Файл: Задания для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов обучения при изучении жанра сказки в 5 классе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания для формирования предметных, метапредметных, личностных результатов обучения при изучении жанра сказки в 5 классе.

УМК, авторы, название учебника:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И., Беляева Н.В.. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Учебник: Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.Н.Коровин. – 4-е изд.. – М.: Просвещение, 2015

№ п/п

Цели

Задания на реализацию данной цели




Личностные

1

воспитывать любовь к отечеству, стремление к усвоению культурного наследия России.

 Учебный проект «Там на неведомых дорожках», «Путешествие в “чужую” страну» Цель: узнать об исторических корнях сказки.

Почему художники –иллюстраторы нередко обращались к сказочным сюжетам?

2

воспитывать эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межнациональное согласие, стремление к усвоению общемирового культурного наследия.

 Сопоставьте варианты фольклорных произведений: русскую сказку «Морозко» и немецкую «Бабушка Метелица».

Сопоставьте волшебные сказки разных народов.

3

формировать ответственное отношение к учению, способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Работа над проектом: выбор темы исследования.

4

формировать оптимизм в восприятии мира

Правда ли, что все волшебные сказки заканчиваются одинаково? Сопоставьте финалы, сделайте вывод (Добро всегда побеждает зло).

5

ориентировать в системе моральных норм и ценностей, приводить к пониманию общепринятого характера морали

Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке (по выбору ученика или учителя).

Каковы народные представления о чертах характера моего любимого героя?

Кто является в сказке носителем добра? Какими чертами характера обладают положительные герои?

Какими изображены в сказках силы зла? Почему они вредят людям?

6

ориентировать в особенностях социальных отношений и взаимодействий, способствовать освоению социальных норм, правил поведения в семье и обществе

 Как в сказке «Царевна-лягушка» отражены взгляды русского народа на семью? Найдите нужные эпизоды. Как в сказке отражено уважение к старшим? Сказка повествует о появлении трёх молодых семей. Почему же основное внимание уделяется семье Ивана-царевича и Василисы Премудрой?

Подготовить устное сочинение о том, как изображается семья и семейные традиции в другой сказке (по выбору ученика или учителя).

7

формировать устойчивый познавательный интерес

Чтение с остановками: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему?»

Почему героя сказки зовут Иван-царевич?

Составить вопросы к викторине по сказке (сказкам), нарисовать иллюстрацию.

8

формировать коммуникативные компетентности, умение вести диалог, потребность в самовыражении через слово

Выразите личное отношение к прочитанному.

Рецензирование актёрского чтения.




Регулятивные

1

формировать умение формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока;

анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели

 Выполните проект на тему «Художники – иллюстраторы сказок».


2

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Устно дайте рецензию на чтение и пересказ одноклассников.

3

обучать основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса

Чтение с остановками: «Как вы думаете, что будет дальше? Почему?»




Познавательные

4

проводить наблюдение под руководством учителя

Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы:

а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;

б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»;

в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса».

5

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

С.12 № 41. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.

Подберите материал на тему «Художники – иллюстраторы сказок».

6

перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, схему и наоборот: по плану, по схеме составлять сплошной текст);

Проверить, соответствует ли композиция сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» схеме возможного построения любой сказки (зачин—экспозиция—завязка—кульминация—развязка—постпозиция—исход)?

Рассказать о видах сказок по схеме.

7

давать определение понятиям

Попробуйте дать определение сказке. Что такое сказка?

Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?»

8

устанавливать причинно-следственные связи

Как Василиса Премудрая выполняла царские задания? Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей? Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?»

9

создавать обобщения

С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.

Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора.

Сочинение «Что такое добро и зло? Почему этот нравственный выбор волновал создателей народных сказок?»

10

осуществлять сравнение, устанавливать аналогии

Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы:

а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;

б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»;

в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса».

Правда ли, что все волшебные сказки заканчиваются одинаково? Сопоставьте финалы, сделайте вывод (Добро всегда побеждает зло).

11

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым;


Прочитайте статью учебника (с.8-9) постарайтесь ответить на вопрос, что такое сказка. Сравните ваше определение с приведённым в учебнике.

12

выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Самостоятельно прочтите сказку «Царевна-лягушка» и составьте её план.


13

пользоваться словарями, справочниками;


Найдите в сказках незнакомые слова и определите их значения с помощью словарей и справочной литературы (работа в парах, малых группах)

14

понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи с метафорическим смыслом

Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора.

15

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

Устное словесное рисование.

Составить план характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

С.26 №3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать его чувства, настроение главного героя в различных эпизодах.

16

строить рассуждения и делать выводы

С.11№3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Сочинение «Почему в народных сказах всегда побеждает добро?»




Коммуникативные цели изучения




17

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Учебный проект «Там на неведомых дорожках», «Путешествие в “чужую” страну», «Художники – иллюстраторы сказок».

18

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Защита проекта, рецензирование работ одноклассников.


19

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Найдите в сказках незнакомые слова и определите их значения с помощью словарей и справочной литературы (работа в парах, малых группах.

20

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание

Защита проекта, сочинение устное и письменное, устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы.

21

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы

Работа над проектом, инсценировкой сказки

22

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

Защита проекта, сочинение устное и письменное, устный и письменный ответ на проблемный вопрос.

Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы.

С.26 №3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать его чувства, настроение главного героя в различных эпизодах.




Предметные

1

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

Составить «Словарь путешественника в сказку» (объяснить смысл встречающихся в народных сказках слов)

Самостоятельно прочтите сказку «Царевна-лягушка» и составьте её план.

2

знать содержание сказок

Ответы на вопросы учебника по содержанию сказок: с.25 №2,3,5,6; с.38-39 №1-5;

3

определять в сказке элементы сюжета, композиции

С.25 №1 Какие особенности народной сказки вы в ней [«Лягушке-царевне»] обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы) ? Приведите примеры из текста.

4

формулировать тему

С.38 №1 Как вы объясните название сказки? Почему речь идёт только об одном герое и чуде-юде?

5

формулировать идею

Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?

С.43.№1 Вы прочитали бытовую сказку о солдатской шинели, но только ли о ней хотели рассказать сказители?

6

характеризовать героев сказки

Как Василиса Премудрая выполняла царские задания? Почему у неё результаты работы оказывались выше, чем у жён других царевичей? Как выглядела и вела себя Василиса Премудрая на пиру у царя? Почему она всё время хотела помочь Ивану-царевичу?

7

сопоставлять героев сказки

Прочитайте сцену пира в сказке «Царевна –лягушка», обратите внимание на антитезу (противопоставление), использующееся при описании Василисы и жён старших братьев.

8

обращаться фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения

Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора.

9

сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм)

С.11№3. Иллюстрации каких художников к русским народным сказкам вам особенно нравятся? Почему?

Нарисуйте иллюстрацию к сказке, подготовьтесь к защите своей работы.

10

выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере

Найдите в сказке «Иван–крестьянский сын и чудо-юдо» фрагменты, где говорится о стремлении людей к мирной жизни и мирному труду. Как это характеризует русского человека? Почему сказка не закончилась победой Ивана – крестьянского сына?

Чем похожи герои сказок разных народов? Составьте портрет народа: как относятся к природе? Как ведут себя герои в одинаковых ситуациях? Что получают в награду?

Письменный ответ на проблемный вопрос « «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать народные сказки?», «Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?»

11

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок

Устное словесное рисование.

Составить план характеристики сказочного героя и рассказ о нём по плану.

Письменный ответ на проблемный вопрос « «Каков мой любимый герой русской народной сказки?», «Почему я люблю читать народные сказки?»

12

учитывая жанрово-родовые признаки народной сказки, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения

С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.

13

выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания

С.10-11 Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки.

Прочитайте сказку… по ролям.

Познакомьтесь со статьей учебника «Из рассказов о сказочниках», ответьте на вопросы (с.46 №1-4): как вы думаете, почему ровная, неторопливая, даже немного торжественная манера сказывания волшебных сказок не годится для исполнения сказок о животных? Каковы особенности сказывания сказок у разных сказителей? Какими приемами сказителей вы бы воспользовались при подготовке пересказа сказки? Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.

14

пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы

С.10-11. (Рассмотрите иллюстрации, прочитайте отрывки из сказок. Назовите эти сказки.)

Подготовьте пересказ одной из них.

Инсценируйте сказки «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» составление киносценария по сказке «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

Подготовьте художественный пересказ одного из эпизодов сказки.

15

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки

“Царство” и “государство” (“сказочная страна, место обитания сказочных героев”). Почему это оно “некоторое”? Можно ли по такой примете определить, где оно находится? Найти на географической карте? Добраться до него не на ковре-самолёте, а пешком или как-то иначе? Почему в русских народных сказках никогда не встречаются названия сёл, городов или улиц? Может ли сказочный герой пересечь границу своего мира и оказаться в несказочной реальности? А сам сказитель способен войти в сказочный мир и стать его героем? Слушая или читая сказку, помним ли мы, что “так не бывает”? “царство” и “государство” (“сказочная страна, место обитания сказочных героев”), обращаем их внимание на определение сказочного царства-государства. Предлагает обсудить в парах: есть ли связь между реальностью народной жизни и сказочным миром? Слушая или читая сказку, помним ли мы, что “так не бывает”?

Поразмышляйте, по какому признаку распределены сказки и в чём особенность каждой группы:

а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;

б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Иван —крестьянский сын и Чудо-Юдо»;

в) «Лиса и журавль», «Кот и лиса».


16

сравнивая сказки, принадлежащие разным народам,видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русскогои своего народов);

Заполнить таблицу:

Народы

Раститель-

ный мир

Животный  мир

Ландшафт

Китайцы

 

 

 

Русские

 

 

 

Якуты

 

 

 

Чем похожи герои сказок? Составьте портрет народа: как относятся к природе? Как ведут себя герои в одинаковых ситуациях? Что получают в награду?

17

рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор

С.12 № 4. Прочитайте две волшебные сказки. Подумайте, каким темам они посвящены. Каковы особенности каждой из них.

18

сочинять сказку

Написать сочинение – волшебную сказку.

19

выбирать сказкиразных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками

Составьте список сказок, которые вы рекомендуете прочитать вашим одноклассникам.

20

знать теорию литературы: сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сказочные формулы, сравнение.

Задания на нахождение тропов, сказочных формул в тексте сказок и отрывках из литературных произведений, составление и разгадывание кроссвордов, чайнвордов и др.

Составьте устный развёрнутый рассказ о любимом жанре русского фольклора.

Подготовьте сказывание отрывка из сказки, используя особенности одного из сказителей (на выбор). Используйте зачины, присказки, концовки, повторы.