Файл: Природа. Ценность природы для людей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок окружающего мира для 3 класса на тему «Природа. Ценность природы для людей». УМК А. А. Плешакова

Цель: познакомить с разнообразием природы.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы и предметов рукотворного мира.

Ход урока

I. Организационный момент
II. Знакомство с учебником

Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир» (Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 3 класс). Рассмотрите его обложку.
— Назовите автора учебника. (Андрей Анатольевич Плешаков.) Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Как устроен мир».)
— Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке? (На какие царства ученые делят живую природу.)
— Чему научимся? (Классифицировать объекты природы.)
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы,
научимся классифицировать объекты природы, будем говорить
о ценности природы для людей.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы

— Отгадайте русские народные загадки.
• Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух.)
• Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла.)
• Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце.)

• В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
• По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка.)
• Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток.)
• Этой бабке сто лет, горба у нее нет, высоконько торчит, далеконько глядит. Придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой. (Сосна.)
• Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук.)
• Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб.)
• Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило. (Дождь.)
(По мере отгадывания загадок учитель прикрепляет на доску картинки-отгадки.)
— На какие две группы можно разделить эти предметы? (На природные объекты и те, что созданы руками человека.)
— Перечислите природные объекты. (Петух, солнце, орешник, белка, жук, гриб, сосна, дождь.)
— На какие две группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь.)
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)Реклама

Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)
— Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы — бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы.
— Назовите объекты царства животных.
— Назовите объекты царства растений.
— Назовите объекты царства грибов.


— Назовите объекты царства бактерий.
— Нарисуйте схему.




Связи в природе
Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
— Связаны ли между собой эти группы?
— Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)
Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
— Приведите еще примеры связей в природе.
Ценность природы для людей
— Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложения, которые говорят о том, что дает нам природа.
— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради (Рабочая тетрадь Плешакова «Окружающий мир» 3 класс)
№ 1 (с. 3).
— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)
(Аналогично разбираются следующие рисунки.)
(Ответы: рис. 2 - питаются; рис. 3 - растут; рис. 4 - развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 - умирают.)
— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
№2 (с. 3).
— Заполните схему.
— К какому царству относится цветок? (К царству растений.)
— А заяц? (К царству животных.)
— А гриб? (К царству грибов.)
— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)

№3 (с. 4).
— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.
№6 (с. 5).
— Расшифруйте схему.
— Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)
— Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)
— Продолжите работу самостоятельно.
(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)
(Ответы: рис. 3 — дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис. 4 — дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 — дарит нам радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)
— Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?
Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник натолкнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обратил внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение было покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку — синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая — мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.
VII. Рефлексия
— Откройте учебник на с. 6.
(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.)
— Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполнять ваше задание?
(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель оценивает правильность составления заданий и ответов.)
VIII. Подведение итогов урока
— Что такое природа?
— На какие группы делят природу?
— Назовите царства живой природы.
— Назовите значение природы для людей.
— Какое задание на уроке было для вас самым интересным?
Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 7.
2. Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 4).
3. Индивидуальное задание (учебник, с. 8).