Файл: Особенности формирования личностных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта) № 9
города Челябинска»
Реферат на тему:
«Особенности формирования личностных качеств у детей с интеллектуальными нарушениями»
Выполнила
воспитатель гр №8
Карепина Т.В.
Челябинск 2020 г.
Содержание:
I Теоретические основы изучения личностных качеств.
1.1. Проблема формирования личности в психологии и педагогике.
1.2. Психологическая структура личности.
II Особенности личностных качеств детей с интеллектуальными нарушениями.
2.1.Особенности психического развития школьников с интеллектуальными нарушениями.
2.2. Особенности личности детей с интеллектуальными нарушениями.
III Коррекционная помощь детям с интеллектуальными нарушениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
I. Теоретические основы изучения личностных качеств
1.1. Проблема формирования личности в психологии и педагогике.
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развитие в специальных организационных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией, этикой, эстетикой и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
А.Г. Асмолов считает: «Личность-индивид, это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается».
Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского понятие «личность» трактует следующим образом: личность - это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. Теперь рассмотрим понятие «личность» со стороны отечественных ученых психологов, педагогов.
Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать их. Основными функциями личности являются творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Л.И. Божович считает: «Личность - это человек, который достиг определенного достаточно высокого уровня своего психического раз- вития. Самая существенная характеристика личности заключается в том, что человек способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой».
Определение изучаемого термина видного педагога П.И. Пидкасистого в принципе совпадает с мнениями психологов. Личность - это человек, в его социальных связях и взаимно-социальных отношениях, это член общества, с одной стороны, подвергающийся воздействию среды, а с другой - сознательно выстраивающий свои отношения с людьми и со всей совокупностью социальных явлений. «Понятие «личность» в отличие от понятия «индивид» - социальная характеристика, указывающая на те качества человека, которые формируются под влиянием общественных отношений» - такую трактовку найдем мы в учебнике И.П.Подласого.
Таким образом, мы считаем что, личность - это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий самого себя, общество, природу, обладающий различными уровнями освоения и реализации деятельности, которая обеспечивает свободу в поступках и меру ответственности за их последствия. То есть, личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности общения, сознания и само- сознания. Личность не врожденна, а возникает в результате культурного и социального развития.
Проблемой формирование личности занимаются следующие учёные: П.И. Пидкасистый, А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов. Л.И. Божович и др.
В настоящее время нет необходимости доказывать неидентичность понятий «личность индивида» и «психика индивида», но при попытке описать процесс развития личности, как правило, его подменяют процессом «психического развития» или, во всяком случае, не различают их. В результате формирование личности растворяется в общем потоке психического развития ребенка как индивида.
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, анатомо-физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними, естественными и общественными условиями.
В академической науке устоявшимся является положение о системной детерминации развития личности, в схеме которой выделено три основных фактора: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений (А.Г.Асмолов). Причем речь идет, не о параллельных линиях программ жизни личности, а об их сложном взаимодействии в ходе развития человека.
К числу индивидных факторов относятся тяжесть дефектов, качественное
своеобразие его структуры, время его возникновения.
Социальные факторы - это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время, и, конечно, же школа.
Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить ее нельзя.
Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все многообразие занятий человека, все то, что он делает. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Правильное развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно-активную, инициативную, творческую личность, приносящую радость и себе, и людям.
Нарушения личностного роста чрезвычайно распространены как в детском, так и во взрослом возрасте. Часто оказывается, что за тем или иным нарушением психических процессов скрывается нарушение личностного развития.
Понятие отклонения в личностном развитии охватывает большой круг явлений: формирование антисоциальной мотивации, появление эмоциональных нарушений (страхов, агрессивности и пр.), нарушение волевой сферы (слабоволие, упрямство, негативизм), низкий уровень социальной компетентности и т.д.
Итак, личность человека формируется и развивается в результате воз-
действия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
В развитии аномальных детей эти факторы приобретают еще большее значение. Ведь первопричиной нарушенного развития является именно органический (биологический) дефект, а условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.
Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждений мозга. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений во всех видах психической деятельности.
Проблема формирования личности умственно отсталых детей относится к числу наименее разработанных.
Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности.
Недоразвитие или неправильное развитие характера, воли и других высших психических функций, как указывал Л. С. Выготский, довольно частое, но не обязательное вторичное осложнение при умственной отсталости. Следовательно, для того чтобы по возможности избежать этого осложнения, нужно осуществлять специальные мероприятия, вести кропотливую специальную работу. Воспитывать этих детей, формировать их личность в правильном направлении довольно трудно. Адекватное развитие личности учащихся в наших коррекционных школах является результатом напряженного педагогического труда.
При формировании личности нормальных школьников многое (но далеко не все) может быть достигнуто за счет словесных объяснений, ознакомления с эмоционально воздействующими произведениями искусства и т.п. Такие пути менее продуктивны, когда речь идет об умственно отсталых детях. Воспитывать, формировать личность ребенка с проблемами значительно труднее. Здесь требуется затрата большего времени и труда.
Анализируя особенности формирования личности при умственной отсталости, следует учитывать, что нарушения личности отнюдь не прямо вызываются органическим поражением головного мозга. Ведущим фактором формирования личности, как известно, является социальный фактор - обучение и воспитание. Если обучение и воспитание не учитывает возможности ребенка, то оно не только не стимулирует его развитие, но и затормаживает, искажает его.
Именно такая социальная ситуация зачастую возникает при умственной
отсталости уже в дошкольном возрасте, так как воспитание в семье и в
дошкольных учреждениях обычно учитывает возможности психики только
нормального ребенка и предъявляет завышенные требования к умственно
отсталым детям. В результате этого не только замедляется развитие различных сторон личности умственно отсталого ребенка, но и происходит искажение структуры его личности в целом за счет того, что одни стороны развиваются относительно лучше, другие - задерживаются или искажаются в своем
развитии.
1.2. Психологическая структура личности.
Элементами психологической структуры личности является ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности» или «качествами личности». Их очень много. Но условно их можно уложить в некоторое число подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития и совершенствования этих качеств.
Уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, и имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения чело-
века, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
Наиболее полно психологическую структуру личности раскрыл К. Платонов.