Файл: Реферат по теме "Холден Колфилд предтеча молодежного авангарда 6070х годов xx в.".rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

Реферат по теме:

"Холден Колфилд - предтеча молодежного авангарда 60-70-х годов XX в.".


Исполнитель: студентка Д.Ю. Беляева

Преподаватель: кандидат филологических наук

А.П. Шишкин

Москва 2017
Оглавление
Холден Колфилд и молодежный авангард 1950-1970 гг.

Образ Холдена Колфилда

Колфилд и битники

Колфилд и хиппи

Библиография
Холден Колфилд и молодежный авангард 1950-1970 гг.
Под молодежным авангардом мы понимаем различные субкультуры и общественные движения, носящие протестный характер. Можно выделить 2 наиболее яркие и массовые субкультуры, ставшие популярными в США в период с 1950-х - 1970-х гг., к ним относятся:

· Битники

· Хиппи

Главного героя романа Джерома Сэлинджера "Над пропастью во ржи" Холдена Колфилда считают провозвестником эпохи молодежного бунта, негласным символом этих протестных движений. Движение битников (от англ. "beat" - удар) начало формироваться в 50-х гг. XX в., что практически совпадает с датой публикации романа "Над пропастью во ржи" (книга увидела свет в 1951 г.). Если мы сравним мировоззрение представителей этой субкультуры с видением жизни Холдена Колфилда, мы найдем много общего. Схожие черты мы можем обнаружить у Холдена и с так называемыми хиппи.

Кандидат исторических наук О.В. Колбасина в своей диссертации "Молодежное протестное движение в США: вторая половина 1950-х - первая половина 1970-х годов" причисляет битников и хиппи к представителям аполитичного (или пассивного) протеста, который выражался в "открыто демонстрируемом отказе от общепринятых норм и правил". Холден Колфилд следует согласно устоявшимся нормам, хотя осознает всю их глупость: "
Вечно я говорю "очень приятно с вами познакомиться", когда мне ничуть не приятно. Но если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое". Тем не менее герой понимает ничтожность общепринятых правил и презирает их.

Исследователь определяет границы аполитического протеста в США 1950-1970 гг. следующим образом:

Вторая половина 1950-х - начало 1960-х годов (появление и развитие битнического движения)

Начало 1960-х - конец 1960-х годов (психоделическое движение, протест хиппи)

Конец 1960-х - середина 1970-х годов (упадок хиппианских коммун, массовый исход представителей аполитичного течения в новые религиозные объединения сектантского типа)

Образ Холдена Колфилда



С первых страниц произведения главный герой Холден Колфилд, от чьего лица ведется повествование в романе, открыто отказывается удовлетворить любопытство читателя и рассказать о месте своего рождения, о детстве, о своих родителях, считая эти факты “копперфильдской мутью”, хотя мы впоследствии узнаем почти обо всем из его же слов. Это можно считать первым противоречием, но далеко не последним: главный герой - очень противоречивый персонаж.

Что из себя представляет Колфилд?

Холден - обычный подросток, неудовлетворенный окружающей действительностью. Из его же уст мы узнаем, что ему 16 лет, что он почти 2 метра ростом и что он, несмотря на возраст, уже имеет проседи в волосах. Заядлый курильщик и мечтатель, он сменил 4 школы, его выгоняют из Пэнси, т.к. он не сдал ни одного экзамена, кроме английского языка.

В чем проявляются противоречия героя?

Холден Колфилд говорит, что ушел их Элктон Хилз, потому что “там была одна сплошная липа”, все делалось напоказ, люди были лживы и двуличны. При этом он сам признается, что он “ужасный лгун - такого вы никогда в жизни не видали”.

Герой читает книжки, но не считает себя умным: “Вообще я очень необразованный, но читаю много”.

Его любимый писатель - его собственный брат Д.Б., также персонаж любит книги Ринга Ларднера, еще ему по душе Томас Харди.

Колфилд очень инфантилен, о чем, впрочем, говорит сам: “Мне тогда было шестнадцать, а теперь мне уже семнадцать, но иногда я так держусь, будто мне лет тринадцать, не больше”. Отсюда идет его подростковая конфронтация с миром взрослых, в котором все, по его мнению, поголовно фальшивые, лицемерные. Единственный эпизод, когда Холден меняет свое категоричное отношение к взрослым - встреча с монахинями в кафе. По замечанию американского литературоведа Кеннета Славенски, “монахини - первые взрослые, вызывающие у Холдена безусловное уважение. Их прямота, рассудительность и жертвенность их жизни доказали ему, что можно быть взрослым и не погрязнуть при этом в притворстве”. Колфилд ценит в людях честность и детскую невинность. Именно эти качества он обнаруживает в монахинях, а также в детях, чем объясняется его бесконечно доброе отношение к ним.

Вспомним, например, эпизод, когда Холден видит ребенка, идущего по самому краю тротуара, и умиляется. И все-таки что-то неумолимо влечет героя к взрослому миру: "Бары, проститутки, свидания на заднем сиденье автомобиля - все это его непреодолимо манит. Однако во взрослых ситуациях он теряется. Холден полностью обособился от окружающего мира, и поэтому единственный, к кому он может обратиться за помощью и советом, - это Алли. Но во взрослых ситуациях вечно юный теперь Алли ничем ему помочь не может”. Колфилд, как подобает подростку, ведет себя достаточно импульсивно, у него всегда “семь пятниц на неделе”: во время разговора со своей подружкой в кафе он предлагает ей чуть ли не выйти за него замуж и бежать далеко, чтобы построить новую жизнь, потом во время беседя с сестрой Фиби дома он говорит о своих планах уехать на ранчо в Колорадо и найти там работу, затем он думает о том, чтобы притвориться глухонемым и не слушать глупую болтовню посредственных людей, а также найти себе глухонемую жену и жить с ней в уединении. Кеннет Славенски в своей работе "Дж.Д. Сэлинджер. Идя через рожь" отмечает: “Так же как в "Дэвиде Копперфилде" и "Приключениях Гекльберри Финна", в романе Сэлинджера читателю предстает детский взгляд на мир, переданный языком, свойственным возрасту и воспитанию рассказчика”.


Колфилд называет себя "пацифистом", но сам не упускает возможность спровоцировать драку, например, со Стрэдлейтером, позже - с Морисом.

Холден считает себя "отчасти трусом". И вообще персонаж избегает конкретных характеристик о своей персоне. Его внешний вид, как и взгляды, устремления частично остаются для читателя загадкой. Все определения крайне расплывчаты, мы видим лишь контуры, которые можем раскрашивать в соответствии с нашими представлениями о жизни.

Герою ненавидит школу, жизнь в Нью-Йорке, лживых людей, глупые разговоры и сплетни: "Такси ненавижу, автобусы, где кондуктор орет на тебя, чтоб выходил через заднюю площадку, ненавижу знакомиться с ломаками, которые называют Лантов "ангелами", ненавижу ездить в лифтах, когда просто хочется выйти на улицу, ненавижу мерить без конца костюмы у Брукса…".

Революция в сознании Колфилда

Литературовед, писатель и доцент СПбГУ Андрей Аствацатуров убежден, что идея Сэлинджера, которая звучит во всех его произведениях, звучит следующим образом: “Есть некий замысел, и задача человека - не навязать миру свои ценности, а осознать себя частью этого замысла”. И если на протяжении романа Холден отчаянно борется с враждебным взрослым миром и, по замечанию Морозовой, "ищет убежище, где можно скрыться от общества", в конце персонаж пересматривает свои взгляды на мир.

Идея Сэлинджера, о которой говорит Аствацатуров, реализуются, когда Холден сидит на лавочке в парке и смотрит, как его сестренка Фиби катается на карусели. Именно в это мгновенье герой, наконец, вступает в гармонию с окружающим миром и чувствует безграничное счастье: “И тут начало лить как сто чертей. Форменный ливень, клянусь богом. Все матери и бабушки, - словом, все, кто там был, встали под самую крышу карусели, чтобы не промокнуть насквозь, а я так и остался сидеть на скамейке. Ужасно промок, особенно воротник и брюки. Охотничья шапка еще как-то меня защищала, но всетаки я промок до нитки.


А мне было все равно. Я вдруг стал такой счастливый, оттого что Фиби кружилась на карусели. Чуть не ревел от счастья, если уж говорить правду. Сам не понимаю почему. До того она была милая, до того весело кружилась в своем синем пальтишке. Жалко, что вы ее не видели, ей-богу!". Ту же мысль мы видим у Славенски: “Глядя на то, как Фиби катается на карусели, Холден ощущает единение с ней, а через нее, мистическим образом - и с Алли. В Фиби он видит воплощение той самой невинности, преклонение перед которой привязывало его к брату.

Обретение Фиби, воплотившей в себе все добродетели умершего брата, освобождает Холдена от Алли. Из объятий мертвого он бросается в объятия живой. Если прежде Холдена сковывали узы памяти об Алли, то теперь общность с Фиби открывает перед ним жизненный простор”.


Колфилд и битники



Расцвет этой субкультуры пришелся на 1960-е гг. XX в. Битников рассматривают как протестное движение против сложившегося в США "общества потребления". "В частности, битники сознательно отвергали, во-первых, те культурные нормы и ментальные стереотипы американской культуры, которые определялись безудержной жаждой увеличения материального комфорта и наживы, а во-вторых, сформировавшуюся еще у истоков американской культуры и опиравшуюся на формы пуританской этики мораль".

Такой нонконформизм свойственен и Холдену Колфилду, о чем свидетельствуют его романтичные мечты о ранчо в Колорадо, доме в уединенном месте, стремление к тихой, размеренной жизни. Героя не интересует материальное благополучие, о котором так заботятся его родители. Холден с самого начала произведения признается, что не умеет тратить деньги и что они, оказавшись в его руках, всегда быстро исчезают. Работа мечты для Колфилда - "Стеречь ребят над пропастью во ржи". В этом он признается во время разговора с младшей сестрой Фиби. Персонаж заявляет, что это единственное, что ему по-настоящему хотелось бы делать в жизни.

Кроме того, достаточно развязное поведение Колфилда (употребление алкоголя, согласие на услуги проститутки и пр.) позволяет нам сделать вывод, что Холдена не заботит достаточно строгая “пуританская мораль”, он отвергает ее.