо устраивать узкие проходы - галереи, штреки в самом завале, а не разбирать его сверху.
Все спасатели должны иметь удобную одежду. Лучше всего для этого подходят комбинезоны из плотной ткани с карманами для инструмента. На голову обязательно надевается каска.
При поиске пострадавших используются специальные электронные приборы геофоны, способные улавливать звуки, издаваемые людьми. Вот почему при проведении спасательных работ всегда устраивают «час молчания». В это время не должна работать техника. Тишина способствует отысканию пострадавших. Специально натренированные собаки способны различать около 2 млн. запахов, поэтому эти животные эффективнее любого, самого современного электронного прибора, предназначенного для поиска человека, погребенного под слоем снега, земли, обломков зданий.
Меры безопасности в зоне катастрофического затопления. Спасение людей и имущества при наводнениях и катастрофических затоплениях включает: поиск их на затопленной территории, погрузку на плавсредства или вертолеты и эвакуацию в безопасные места. В случае необходимости пострадавшим оказывают первую помощь. Только после этого приступают к спасению и эвакуации животных, материальных ценностей и оборудования.
Разведывательные звенья, действующие на быстроходных катерах и вертолетах, прежде всего, определяют места наибольшего скопления людей. Небольшие группы разведчики спасают самостоятельно. Для вывоза используются теплоходы, баржи, баркасы, катера, лодки, плоты.
При поиске на затопленных территориях экипажи плавсредств периодически подают звуковые сигналы.
После завершения основных работ по эвакуации населения патрулирование в зонах затопления не прекращается. Вертолеты и катера продолжают поиск.
В ходе спасательных работ на воде не допускается пользование неисправными или неприспособленными для спасения плавсредствами. Запрещается перегружать лодки и катера. Высота их сухого борта должна быть не менее 20 см, а при волнении не менее 35 см.
Для обеспечения посадки и высадки людей сооружают временные причалы, а плавсредства оборудуют сходнями. Подготавливают и другие приспособления для снятия людей с полузатопленных зданий, сооружений, деревьев и других предметов. Спасатели должны иметь багры, веревки, спасательные круги и другие необходимые средства и приспособления, а личный состав, принимающий непосредственное участие в спасении людей на воде, должен быть в спасательных жилетах.
Необходимо помнить, что входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила. Во время движения запрещается меняться местами, садиться на борта, толкаться. После причаливания один из спасателей выходит на берег и держит лодку за борт до тех пор, пока все не окажутся на суше.
К тонущему подплывать лучше со спины. Приблизившись, взять его за голову, плечи, руки, воротник, повернуть лицом вверх и плыть к берегу. При наличии лодки приближаться к терпящему бедствие следует против течения, при ветреной погоде против ветра и потока воды. Вытаскивать человека из воды лучше всего со стороны кормы. Доставив его на берег, немедленно приступить к оказанию первой помощи.
В зонах вероятных катастрофических затоплений и районах, где периодически возникают наводнения, руководителей предприятий и жилищных органов (на основе прогнозирования), а также население обязательно знакомят с границами возможных зон затопления и его продолжительностью, с сигналами и способами оповещения об угрозе затопления или наводнения, а также местами, куда должны эвакуироваться люди.
Меры безопасности в зимних и ночных условиях. В первую очередь следует предусмотреть защиту людей от холода в районах проведения работ, на маршрутах движения и, если требует обстановка, в загородной зоне. Прежде чем приступать непосредственно к работам, потребуется расчистить от снега и льда территорию не только там, где произошла авария (катастрофа), но и прилегающую, а также дороги, по которым придется подвозить технику.
Для защиты людей от непогоды и низкой температуры используют сохранившиеся жилые, административные и другие здания и сооружения, подвальные помещения.
В них утепляют окна, двери, а при необходимости - стены, потолки, устанавливают печи или другие отопительные устройства, при их отсутствии - временные сооружения полевого типа: навесы, палатки или строят землянки.
Личный состав перевозят в автобусах или автомобилях с крытыми кузовами. На маршрутах движения через 15-20 км устанавливают пункты обогрева. Их целесообразно размещать в жилых, административных зданиях или других, приспособленных для этих целей, помещениях. На открытой местности для пунктов обогрева вблизи дорог выбирают площадки, защищенные естественными препятствиями (лощины, овраги). Площадки могут быть обнесены оградой из досок, хвороста или обвалованы снегом. В зимнее время пункты обогрева необходимо устраивать непосредственно вблизи места аварии (разрыва нефтегазопровода, падения самолета, крушения поезда).
При работах в зимних условиях:
- ознакомить личный состав с мерами по предупреждению отморожений и правилами оказания первой помощи при отморожениях;
- развернуть медицинские пункты с медикаментами для оказания помощи пострадавшим;
- в помещениях для обогрева соблюдать меры предосторожности от отравления угарным газом и противопожарные меры, особенно при использовании подручных обогревательных средств.
При выполнении спасательных и других неотложных работ для проезда и доставки техники, возможно, потребуется предварительная расчистка территории. Для этого применяют снегоочистители, бульдозеры, грейдеры и уборочные машины. Это же делается при разливе АХОВ, дезактивации в условиях радиоактивного заражения.
Большей частью АСР приходится вести круглосуточно, а это значит требуется освещение в темное время суток. Для освещения места работы наиболее удобны источники направленного или заливающего света - различного типа прожекторы, которые применяются при освещении строительных площадок, а также используются для декоративного освещения улиц, зданий, памятников.
Кроме светильников и прожекторов, можно использовать осветительные лампы мощностью 100, 150, 300 и 500 Вт. С этой целью по периметру места работы на расстоянии 20-30 м лампы подвешиваются на столбах или кронштейнах.
В оснащении спасательных подразделений необходимо иметь комплекты осветительных приборов, кабели, треноги или разборные мачты, которые на автомобилях перевозят к месту аварии. Питание светильников электроэнергией осуществляется передвижными электростанциями. Для кратковременного освещения можно пользоваться светом зажженных фар автомобиля, тракторов, тягачей.
Таким образом, меры безопасности при проведении АСДНР в различных условиях могут достигаться заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению АСР с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки. Личный состав АСФ должен своевременно оказывать первую помощь пострадавшим.
К месту проведения АДСНР могут допускаться лица, обученные по соответствующей программе и имеющие высокий уровень квалификации.
Спасатели обязаны неуклонно выполнять меры безопасности и указания командира АСФ, поддерживать высокую дисциплину и организованность.
Руководитель АСФ обязан вести постоянный контроль за выполнением спасателями требований безопасности и оперативным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций.
АСДНР должны проводиться в тесном взаимодействии АСФ с другими подразделениями, участвующими в ликвидации ЧС
Литература
1. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Интегрированный курс безопасности жизнедеятельности (теоретические основы): Учеб пособие - Каменец-Подольский: Буйницкий О.А., 2009. - 200 с.
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Безопасность жизнедеятельности и охрана труда (Практический курс): Учебное пособие - Каменец-Подольский: "Мысль", 2010. - 152 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Недокис В.А. Концептуальные основы построения и изучения курса безопасности жизнедеятельности в 12-летней средней школе - 36 научных работ Серия педагогическая - Вып 6 - Каменец-Подольский: К-ПГПУ: Информ-вид отдел, 200с., 2000.
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П. Практикумы по безопасности жизнедеятельности в личностно ориентированной основе системе подготовки учителя: Учебно-метод пособие - Каменец-Подольский: ЧП Буйницкий О.А., 2006 - 140 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности и охраны труда: Учебно-метод пособие - Каменец-Подольский: ВОП Сисин О.В., 2007 -140 с
. Атаманчук П.С., Мендерецький В.В., Панчук О.П., Черная О.Г. Безопасность жизнедеятельности (теоретические основы): Учебное пособие - Каменец-Подольский: Буйницкий О.А., 2008. - 108 с.
. Безопасность жизнедеятельности. Лабораторно-практические занятия: Учеб пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. С.П. Величка - М.: КГПУ им В Винниченко, 2004 - 140 с
. Безопасность труда: эргономичные и эстетические основы: Учебное пособие / С. Апостолюк, В.С. Джигирей А.В. Апостолюк и др. - М.: Знание, 2006 - 215 с
. Васильчук М.В., Медведь М.В., Сачков Л.С. Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000. - 896 с.
. Волынко О. Измерение характеристик естественного гаммафона. Работа физического практикума / / Физика и астрономия в школе. - 2005. - № 4
. Джигерей В.С. и др. Безопасность жизнедеятельности Практические занятия - Львов: Афиша, 2000. - 251 с.
. Желиба Е.П., Заверуха Н.М., Зацарный В.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб пособие / Под ред. Е.П. Желиба. 4-е изд - М.: Каравелла, 2005. - 344 с.
. Жидецкий В.Ц., Джигирей В.С., Мельников О.В. Охрана труда. - М.: Афиша, 2000. - 350 с.
. Заплатинский В.М. Безопасность жизнедеятельности (опорный конспект лекций). - К: КДТЕУ, 1999. - 208 с.
. Зацарный В.В., Пантелеймонов А.Е. Безопасность студентов на практике - М.: Высшая школа, 1989.
. Иваськевич И.О. Эргономика: Учебное пособие. - М.: Экономическая мысль, 2002. - 168 с.
. Катренко Л.А., Пистун И.П. Охрана труда в отрасли образования. - М.: "Университетская книга", 2001. - 339 с.
. Концепция образования по направлению. "Безопасность жизни и деятельности человека" - "Образование Украины", №50, 12 декабря 97
. Лапин В.М. Безопасность жизнедеятельности человека: Учебное пособ. Львов: ЛБК; Киев: Знание, 1999. - С.3-38.
. Мендерецький В.В. Физические принципы изучения радиационной безопасности в школе Сб наук трудов Серия педагогическая - Вып. 8 - Каменец-Подольский: К-ПГПУ: Информ-изд отдел, 2002.
. Мендерецький В.В., Панчук О.П. Лабораторно-практические занятия по безопасности жизнедеятельности (охрана труда, гражданская оборона): Уч пособие - Каменец-Подольский: ЧП АСТК, 2005. - 138с.