ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 7 класса разработана в соответствии:
-
Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html -
Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324; -
Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.
Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.
Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.
Задачи курса:
-
создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом; -
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями; -
диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени; -
формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив; -
проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.
Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности
Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.
Ожидаемые результаты: обучающиеся должны
знать:
-
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; -
правила выбора профессии; -
определение профессии и профессиональной деятельности; -
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности; -
понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения; -
значение творческого потенциала человека, карьеры; -
требования общества к профессиональной деятельности человека; -
понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг; -
возможности получения образования по избранному профилю; -
перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.
уметь:
-
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования; -
объективно оценивать свои индивидуальные возможности; -
ставить цели и планировать действия для их достижения; -
выполнять пробы выбора профиля обучения; -
использовать приемы самосовершенствования; -
анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; -
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Материально- техническое обеспечение:
-
раздаточный материал; -
рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.
Обеспечение методическими видами продукции:
методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;
детские работы по отдельным темам программы.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007. -
Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6 -
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007. -
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005. -
Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4. -
Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.
На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.
Содержание | ||
№ | Тема | Часов |
1 | Введение – 3 часа. «Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться». История труда. Общественно-полезный труд. «Все профессии важны, все профессии нужны». Становление понятия профессия. Профессиональная стратификация. | 1 1 1 |
2 | Профессия как призвание – 5 часов. Потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности. Ошибки при выборе профессии. Успешность профессионального самоопределения. Состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Условия и режим работы. Потребности и мотивы. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Профессионально важные качества. Успешность профессионального труда. | 1 1 1 1 1 |
3 | Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа. Моя роль и безопасность на рынке труда. Законы о труде. Мои права и обязанности. | 1 1 |
4 | Самопознание – 4 часа. Личность. Уникальность личности человека. Психодиагностика. Методы изучения личности Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой) Склонности, желания, интересы личности, человеческие возможности. | 1 1 1 1 |
5 | Психические особенности личности – 5 часов. Темперамент. Определение типа темперамента. Характер и личность. Формирование характера. Волевое поведение. Волевые качества личности и их развитие Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния). Приёмы психической саморегуляции. | 1 1 1 1 1 |
6 | Труд и поведение – 4 часа. Навыки эффективного способа общения Упражнения и игры на развитие навыков группового взаимодействия Деловое общение. Деловой этикет. Деловой образ. Имидж. Способы внешней самопрезентации. | 1 1 1 1 |
7 | Мир профессий и труда – 6 часов. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Самореализация и самоутверждения личности. Профессиональные интересы. Предмет труда, цели труда, средства труда. Условия труда. Умственный и физический труд. Жизненные этапы и события. Планирование своего будущего. Самопрезентация. Резюме. Правила поведения на собеседовании. | 1 1 1 1 1 1 |
8 | Планирование индивидуального трудового пути – 2 часа. Тренинг профессионального самоопределения. Портрет подходящей профессии. Что такое планирование карьеры. | 1 1 |
9 | Обобщение – 3 часа. Смысл жизни, счастье, жизненные ценности, личные планы Обобщение изученного теоретического материала Обобщение результатов диагностического материала. | 1 1 1 |