Файл: Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 1

  1. Предмет социологии, соотношение предмета и объекта

Социология – это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта.

Объект и предмет науки не совпадают, ибо объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – те стороны, связи, отношения, составляющие объект, которые подлежат изучению. Объект социологии, как и других общественных наук, - социальная реальность, и потому социология – наука об обществе. Но этого недостаточно для определения ее предмета. Предмет науки не может быть стабильным. Он находится в постоянном движении и развитии, как и сам процесс познания.


Предмет социологии (Вебер) – исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда.

Предмет — те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению, те его стороны, которые наиболее выпукло выражают несходство интересов социальных субъектов, образуют как бы полюса социального противоречия или конфликта.

На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствовали 2 парадигмы: макро-социологическая и микро-социологическая.

Макротеоретики работают с понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, глобальных социальных процессов. Микротеоретики работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т.д.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1. Общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2. Социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3. Исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда (М. Вебер)

4. Научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (К. Маркс).


Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

  1. Социальная структура современного российского общества

Приведем некоторые модели, разработанные отечественными авторами. Так, Н.М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы.

  1. Общероссийские элитные группы”, соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с крупнейшими западными состояниями, со средствами властного влияния на общероссийском уровне.

  2. Региональные и корпоративные элиты”, обладающие значительными по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики.

  3. Российский “верхний средний класс”, имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений.

  4. Российский “динамический средний класс”, обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссий-ских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления.

  5. Аутсайдеры”, характеризующиеся низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их получения.

  6. Маргиналы”, характеризующиеся низкой адаптацией и асоциальными или антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности.

  7. Криминалитет”, обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной практики.1

Билет 2

  1. История развития предмета социологии.

К середине 20 века складываются 2 основных тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Первая развивалась вместе с социальной философией, а вторая создавалась как наука о человеческом поведении.

В европейской социологии

главенствовала теория функциональной целесообразности общественной организации, которая проводит аналогия с биологическими системами. Предмет социологии — исследование целостности социального организма, его системности, скрепляемой либо верованиями и нравственными ценностями, либо разумным разделением труда и для чего создаются общественные институты, на первый план выдвигаются деиндивидуализированные структуры социальной организации.

Социология в США ведет начало с Чикагской школы 20-х годов. Именно Чикагская школа, утвердившая метод наблюдения и другие формы полевых исследований, создала особый облик американской социологии. Что касается определения особого предмета социологи, то наиболее важным вкладом Парсонса было использование работ Дюркгейма и Вебера с целью утверждения основы социологии как изучения неэкономических аспектов экономического действия, а также неэкономической сферы общества.

В России развивалась "русская школа" в социологии, она так же, как и в Западной Европе, рассматривало предмет социологии в качестве знания о целостности общественных систем. История человечества понимается с точки зрения материализма. Это значит, что принцип материализма используется для разъяснения отдельных действий индивида, его мотивов и причин, по которым он поступает именно так, а не иначе.

Мартин Элброу, в то время редактор журнала Международной социологической ассоциации "International Socilogy", предложил следующую весьма полезную для понимания проблемы развития самого предмета нашей науки периодизацию. Мартин Элброу выделял 5 фаз в развитии предмета социологии:

  • «универсализм» - стадия, при которой появляется попытка понять и проанализировать процессы общественной жизни и общественных изменений с точки зрения всеобщих и аналогичных универсальным закономерностям мира.

  • Становление «национальных школ». В это время происходило быстрое развитие классических теорий М. Вебера и Э. Дюркгейм. М. Вебер придавал большое значение рационализму, который был свойственен немецкой культуре. Э. Дюркгейм делал акцент на роль и значение социокультурных факторов, американской социологии с доминантой прагматизма, социологической школы разных стран.

  • Третья фаза появляется в период консолидации социологов в двух противоборствующих мировых направлениях: марксистской социологии и социологии структурно-функционального анализа. М. Элброу называет фазой интернационализации социологии, столкновение теоретико-методологических и идеологических направлений.

  • Четвертая фаза, «индигенизация» социологии, обозначается появлением (в 70-е гг.) национальных и социокультурных социологических школ в странах третьего мира. Можно сказать, что это период развития направлений, учитывающих специфику культур и традиций народов развивающихся стран.

  • Пятая фаза — период "глобализации". Глобализация — не национальная и не интернациональная парадигма социологического знания, хотя является продуктом того и другого. Это — стремление объединить усилия социологов всех школ, направлений, теоретико-методологических подходов для решения общечеловеческих проблем.


Важным поворотом новейших исследований современной теоретической социологии является переосмысление масштабов социального пространства, каковое представляется в качестве общемирового. Другой принципиально важный поворот — это перенос центра внимания с изучения социальных структур на социальные процессы.

2. Прожиточный минимум. Потребительская корзина.

Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Законодательством закреплена определенная взаимосвязь между такими показателями, как месячная заработная плата, МРОТ, прожиточный минимум и потребительская корзина

Прожиточный минимум в целом по РФ предназначается для:

• оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

• обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

• формирования федерального бюджета;

Прожиточный минимум в субъектах РФ предназначается для:

• оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

• оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

• формирования бюджетов субъектов РФ.

В социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства. К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия.

В России он пока не выполняет такой функции, однако, в новом Трудовом кодексе записано положение о том, что минимальная заработная плата должна обеспечивать прожиточный минимум

Билет 3

  1. Социальный факт как основа социологического знания.

Факты можно рассматривать в онтологическом (не зависящем от сознания) и логико-гносеологическом планах
:

1. В онтологическом смысле: факты - любые не зависящие от наблюдателя состояния действительности или свершившиеся события.

2. В логико-гносеологическом плане: факты - обоснованное знание, которое получено путем описания отдельных фрагментов реальной действительности в некотором строго определенном пространственно-временном интервале

Понятие «социальный факт» ввел Эмиль Дюркгейм - как нечто данное, что подлежит объяснению с точки зрения функциональности в отношении к системе верований, коллективного сознания, скрепляющих общественную целостность. Он разделил социальные факты на морфологические и нематериальные факты.

В современной социологии социальными фактами принято считать:

(а) совокупные, систематизированные характеристики массового поведения;

(б) совокупные, систематизированные характеристики массового сознания — мнений, оценок, суждений, верований и т. п.;

(в) совокупные, обобщенные характеристики продуктов человеческой деятельности, материальной и духовной;

(г) в феноменологически ориентированной социологии в качестве социального факта рассматривается отдельное событие, случай, состояние социального взаимодействия, подлежащее интерпретации с позиций деятельного субъекта.


  1. Концепция социальной стратификации П. Сорокина

«Социальная стратификация – это дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Её основа и сущность – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества».

Конкретные формы социальной стратификации, считает П. Сорокин, разнообразны и многочисленны, однако их многообразие сводится к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация.

Экономическая: Экономическая стратификация, согласно П. Сорокину, содержит два основных типа флуктуаций (колебание – периодическое изменение) : первый относится к экономическому подъему или падению группы, второй - к росту или сокращению стратификации внутри группы. Вопрос о том, поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается, может быть решен в общих чертах на основе колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежных единицах. Основываясь на этих данных, считает П. Сорокин, можно сравнивать экономический статус различных групп.