Файл: формирование читательской грамотности как требование фгос для создания успешности обучения в образовательном пространстве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа

«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ДЛЯ СОЗДАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Авторы: Бородина Евгения Ивановна,
Фомина Татьяна Михайловна, учителя
русского языка и литературы, МБОУ

Троицкая СОШ Заларинский район.

Троицк 2019г.

Аннотация

Доклад посвящён формированию читательской грамотности как требование ФГОС

для создания успешности обучающихся в образовательном пространстве

Актуальность выбранной темы обусловлена острой необходимостью решить проблему читательской грамотности среди учащихся, а так же понять, что же нужно предпринять учителю, каким образом работать, чтобы изменить отношение учеников к чтению и всему процессу обучения.

В докладе раскрываются особенности формирования читательской грамотности при обучении учащихся на этапе получения основного общего образования. Даётся характеристика читательской грамотности как ключевой компетентности человека в современном мире. Определяется роль учебного текста и его типов при формировании читательской грамотности и с учётом специфики содержания учебного предмета; рассматриваются основные виды и стратегии чтения при работе с учебным текстом, предлагаются задания, нацеленные на формирование читательских (коммуникативных) умений учащихся при проведении смыслового анализа текста. Примеры заданий позволяют проиллюстрировать специфику работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, повысить активность учащихся, сделать уроки насыщенными и интересными и обеспечить достижение планируемых результатов.

Авторы считают, что справиться с данной проблемой можно, но только при условии, что решать её будут не только учителя русского языка и литературы, но и другие преподаватели, начиная с начальных классов, а так же родители, которые должны понять сущность данной проблемы.


Содержание

I.Введение
II.Основная часть
1.Масштабность проблемы чтения
2.Смысловое чтение текста
3.Стратегии работы с текстом
III.Вывод
IV.Список используемой литературы

I. Введение.

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Такое развитие личности обучающегося предъявляет особые требования к образованию. В соответствии с ними к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися ООП ОО в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

На данный момент современными критериями проверки результатов обучения учащихся являются КИМы ОГЭ и ЕГЭ. Насколько успешно ученики сдадут эти экзамены, зависит от того, сумел ли коллектив педагогов создать условия для формирования универсальных учебных действий на уроках каждому. Ведь только формирование всех УУД в комплексе позволит ребенку реализовать свои способности в полной мере.

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

Актуальность проблемы чтения.

Взяться за данную тему нас заставило устное собеседование в 9 классе по русскому языку в прошлом году.От данного собеседования мы, учителя, удовлетворения не получили. Проблема, стоящая перед нами, была налицо. Дети не читают, речь развита плохо, строить монологическое высказывание не умеют, поэтому решили поучиться сами: поработали с научной литературой, изучили опыт работы других преподавателей,чтобы попробовать что-то изменить или внести что-то новое в свою работу на уроках.

Проблема формирования у обучающихся потребности в систематическом чтении и читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной, ведь именно «читательский багаж» обучающегося является базой для написания качественного текста итогового сочинения в 11 классе и читательский навык играет весомую роль в успешной сдаче Итогового собеседования в 9 классе. В условиях введения ФГОС основного общего образования актуальность проблемы низкой читательской грамотности обучающихся также нельзя недооценивать. От того, как понимают информацию и умеют с ней работать обучающиеся, зависит формирование основ их читательской компетенции. Часто можно услышать претензии в наш адрес, что учителя русского языка и литературы не на должном уровне готовят ребят к данным экзаменам. В действительности эта проблема выходит далеко за рамки названных предметов, и только общие усилия всех учителей-предметников являются необходимым условием для решения этой проблемы.


Развитие читательской грамотности связано в целом с развитием коммуникативной компетенции обучающихся, являющейся метапредметной. Поэтому не только на уроках русского языка и литературы возможно организовать подобную работу, так как содержание предлагаемого обучающимся материала направлено на формирование способов чтения с пониманием любого текста. Важно, чтобы организованная в данном направлении деятельность носила не случайный, а системный характер. Обучающимся должен быть понятен тот результат, к которому они стремятся на пути овладения читательской компетентностью. Работа с уровневыми заданиями в рамках преподавания любого предмета включает работу с заданиями трех уровней сложности. 
Следуя из требований сегодняшнего развивающегося быстрыми темпами общества, выделяется главная составляющая – это чтение. Чтение осознанное, направленное на приобретение знаний и тех знаний, которые помогут человеку быть конкурентоспособной личностью.

II.Основная часть.
1.Масштабность проблемы чтения.

На сегодняшний день мы наблюдаем падение интереса к чтению, а отсюда и дефицит знаний, информации. Падение интереса к чтению – это ступень к кризису читательской грамотности и культуры. Как это ни парадоксально,   но в условиях стремительного развития мира (информационно-коммуникационных технологий) в обществе сокращается доля читающего населения.

Данная проблема масштабна – это не проблема одного человека, а проблема целого общества. Как такую глобальную проблему может решить обычный учитель? Да, он не может объять необъятное, но он может в каждом своём ученике  раскрыть умения,  и направить их на приобретение знаний, необходимых ему для развития и самосовершенствования, а также  помочь ему научиться учиться.

В чем же причины падения интереса к чтению и постоянного его уменьшения по мере взросления. Ведь, если сегодня не читающий ребёнок, то завтра – не конкурентоспособная личность. В чем же причины низкого уровня чтения у подрастающего поколения?

На наш взгляд, их много (ведь это неспроста проблема глобального масштаба:

  • Не заинтересованные в воспитании родители  (на сегодняшний день число неблагополучных семей очень высоко, а отсюда нет примера и нет результата)

  • Утрата ценности книги и предпочтение СМИ (чтение заменяем многочасовым просмотром телевизора, игрой на компьютере

  • Нечитающие родители (ребенок не видит своих родителей за чтением книг или читающих книг ему,  поэтому делает вывод, что в этом нет необходимости).


Как тогда учителю изменить сложившуюся ситуацию по отношению к чтению? Для этого нужно понять, в чем же заключается сущность понятия «читательская грамотность» в контексте современного мира? Читательская грамотность – это не перелистывание книги, рассматривание картинок, это умение размышлять над прочитанным текстом,  отбирать необходимую информацию в огромном потоке информации и найти ей применение в своей жизненной ситуации. Это первая ступень в функциональной грамотности – фундаментальная основа, способствующая активному участию человека в социальной, культурной, политико-экономической деятельности и, конечно же, это обучение на протяжении всей жизни.
2.Смысловое чтение текста, которое лежит в основе всех эффективных реформобразований, поможет выстроить систему работы на уроках каждому учителю. Если цель школьного обучения - формирование успешности каждого ученика, то формирование читательской грамотности - это основной ресурс в формировании успешного человека, умеющего добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Значит, цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию, это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл текста с помощью его анализа. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, — письменной речи и продуктивному обучению. Развитие способности смыслового чтения помогает овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения.

Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

  • Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

  • Интерпретация текста.

  • Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Для формирования читательской грамотности сегодня активно используются стратегии работы с текстом, техники активно-продуктивного чтения и алгоритмы работы с несплошными текстами.

Понятие «текст» на современном этапе трактуется широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Наряду с печатными современный человек может читать и электронные книги, большой популярностью сегодня пользуются и аудиокниги, поэтому школа должна научить ученика работать с различными текстами: «бумажными», электронными и «звучащими».


К сплошным текстам относят тексты, читаемые в повседневной жизни:

  • описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

  • повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

  • рассуждение (сочинение-размышление, комментарий, аргументация собственного мнения).

К несплошным текстам относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты и карты местности, план помещения, входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов и т.д.

3. Стратегии работы с текстом.

Стратегии работы с текстом – «это закономерность в принятии решений в ходе познавательной деятельности. Одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала, набор действий, которые использует учащийся для совершенствования обучения, повышения его эффективности и результативности. В случае успеха учащийся запоминает способ, переносит его в другие ситуации, делает универсальным».

Стратегий работы с текстом достаточно много, о них можно прочитать в статье Н.Н. Сметанниковой «Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования». Существуют предтекстовые, текстовые и послетекстовые стратегии.

Пока в своей деятельности мы выбрали немного стратегий, но стараемся их отрабатывать, чтобы был какой-то результат. Итоговое собеседование в 9 классе показало, что начало положено, и это радует.

СТРАТЕГИИ ПРЕДТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии предтекстовой деятельности представляют собой достаточно новое явление в работе учителя. Согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задание - прочитать текст. По технологии профессора Н.Н. Сметанниковой, чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Целью предтекстовых стратегий являются:

  • постановка цели и задач чтения;

  • актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами;

  • актуализация предшествующих знаний;

  • диагностика;

  • формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий;

  • повышение скорости чтения и количества прочтений;

  • мотивирование читателя;

  • включение механизма антиципации – прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности;

  • формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.