Файл: Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовой работы по дисциплине.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Названия глав (разделов) не раскрывают реального содержания темы курсовой работы (главы) и относятся к другой области знаний (дисциплине).
Обе ошибки недопустимы, особенно вторая, поскольку она приводит к несоответствию содержания курсовой работы ее теме.
Следующим этапом подготовки к выполнению курсовой работы является подбор и изучение источников. Эта работа ведется на основании разработанного плана. Основной ее задачей является подбор и составление списка литературных источников к каждой главе. При подборе литературы необходимо ориентироваться на следующие ее типы:
1. Научные специализированные журналы по тематике курсовой работы (за последние три года).
2. Информационные издания по определенным тематическим направлениям, цель выпуска которых - оперативная информация, как о самих изданиях, так и о существенных сторонах их содержания.
3. Периодические издания (научно-популярные, специализированные газеты и журналы).
4. Учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию.
5. Монографии известных ученых и практиков.
6. Энциклопедии и словари.
7. Научные отчеты научно-исследовательских и других учреждений.
8. Материалы и ресурсы сети Интернет.
2.3. Рекомендации по написанию курсовой работы
Курсовая работа состоит из следующих частей: введения, 2-3 глав текста, заключения, списка используемых источников, приложения.
Рекомендации по написанию каждой из них представлены ниже.
Введение к курсовой работе
Во введении автор обосновывает актуальность выбранной темы, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели исследования, автор определяет задачи исследования, которые решаются с помощью совокупности методов исследования.
Далее необходимо отметить практическую значимость проводимого исследования, которое должно проводиться на конкретной базе (материале). В качестве базы исследования могут выступать организация (предприятие), органы государственного и муниципального управления (учреждения).
Актуальность исследования. Необходимо обосновать важность изучения поставленной проблемы для развития науки, для нужд практики с учетом тех изменений, которые происходят в настоящее время в экономике и управлении.
Цель исследования.
Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить в ходе выполнения работы. Цель фиксирует предполагаемые результаты исследования. (Например, определить структуру издержек кадровой службы, как центра затрат предприятия и дать рекомендации по формированию ее бюджета).
Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания. Объектом исследования в экономике являются организации, социально-экономические отношения на предприятии, в организации, муниципальных и государственных организациях; проблемы управления финансами и денежными потоками и т.д.
Объект отвечает на вопрос - что изучается, например, организационная структура предприятия, денежные потоки в организации, система организации финансового управления, и т.п.
Предмет исследования фиксирует определенный аспект изучаемого объекта, в рамках какой-то четко фиксированной науки (дисциплины).
Например, если объект исследования – денежные потоки предприятия, то предметом является совокупность объективных и субъективных факторов, определяющих особенности их планирования, организации, контроля на предприятии.
Степень разработанности проблемы. Определяется круг нерешенных, дискуссионных или слабо освещенных, требующих уточнения вопросов.
Здесь же кратко упоминается, кто из отечественных и зарубежных ученых занимался подобными проблемами (как правило, во введении называют только фамилии, а авторские концепции подробно излагаются в теоретической части).
В соответствии с целью исследования, определяются задачи исследования (три, но не более пяти). Обычно одному параграфу соответствует одна задача. Совокупность поставленных задач должна логично отражать цель исследования. Нарушение такой логики делает исследование хаотичным, не позволяющим видеть полноту решения поставленных задач.
Пример задач исследования:
- охарактеризовать содержание, цели и функции управления бюджетированием организации в условиях рыночной экономики;
- изучить особенности управления бюджетом МУП;
- дать анализ финансового состояния организации;
- определить направления по оптимизации финансово-хозяйственной деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию финансовой устойчивости предприятия.
Далее во введении перечисляются методы исследования, использованные для решения поставленных задач и проверки гипотезы. К ним относятся:
- системный (комплексный) анализ проблемы;
- факторный анализ;
- методы математического моделирования;
- методы статистической обработки результатов исследования и др.
Практическая значимость исследования.
Практическая значимость подробно отражается в рекомендациях по совершенствованию работы организации (предприятия). Во введении отмечается ценность полученных результатов исследования для практики.
Информационная база исследования. Указывается виды информационных материалов, которые использованы в исследовании. Например, в работе были использованы законодательные и нормативные материалы, монографии российских и зарубежных ученых, периодические издания по финансово-экономическим проблемам, функционированию предприятий, а также бухгалтерская управленческая и финансовая отчетность, статистические сборники, энциклопедии и материалы сети Интернет, а также внутренняя база данных предприятия.
Основная часть курсовой работы.
Содержательная сторона основной части курсовой работы должна продемонстрировать комплекс теоретических знаний и практических умений, полученных обучающимся в процессе обучения в вузе.
Обычно основная часть курсовой работы состоит из 2-3-х глав.
Первая глава посвящена теоретическим и методологическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, история проблемы, современные концепции и т.п.). В этой главе подробно раскрываются концепции тех авторов, о которых упоминалось во введении - какие методы и методики экономического анализа использовались и почему были выбраны именно они.
Глава должна состоять из отдельных параграфов, каждый из которых посвящен отдельному аспекту изучаемой проблемы, в конце каждой главы следует сделать выводы.
Следует отметить, что вторая и третья главы являются наиболее значимой частью курсовой работы, так как позволяют судить о владении обучающимся практическими навыками: организовать и провести исследование, обработать полученные данные, грамотно их проинтерпретировать, разработать рекомендации и т.д.
В главе, посвященной изучению проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью конкретного предприятия (организации), должно быть подробное описание анализа проблемы, методов исследования, интерпретации полученных результатов, где должно быть, указано:
- какие бухгалтерские финансовые или статистические материалы были привлечены для исследования;
- какова база (объект) исследования.
В параграфе, отражающем результаты экономического анализа, должны быть подробно описаны расчеты и дана интерпретация полученных результатов.
Для придания излагаемому материалу ясности, конкретности, образности и наглядности используются различные иллюстративные материалы. Это могут быть схемы, рисунки, диаграммы, гистограммы, графики, таблицы и т.п.
Все они нумеруются последовательно в пределах главы арабскими цифрами и сопровождаются подписью непосредственно после номера.
Название рисунка располагается по центру под рисунком.
Например,
Рисунок 2.2 – Динамика финансовых показателей деятельности предприятия
– где 2.2 – означает: во второй главе, 2-ой рисунок.
Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте работы. В таблице 1,0 интервал, допускается кегль 12, без отступа.
Все таблицы должны иметь название, которое располагается над таблицей и кратко характеризует знание табличных данных. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. При ссылке на таблицу пользуются сокращением. Например, «см. табл. 2.6. – смотрите таблицу 6 во второй главе».
Пример оформления таблицы приведен ниже.
Таблица 2.2 – Состав и структура основных средств ООО «ОПЕК» (на конец года)
Вид основных средств | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Основные средства, всего | | 100,0 | | 100,0 | | 100,0 |
Если таблица занимает достаточно большой объем площади листа или не помещается на одном листе, то в этом случае такая таблица выносится в Приложения.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и наименование указывают один раз слева над первой частью таблицы, а над другими частями также слева пишут слова «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы (Пример в Приложении – Таблица 2.8).
При анализе финансовой отчетности надо помнить о том, что динамика данных бухгалтерской отчетности должна быть за последние 3 года.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (x), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак "X".
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего отчета арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.
Пример:
A = a : b, (1)
B = c : e. (2)
Одну формулу обозначают – (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример – ...в формуле (1).
Интерпретация полученных данных. Исследование можно считать завершенным лишь в том случае, когда автором проанализированы, проинтерпретированы его результаты и затем сделаны выводы.
Интерпретация – научное объяснение. Это своеобразный поиск причин, тенденций, закономерностей, сущности явления. Интерпретация может осуществляться в различной форме и устанавливать различное содержание в зависимости от цели, предмета и задач исследования.
В конце главы делаются выводы, в которых подводятся итоги именно этой части работы (по центру листа - Выводы по первой главе и т.д..).
Структура курсовой работы в разумных пределах может варьироваться. Автор сам определяет, сколько будет глав, параграфов, как расположить практический материал, какими иллюстрациями сопроводить результаты. Как правило, объем работы в пределах 25- 30 страниц текста, набранного 14 кеглем через полтора интервала.