ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Современные образовательные технологии
2. Технологии проектной деятельности………………………………………………………..6
3. Технология исследовательской деятельности………………………………………………7
4. Информационно-коммуникационные технологии…………………………………………8
6. Технология портфолио дошкольника………………………………………………………11
7. Игровая технология………………………………………………………………………….13
8. Технология «ТРИЗ»………………………………………………………………………….13
2. Технологии проектной деятельности
3. Технология исследовательской деятельности
4. Информационно-коммуникационные технологии
Современные образовательные технологии
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………….3
-
Структура образовательной технологии……………………………………………………5
2. Технологии проектной деятельности………………………………………………………..6
3. Технология исследовательской деятельности………………………………………………7
4. Информационно-коммуникационные технологии…………………………………………8
5. Личностно - ориентированная технология…………………………………………………9
6. Технология портфолио дошкольника………………………………………………………11
7. Игровая технология………………………………………………………………………….13
8. Технология «ТРИЗ»………………………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………………………...15
Библиографический список……………………………………………………………………16
Введение
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования как в ОУ, так и в ДОУ.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Так как учителя и воспитатели ДОУ стремятся к единому образовательному пространству, то методы и формы организации работы с детьми направлены на одну цель: всестороннее развитие личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Исходя из поставленных задач, педагогам, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно использовать свои возможности. Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания и традиционной методики преподавания. Ребята хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности дошкольника и ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость повышения мастерства педагогов путём освоения и внедрения в свою практику современных образовательных технологий обучения и воспитания.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
-
Концептуальность -
Системность -
Управляемость -
Эффективность -
Воспроизводимость
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
-
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
-
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. -
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала. -
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
-
здоровьесберегающие технологии; -
технологии проектной деятельности -
технология исследовательской деятельности -
информационно-коммуникационные технологии; -
личностно-ориентированные технологии; -
технология портфолио дошкольника и воспитателя -
игровая технология -
технология «ТРИЗ» и др. -
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.1
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:
-
от типа дошкольного учреждения, -
от продолжительности пребывания в нем детей, -
от программы, по которой работают педагоги, -
конкретных условий ДОУ, -
профессиональной компетентности педагога, -
показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
2
4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
2. Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.3
Классификация учебных проектов:
-
«игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); -
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; -
«повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; -
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
1. по доминирующему методу:
2. исследовательские,
3. информационные,
4. творческие,
5. игровые,
6. приключенческие,
7. практико-ориентированные.
1. по характеру содержания:
8. включают ребенка и его семью,
9. ребенка и природу,
10. ребенка и рукотворный мир,
11. ребенка, общество и его культурные ценности.
По характеру участия ребенка в проекте:
12. заказчик,
13. эксперт,
14. исполнитель,
15. участник от зарождения идеи до получения результата.
По характеру контактов:
16. осуществляется внутри одной возрастной группы,
17. в контакте с другой возрастной группой,
18. внутри ДОУ,
19. в контакте с семьей,
20. учреждениями культуры,
21. общественными организациями (открытый проект).
По количеству участников:
22. индивидуальный,
23. парный,
24. групповой,
25. фронтальный.
По продолжительности:
26. краткосрочный,
27. средней продолжительности,
28. долгосрочный.4
3. Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.5
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1. Опыты (экспериментирование)
2. Состояние и превращение вещества.
3. Движение воздуха, воды.
4. Свойства почвы и минералов.
5. Условия жизни растений.
6. Коллекционирование (классификационная работа)