Файл: Уральский государственный университет путей сообщения (фгбоу во ургупс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО УрГУПС)
Факультет: «Управление процессами перевозок»
Кафедра: «Станции, узлы и грузовая работа»
Контрольная работа
По дисциплине «Грузоведение»
Вариант №5 – Гравий
Проверил: ст. преподаватель
Брагин А.М.
Выполнил:
студент гр.ЭДл-211
Романов А.А.
Екатеринбург
2023
1. Классификация
1.1
Наименование - Кальция хлорида раствор:
Раздел V. Минеральное сырье, минерально-строительные материалы и изделия. Абразивы
Группа 23 – материалы минерально-строительные природные. Зола.
Шлаки, кроме гранулированных и металлургических для переплавки;
Марки:
Марки строительного материала нормируются ГОСТ 8267-93. высокий уровень прочности маркируется от М1400 до М1200; прочный щебень обозначается маркировкой М1200-800; группа марок от 600 до 800 – уже щебень средней прочности; слабым считается стройматериал марок от М300 до М600; есть еще и очень слабый – М200.
Фракции:
мелкий — диаметр зерен от 5 до 20 мм; средний — диаметр зерен от 20 до 70 мм; крупный — величина каждой фракции соответствует 70-250 мм.
Класс - 1;
МВН – кр, пв –г/п, пл-46
;
Опасный – нет;
Охрана – нет;
Код груза в ЕТСНГ: 232087
2. Способы получения есть два основных способа:
Закрытый способ:
Это основной метод добычи гравия. Он применяется на реках, озерах, морях и искусственных водоемах. Сырье добывается со дна при помощи насосов.
На поверхность из-под воды выкачивается пульпа – смесь песка, гравия, ила, воды и других включений. Затем пульпа промывается, от нее отделяют все примеси, а вода сливается обратно в водоем.
Оставшийся в итоге гравий представляет собой готовый продукт. Для улучшения состава его могут отправлять на дальнейшую сортировку и дробление. Сразу скажем, что таким образом появляется наиболее качественный гравий. Почему? Дело в том, что, находясь длительное время под водой, слабые частицы разрушаются и вымываются из общей массы. Остаются прочные и окатанные зерна разных пород.
Открытый способ:
Применяется для добычи гравия в руслах пересохших рек, на дне бывших озер, у подножия гор и так далее. Экскаваторы и бульдозеры собирают сырье с поверхности. Полученная смесь грузится в самосвалы и отправляется на промывку, в результате которой от нее отделяют песок и другие посторонние элементы. На выходе остается чистый гравий. Материал, добытый открытым способом, обладает шероховатой поверхностью и остроугольной формой. Это более выгодный вид добычи гравия, так как он не требует сложного оборудования. Другое дело – что пересохших рек и озер не так много, поэтому открытый способ применяется реже.
Дробление
Часто бывает так, что в регионе добычи гравия отсутствуют плотные горные породы, а потребность в щебне имеется. В таком случае щебень изготавливают как раз из гравия. Для этого общая масса загружается в дробилки: слабые зерна в ходе дробления разрушаются и превращаются в мелкий песок. Крупные же камни просто распадаются на несколько частей, а затем проходят просеивание на ситах. На выходе получается фракционный гравийный щебень. Он уступает по качеству классическому щебню из гранита или, скажем, диорита. Но в принципе для большинства стандартных задач (отсыпка, устройство дренажа, изготовление бетона низких марок) такой материал вполне годится.
Обогащение
Применяется тогда, когда нужно добиться однородного зернового состава. Гравий сразу после добычи представляет собой массу, состоящую из мелких частиц и относительно крупных камней. При этом, соотношение их может быть любым. Цель обогащения – убрать слишком мелкие или слишком крупные включения. Это может быть актуально, например, при использовании гравия для устройства оснований под тротуарную плитку. Там нужно, чтобы верхний слой получился ровным, а крупные камни будут препятствовать этому – поэтому их убирают.
3. Свойства гравия
1) Физические и химические свойства
Сыпучесть- способность насыпных и навалочных грузов перемещаться под действием сил тяжести или внешнего динамического воздействия.
Гранулометрический состав — это показатель, характеризующий
процентное содержание в породе частиц различного размера. Он оказывает значительное влияние на такие свойства груза, как сыпучесть и другие.
Угол естественного откоса- угол, образованный свободной поверхностью рыхлой горной массы или иного сыпучего вещества с горизонтальной плоскостью.
Распыляемость- способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния.
Абразивность горной породы — способность породы изнашивать контактирующие с ней поверхности горных машин или горного оборудования в процессе их работы.
Адгезия - одна из специфических характеристик щебня. Этот параметр отражает оценку качества сцепления битумных вяжущих с поверхностью щебня.
Морозостойкость щебня характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания. Разрешается оценивать морозостойкость щебня по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.
Прочность щебня характеризуют пределом прочности исходной горной породы при сжатии, дробимостью щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре, и износом в полочном барабане.
Радиоактивность - самая важная характеристика, с которой обычно начинается обсуждение качества строительного щебня с покупателем.
Свойства гравия большей частью зависят от его состава, способа обработки.
После тщательной очистки и промывки получаются однородные фракции.
Средний вес минерала составляет 1400 кг/м3. Среди главных характеристик природного гравия выделяют следующие:
1. низкое поглощение жидкости;
2. плотность – 2, 6 т/м3;
3. незначительный радиоактивный фон
Потерю массы определяют в процентах. Соответственно им, маркируют марки гравия. Наименьшей истираемостью обладает материал И-1, наибольшей — И-4. Гравий последнего типа после прохода через барабан теряет около 50% массы.
Сильно разнится у гравиев и показатель морозостойкости. Его выражают в цифрах, добавляемых к производственным маркам. Существуют указатели от
15-ти до 300-от. Они обозначают количество циклов полной заморозки и разморозки породы, которые она выдерживает.
Способность впитывать влагу также определяет состав гравия. Если в нем преобладают пористые породы и минералы, показатель высок.
2) Объёмно – массовые характеристики
Угол естественного откоса- угол, образованный свободной поверхностью рыхлой горной массы или иного сыпучего вещества с горизонтальной плоскостью.
Распыляемость- способность мельчайших частиц вещества образовывать с воздухом устойчивые взвеси и переноситься воздушными потоками на значительные расстояния.
Абразивность горной породы — способность породы изнашивать контактирующие с ней поверхности горных машин или горного оборудования в процессе их работы.
Адгезия - одна из специфических характеристик щебня. Этот параметр отражает оценку качества сцепления битумных вяжущих с поверхностью щебня.
Морозостойкость щебня характеризуют числом циклов замораживания и оттаивания. Разрешается оценивать морозостойкость щебня по числу циклов насыщения в растворе сернокислого натрия и высушивания.
Прочность щебня характеризуют пределом прочности исходной горной породы при сжатии, дробимостью щебня при сжатии (раздавливании) в цилиндре, и износом в полочном барабане.
Радиоактивность - самая важная характеристика, с которой обычно начинается обсуждение качества строительного щебня с покупателем.
Свойства гравия большей частью зависят от его состава, способа обработки.
После тщательной очистки и промывки получаются однородные фракции.
Средний вес минерала составляет 1400 кг/м3. Среди главных характеристик природного гравия выделяют следующие:
1. низкое поглощение жидкости;
2. плотность – 2, 6 т/м3;
3. незначительный радиоактивный фон
Потерю массы определяют в процентах. Соответственно им, маркируют марки гравия. Наименьшей истираемостью обладает материал И-1, наибольшей — И-4. Гравий последнего типа после прохода через барабан теряет около 50% массы.
Сильно разнится у гравиев и показатель морозостойкости. Его выражают в цифрах, добавляемых к производственным маркам. Существуют указатели от
15-ти до 300-от. Они обозначают количество циклов полной заморозки и разморозки породы, которые она выдерживает.
Способность впитывать влагу также определяет состав гравия. Если в нем преобладают пористые породы и минералы, показатель высок.
2) Объёмно – массовые характеристики
Используемый в производстве вид породы. Различные скальные породы имеют различный удельный вес. Так, например, щебень из туфовой породы имеет удельный вес 800 кг/м3, а из гранитных пород 1500 кг/м3, что, естественно, говорит о значительном влиянии применяемой породы на вес одного кубометра.
Для материалов, которые, как правило, используются для производства щебня:
- щебень гранитной породы – 1470 кг/ м3
- щебень терриконовой структуры – 1150 кг/м3
- туфовый щебень – 800 кг/м3
- щебень из мраморного камня – 1500 кг/м3
3) Термометрические свойства
Морозостойкость – способность грузов выдерживать воздействие низких температур, не разрушаясь, и сохранять свои качественные характеристики при оттаивании.
Огнестойкость– способность грузов не воспламеняться и не изменять своих первоначальных свойств (прочность, цвет, форму) под воздействием огня.
Смерзаемость — способность грузов терять свою сыпучесть в результате смерзания отдельных частиц продукта в сплошную среду, трудно поддающуюся разрушению.
4) Подготовка груза к перевозке
4.1) Сортировка по размерам
Гравий в процессе производства претерпевает дробление до размера необходимой фракции. И как раз в сортировочной установке фракции гравия отделяются одна от другой.
Добытая горная порода укладывается в приемный бункер установки. Первый этап сортировки гравия (зерна в размере меньше 150 мм) происходит уже на выходе из бункера. Отобранные зерна направляются в щековую дробилку на первый этап дробления. После прохождения первичного этапа дробления гравий направляется на промежуточный, где отсеиваются зерна меньше 40 мм размером, которые отправляются на конвейер. Не прошедшие сортировку зерна направляются для вторичного дробления в конусную дробилку.
Вторичное дробление представляет собой замкнутый процесс: зерна на выходе из этой дробилки проходят сортировку, и фракции размером меньше
40 мм идут на дальнейшую сортировку, а оставшаяся масса возвращается в дробилку для дальнейшего измельчения. Гравий, который прошел сортировку, проходит дальнейшее разделение, при котором выделяются более мелкие фракции гравия: 10-20, 5-10. Разделение на фракции очень удобно, особенно когда нужно купить гравий и песок определённого размера. Неотъемлемой частью производства гравия является его хранение.
4.3) Профилактические меры
Насыпные грузы обладают свойством смерзаемости. В холодный период года груз не должен смерзаться в пути следования. Для этого грузоотправители обязаны применить средства профилактики для предохранения груза от смерзания и примерзания к стенкам полувагона.
Смерзающимися называют грузы, которые при перевозке в условиях влажности выше безопасной в отношении смерзания и температуре ниже 0°С
теряют свойства сыпучести вследствие смерзания отдельных частиц груза между собой и примерзания их к днищу и стенкам вагона.
Интенсивность смерзания сыпучих увлажненных грузов, перевозимых в холодный период года, зависит от уровня отрицательных температур наружного воздуха, тепловых свойств груза и подвижного состава и времени перевозки.
Основные профилактические меры при подготовке насыпного груза к отправке.
1. Понижение влажности до нормы, т. е. обезвоживание груза,
посредством различных фильтров, отжимом на центрифугах, термической сушкой под воздействием температуры. Стоимость переработки такой технологии довольно высокая, поэтому они применяются для наиболее ценных грузов, например таких, как ценные химические грузы, перевозимые в небольших тарах.
2. Предварительное промораживание насыпных грузов до погрузки путём перелопачивания его экскаватором, скрепером, грейдерным краном и другими механизмами, т. е. необходимо приять определённые меры, чтобы груз не превратился в монолит (разделить его на небольшие куски). Такая технология предохранения груза от смерзания в вагонах применяется при погрузке массовых грузов в условиях устойчивых морозов. Себестоимость такой технологии значительная.
3. Послойная пересыпка груза в вагоне различными веществами,
которые не вызывают заметного изменения качества груза. К ним относятся древесные опилки, измельчённая солома, торфяная крошка, измельчённый каменный уголь и т. д., а также можно постелить на пол вагона указанные средства и послойно переложить ими груз в вагоне при погрузке. Это самый дешёвый и технологичный способ.
4. Пересыпка груза в вагоне различными химическими веществами минерального происхождения, которые вызывают изменение состояния
Интенсивность смерзания сыпучих увлажненных грузов, перевозимых в холодный период года, зависит от уровня отрицательных температур наружного воздуха, тепловых свойств груза и подвижного состава и времени перевозки.
Основные профилактические меры при подготовке насыпного груза к отправке.
1. Понижение влажности до нормы, т. е. обезвоживание груза,
посредством различных фильтров, отжимом на центрифугах, термической сушкой под воздействием температуры. Стоимость переработки такой технологии довольно высокая, поэтому они применяются для наиболее ценных грузов, например таких, как ценные химические грузы, перевозимые в небольших тарах.
2. Предварительное промораживание насыпных грузов до погрузки путём перелопачивания его экскаватором, скрепером, грейдерным краном и другими механизмами, т. е. необходимо приять определённые меры, чтобы груз не превратился в монолит (разделить его на небольшие куски). Такая технология предохранения груза от смерзания в вагонах применяется при погрузке массовых грузов в условиях устойчивых морозов. Себестоимость такой технологии значительная.
3. Послойная пересыпка груза в вагоне различными веществами,
которые не вызывают заметного изменения качества груза. К ним относятся древесные опилки, измельчённая солома, торфяная крошка, измельчённый каменный уголь и т. д., а также можно постелить на пол вагона указанные средства и послойно переложить ими груз в вагоне при погрузке. Это самый дешёвый и технологичный способ.
4. Пересыпка груза в вагоне различными химическими веществами минерального происхождения, которые вызывают изменение состояния
массы груза: образование незамерзающих растворов, кристаллов льда с пониженной прочностью, испарение влаги. Груз послойно пересыпают негашёной известью, хлористым кальцием, хлористым калием, хлористым магнием.
5. Перед погрузкой выполняют обмасливание пола и стен полувагона и платформы минеральными и каменноугольными маслами и другими реагентами органического происхождения типа северин, ниогрин. Кроме того, производят обрызгивание груза каменноугольными и другими маслами.
Каменные угли различных марок, профилактированные ниогрином, не смерзаются даже при емпературе до –250С, а северином – до -500С.
6. Брикетирование груза на небольшие кирпичики. Такая мера больше всего применяется за рубежом. При этом происходит агломерация
(гранулирование) насыпных грузов, т. е. грузу придаётся форма шарика, тогда груз меньше смерзает.
5) Необходимость подготовки вагонов до и после перевозки.
5.1) Техническая и коммерческая исправность
Подготовку вагонов осуществляет грузоотправитель в соответствии с действующим стандартом.
5.2) Заделка конструкционных зазоров
Во всех вагонах, используемых для перевозки гравия с асбестовыми отходами, должны быть заделаны зазоры в межлюковых пространствах крафтбумагой. Перед погрузкой в полувагон гравия разгрузочные люки должны быть закрыты и заперты на запоры. Торцевые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора.
5. Перед погрузкой выполняют обмасливание пола и стен полувагона и платформы минеральными и каменноугольными маслами и другими реагентами органического происхождения типа северин, ниогрин. Кроме того, производят обрызгивание груза каменноугольными и другими маслами.
Каменные угли различных марок, профилактированные ниогрином, не смерзаются даже при емпературе до –250С, а северином – до -500С.
6. Брикетирование груза на небольшие кирпичики. Такая мера больше всего применяется за рубежом. При этом происходит агломерация
(гранулирование) насыпных грузов, т. е. грузу придаётся форма шарика, тогда груз меньше смерзает.
5) Необходимость подготовки вагонов до и после перевозки.
5.1) Техническая и коммерческая исправность
Подготовку вагонов осуществляет грузоотправитель в соответствии с действующим стандартом.
5.2) Заделка конструкционных зазоров
Во всех вагонах, используемых для перевозки гравия с асбестовыми отходами, должны быть заделаны зазоры в межлюковых пространствах крафтбумагой. Перед погрузкой в полувагон гравия разгрузочные люки должны быть закрыты и заперты на запоры. Торцевые двери полувагонов должны быть закрыты и заперты на запоры. Клиновые запоры бортов платформ осажены вниз до упора.
5.3) Очистка от остатков груза, мусора и элементов крепления
После разгрузки вагоны тщательно очищаются внутри и снаружи.
Допускается очистка влажным способом. Торцевые двери полувагонов и бортовые запоры платформ, борта платформ, двери и крышки люков полувагонов должны быть закрыты.
6. Условия перевозки груза (перечислить и пояснить)
Груз перевозится навалом.
Вагон-платформа — грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий
Вагон-самосвал (думпкар) — грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов.
Хоппер — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов.
Полувагон – это грузовой открытый вагон без крыши или иногда со съемной крышей с высокими бортами.
Размещение груза в вагоне: навалочный груз должен быть равномерно распределён по всему вагону. Для этого используют специальные разравниватели и уплотнители. В поперечном сечении «шапке» груза придают форму трапеции; основание ее должно быть на 50 мм ниже уровня верхней обвязки бортов полувагонов.
Перевозка грузов в специализированных вагонах, а также в полувагонах с глухим кузовом, разрешается при наличии у грузополучателей средств разгрузки, о чем в графе «Особые заявления и отметки отправителя» оригинала транспортной железнодорожной накладной делается отметка:
«Перевозка гравия в специализированных вагонах с грузополучателем согласована. Средства разгрузки имеются».
7. Правила складирования и хранения
Большинство навалочных грузов хранят на открытых складах.
Требования к открытым складам:
1. Склад должен находится в удалении от жилых кварталов, с учётом господствующего направления ветра.
2. Площадки должны быть ровные и устойчивые.
3. Склад должен быть оборудован водоотводными сооружениями.
4. Груз на складе должен быть отсортирован по марке и фракциям.
Планировка и хранение навалочных грузов зависит от вида перерабатываемых грузов и конкретного плана склада.
Бывает 3 системы планировки склада:
•
продольная
•
поперечная
•
смешанная планировка
Продольная планировка дает возможность увеличить фронт единовременной загрузки вагонов и судов, упрощает схему механизации, облегчает развитие путей и маневровые работы, помогает сократить объем перемещений грузов внутри склада и способствует сохранности груза.
Поперечная система планировки применяется в том случае, когда поступает или отправляют груз разных марок.
8). Улучшение использования подвижного состава
Чтобы улучшить использование подвижного состава, производят погрузку гравия «шапкой» треугольной формы (в поперечном сечении) с максимальной высотой 1150 мм.;
Степень уплотнения сыпучего груза зависит от способа погрузки его в полувагон; при бункерной погрузке, например, уплотнение больше, чем при конвейерной или крановой.
Уплотнение сыпучего груза по площади кузова полувагона также неравномерно (оно больше по продольной осевой линии, нежели у бортов кузова).
Сыпучие и навалочные грузы обладают различной способностью к уплотнению, которое выражается отношением массы уплотненного груза О
у к массе такого же объема его Q
o до уплотнения, называемом коэффициентом уплотнения ку.
У гравия, коэффициент равен 1,25-1,3.
Чем выше коэффициент уплотнения, тем более полно используется грузоподъемность вагона и снижаются потери груза.
Потери от выдувания сокращаются примерно на 10—15% при использовании специального разравнивателя поверхности груза.
Применяются такие специализированные вагоны, как:
•
Думпкар - грузовой вагон с устройством для механизированной разгрузки сыпучих и кусковых грузов. В отличие от других грузовых вагонов, думпкар имеет кузов, наклоняющийся при выгрузке груза, и борта, откидывающиеся при наклоне кузова.
Наклон кузова обеспечивается пневматическими цилиндрами,
шарнирно подвешенными на кронштейнах нижней рамы вагона.
Сжатый воздух подаётся по трубопроводу от компрессора