Файл: Рабочая программа Профориентация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Профориентация» для учеников 7 класса разработана в соответствии:

  • Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. // http://www.fpo.ru/psyslu/organizacionnye.html

  • Постановлением Правительства РФ "О развитии государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения". Собрание законодательства Российской Федерации, 1995 г., № 32, ст. 3324;

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».

Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Поэтому очень важно подростку иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

В наше время надо иметь представление о профессиональных учебных заведениях, чтобы быть готовым к творческому подходу в выборе профессии, постоянному обновлению своих профессиональных знаний, которые помогут безболезненно совершать разные повороты в жизни.

Чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

Профориентация – это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, т. е. в выборе профессии, наиболее отвечающая индивидуальным особенностям, склонностям и способностям, соответствующая потребностям и возможностям человека, а так же запросам рынка труда.

Цель курса – сориентировать школьников на профессиональное и личностное самоопределение, помочь смоделировать дальнейший жизненный путь с учетом потребностей рынка труда; развить способности к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях.


Задачи курса:

  • создать условия для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом;

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями;

  • диагностировать и выявить у школьников склонности и возможности, оказать психолого-педагогическую поддержку в проектировании выбора профиля дальнейшего обучения в классах старшей ступени;

  • формировать внутреннюю мотивацию на продолжение образования и реализации своих профессиональных перспектив;

  • проводить информационную работу с образовательными учреждениями «куда пойти учиться» и создать банк информационного материала, который поможет в дальнейшем самоопределении.

Данный курс построен на принципах деятельностного подхода, акцентированного на личностно-ориентированные формы работы, обеспечивающего формирование опыта самостоятельной познавательной деятельности

Формы работы: лекция, беседа, дискуссия, игра, диагностика, тренинг, практикум, профконсультация, творческая работа.

Ожидаемые результаты: обучающиеся должны

знать:

  • значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

  • правила выбора профессии;

  • определение профессии и профессиональной деятельности;

  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности;

  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

  • значение творческого потенциала человека, карьеры;

  • требования общества к профессиональной деятельности человека;

  • понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

  • возможности получения образования по избранному профилю;

  • перспективы, психологические основы принятия решения в целом и выбора профиля обучения в частности.

уметь:

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения;

  • использовать приемы самосовершенствования;

  • анализировать профессиограммы, информацию о профессиях, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.


Материально- техническое обеспечение:

  • раздаточный материал;

  • рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности для каждого обучающегося.

Обеспечение методическими видами продукции:

методические разработки и памятки – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки тестов;

детские работы по отдельным темам программы.
Учебно-методическое обеспечение:

  • Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

  • Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография. – М., 2005, №6

  • Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Academia. 2007.

  • Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако. 2005.

  • Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности. // Журнал практ. психолога. 1999, №4.

  • Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс.2007.


На изучение программы «Профориентация» отводится 34 часа, из расчёта 1 учебный час в неделю.


Содержание



Тема

Часов

1

Введение – 3 часа.

«Когда твой труд ценится и уважается – этим можно гордиться».

История труда. Общественно-полезный труд. «Все профессии важны, все профессии нужны».

Становление понятия профессия. Профессиональная стратификация.


1

1
1

2

Профессия как призвание – 5 часов.

Потребности рынка труда в кадрах. Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Ошибки при выборе профессии. Успешность профессионального самоопределения.

Состояния здоровья при выборе профессии. Работоспособность. Условия и режим работы.

Потребности и мотивы. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Профессионально важные качества. Успешность профессионального труда.


1
1
1
1
1

3

Современный рынок труда и его требования к профессионалу – 2 часа.

Моя роль и безопасность на рынке труда.

Законы о труде. Мои права и обязанности.



1

1

4

Самопознание – 4 часа.

Личность. Уникальность личности человека.

Психодиагностика. Методы изучения личности

Структура «образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

Склонности, желания, интересы личности, человеческие возможности.


1

1

1
1


5

Психические особенности личности – 5 часов.

Темперамент. Определение типа темперамента.

Характер и личность. Формирование характера.

Волевое поведение. Волевые качества личности и их развитие

Эмоции и чувства. Формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, стрессовые состояния).

Приёмы психической саморегуляции.


1

1

1

1
1

6

Труд и поведение – 4 часа.

Навыки эффективного способа общения

Упражнения и игры на развитие навыков группового взаимодействия

Деловое общение. Деловой этикет.

Деловой образ. Имидж. Способы внешней самопрезентации.


1

1
1

1

7

Мир профессий и труда – 6 часов.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий.

Самореализация и самоутверждения личности. Профессиональные интересы.

Предмет труда, цели труда, средства труда.

Условия труда. Умственный и физический труд.

Жизненные этапы и события. Планирование своего будущего.

Самопрезентация. Резюме. Правила поведения на собеседовании.


1

1
1

1

1

1

8

Планирование индивидуального трудового пути – 2 часа.

Тренинг профессионального самоопределения. Портрет подходящей профессии.

Что такое планирование карьеры.


1
1

9

Обобщение – 3 часа.

Смысл жизни, счастье, жизненные ценности, личные планы

Обобщение изученного теоретического материала

Обобщение результатов диагностического материала.


1

1

1