Файл: Задания для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов обучения при изучении жанра сказки в 5 классе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов обучения при изучении жанра сказки в 5 классе.
УМК, авторы, название учебника:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.Н.Коровин. – 4-е изд.. – М.: Просвещение, 2015
№ п/п | Цели | Задания на реализацию данной цели | ||||||||||||||||
| Личностные | |||||||||||||||||
1 | воспитывать любовь к отечеству, стремление к усвоению культурного наследия России. | Учебный проект «Там на неведомых дорожках», «Путешествие в “чужую” страну» Цель: узнать об исторических корнях сказки. Почему художники –иллюстраторы нередко обращались к сказочным сюжетам? | ||||||||||||||||
2 | воспитывать эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межнациональное согласие, стремление к усвоению общемирового культурного наследия. | Сопоставьте варианты фольклорных произведений: русскую сказку «Морозко» и немецкую «Бабушка Метелица». Сопоставьте волшебные сказки разных народов. | ||||||||||||||||
3 | формировать ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию | Работа над проектом: выбор темы исследования. | ||||||||||||||||
4 | формировать оптимизм в восприятии мира | Правда ли, что все волшебные сказки заканчиваются одинаково? Сопоставьте финалы, сделайте вывод (Добро всегда побеждает зло). | ||||||||||||||||
5 | ориентировать в системе моральных норм и ценностей, приводить к пониманию общепринятого характера морали | Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке (по выбору ученика или учителя). Каковы народные представления о чертах характера моего любимого героя? Кто является в сказке носителем добра? Какими чертами характера обладают положительные герои? Какими изображены в сказках силы зла? Почему они вредят людям? | ||||||||||||||||
6 | ориентировать в особенностях социальных отношений и взаимодействий, способствовать освоению социальных норм, правил поведения в семье и обществе | Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью? Найдите нужные эпизоды. Как в сказке отражено уважение к старшим? Сказка повествует о появлении трёх молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой? Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке (по выбору ученика или учителя). | ||||||||||||||||
7 | формировать устойчивый познавательный интерес | Чтение с остановками: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему?» Почему героя сказки зовут Иван-царевич? Составить вопросы к викторине по сказке (сказкам), нарисовать иллюстрацию. | ||||||||||||||||
8 | формировать коммуникативные компетентности, умение вести диалог, потребность в самовыражении через слово | Выразите личное отношение к прочитанному. Рецензирование актёрского чтения. | ||||||||||||||||
| Регулятивные | |||||||||||||||||
1 | формировать умение формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели | Выполните проект на тему «Художники – иллюстраторы сказок». | ||||||||||||||||
2 | в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | Устно дайте рецензию на чтение и пересказ одноклассников. | ||||||||||||||||
3 | обучать основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса | Чтение с остановками: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему?» | ||||||||||||||||
| Познавательные | |||||||||||||||||
4 | проводить наблюдение под руководством учителя | Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы: а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»; б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»; в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса». | ||||||||||||||||
5 | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | С.12 № 41. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них. Подберите материал на тему «Художники – иллюстраторы сказок». | ||||||||||||||||
6 | перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, схему и наоборот: по плану, по схеме составлять сплошной текст); | Проверить, соответствует ли композиция сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» схеме возможного построения любой сказки (зачин—экспозиция—завязка—кульминация—развязка—постпозиция—исход)? Рассказать о видах сказок по схеме. | ||||||||||||||||
7 | давать определение понятиям | Попробуйте дать определение сказке. Что такое сказка? Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?» | ||||||||||||||||
8 | устанавливать причинно-следственные связи | Как Василиса Премудрая выполняла царские задания? Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей? Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?» | ||||||||||||||||
9 | создавать обобщения | С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них. Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора. Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?» | ||||||||||||||||
10 | осуществлять сравнение, устанавливать аналогии | Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы: а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»; б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»; в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса». Правда ли, что все волшебные сказки заканчиваются одинаково? Сопоставьте финалы, сделайте вывод (Добро всегда побеждает зло). | ||||||||||||||||
11 | пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым; | Прочитайте статью учебника (с.8-9) постарайтесь ответить на вопрос, что такое сказка. Сравните ваше определение с приведённым в учебнике. | ||||||||||||||||
12 | выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; | Самостоятельно прочтите сказку «Царевна-лягушка» и составьте её план. | ||||||||||||||||
13 | пользоваться словарями, справочниками; | Найдите в сказках незнакомые слова и определите их значения с помощью словарей и справочной литературы (работа в парах, малых группах) | ||||||||||||||||
14 | понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи с метафорическим смыслом | Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора. | ||||||||||||||||
15 | излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; | Устное словесное рисование. Составить план характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. С.26 №3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать его чувства, настроение главного героя в различных эпизодах. | ||||||||||||||||
16 | строить рассуждения и делать выводы | С.11№3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему? Сочинение «Почему в народных сказах всегда побеждает добро?» | ||||||||||||||||
| Коммуникативные цели изучения | | ||||||||||||||||
17 | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Учебный проект «Там на неведомых дорожках», «Путешествие в “чужую” страну», «Художники – иллюстраторы сказок». | ||||||||||||||||
18 | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Защита проекта, рецензирование работ одноклассников. | ||||||||||||||||
19 | осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Найдите в сказках незнакомые слова и определите их значения с помощью словарей и справочной литературы (работа в парах, малых группах. | ||||||||||||||||
20 | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание | Защита проекта, сочинение устное и письменное, устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы. | ||||||||||||||||
21 | организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы | Работа над проектом, инсценировкой сказки | ||||||||||||||||
22 | использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | Защита проекта, сочинение устное и письменное, устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы. С.26 №3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать его чувства, настроение главного героя в различных эпизодах. | ||||||||||||||||
| Предметные | |||||||||||||||||
1 | осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; | Составить «Словарь путешественника в сказку» (объяснить смысл встречающихся в народных сказках слов) Самостоятельно прочтите сказку «Царевна-лягушка» и составьте её план. | ||||||||||||||||
2 | знать содержание сказок | Ответы на вопросы учебника по содержанию сказок: с.25 №2,3,5,6; с.38-39 №1-5; | ||||||||||||||||
3 | определять в сказке элементы сюжета, композиции | С.25 №1 Какие особенности народной сказки вы в ней [«Лягушке-царевне»] обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы) ? Приведите примеры из текста. | ||||||||||||||||
4 | формулировать тему | С.38 №1 Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде? | ||||||||||||||||
5 | формулировать идею | Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости? С.43.№1 Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители? | ||||||||||||||||
6 | характеризовать героев сказки | Как Василиса Премудрая выполняла царские задания? Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей? Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она всё время хотела помочь Ивану-царевичу? | ||||||||||||||||
7 | сопоставлять героев сказки | Прочитайте сцену пира в сказке «Царевна –лягушка», обратите внимание на антитезу (противопоставление), использующееся при описании Василисы и жён старших братьев. | ||||||||||||||||
8 | обращаться фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения | Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора. | ||||||||||||||||
9 | сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм) | С.11№3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему? Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы. | ||||||||||||||||
10 | выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере | Найдите в сказке «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо» фрагменты, где говорится о стремлении людей к мирной жизни и мирному труду. Как это характеризует русского человека? Почему сказка не закончилась победой Ивана – крестьянского сына? Чем похожи герои сказок разных народов? Составьте портрет народа: как относятся к природе? Как ведут себя герои в одинаковых ситуациях? Что получают в награду? Письменный ответ на проблемный вопрос « «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?» | ||||||||||||||||
11 | видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок | Устное словесное рисование. Составить план характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану. Письменный ответ на проблемный вопрос « «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать народные сказки?» | ||||||||||||||||
12 | учитывая жанрово-родовые признаки народной сказки, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения | С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них. | ||||||||||||||||
13 | выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания | С.10-11 Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки. Прочитайте сказку… по ролям. Познакомьтесь со статьей учебника «Из рассказов о сказочниках», ответьте на вопросы (с.46 №1-4): как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных? Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей? Какими приемами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки? Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы. | ||||||||||||||||
14 | пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы | С.10-11. (Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки.) Подготовьте пересказ одной из них. Инсценируйте сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» составление киносценария по сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Подготовьте художественный пересказ одного из эпизодов сказки. | ||||||||||||||||
15 | выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки | “Царство” и “государство” (“сказочная страна, место обитания сказочных героев”). Почему это оно “некоторое”? Можно ли по такой примете определить, где оно находится? Найти на географической карте? Добраться до него не на ковре-самолёте, а пешком или как-то иначе? Почему в русских народных сказках никогда не встречаются названия сёл, городов или улиц? Может ли сказочный герой пересечь границу своего мира и оказаться в несказочной реальности? А сам сказитель способен войти в сказочный мир и стать его героем? Слушая или читая сказку, помним ли мы, что “так не бывает”? “царство” и “государство” (“сказочная страна, место обитания сказочных героев”), обращаем их внимание на определение сказочного царства-государства. Предлагает обсудить в парах: есть ли связь между реальностью народной жизни и сказочным миром? Слушая или читая сказку, помним ли мы, что “так не бывает”? Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы: а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»; б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»; в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса». | ||||||||||||||||
16 | сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов); | Заполнить таблицу:
Чем похожи герои сказок? Составьте портрет народа: как относятся к природе? Как ведут себя герои в одинаковых ситуациях? Что получают в награду? | ||||||||||||||||
17 | рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор | С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них. | ||||||||||||||||
18 | сочинять сказку | Написать сочинение – волшебную сказку. | ||||||||||||||||
19 | выбирать сказкиразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками | Составьте список сказок, которые вы рекомендуете прочитать вашим одноклассникам. | ||||||||||||||||
20 | знать теорию литературы: сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, сравнение. | Задания на нахождение тропов, сказочных формул в тексте сказок и отрывках из литературных произведений, составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов и др. Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора. Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы. |