Файл: Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Билет 22.
1. Понятие «класс» в социологии.
В широком значении класс – это большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.
В узком значении класс – это любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.
Класс - это люди, находящиеся в одной классовой позиции, то есть имеющие общее положение в экономической сфере: сходные профессии, приблизительно одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальное положение. ( По Веберу)
2. Пространство как место расположения тел. Социология города.
Наиболее характерным пунктом в данном подходе является поиск взаимоотношения между физическим и социальном пространством. Их, с одной стороны, нетождественность, а с другой - очевидная взаимосоотнесенность.
Например для Георга Зиммеля пространство, которое занимает человек или поселение, определяется распространением его влияния, его связями с окружающим миром. Именно такое понимание говорит о значении места, которое объект в мире занимает относительно других.
Зиммель говорит в первую очередь о социальном пространстве как о пространстве взаимодействия. Уже само близкое расположение тел есть значимый аспект взаимодействия (человек использует разные органы чувств для восприятия). Зиммель (рассуждая о городах) и Кастельс (говоря, например, о новых аэропортах) обращают внимание на архитектуру, которая, с одной стороны, формируется людьми, а с другой стороны, оказывает впоследствии влияние на тех, кто пользуется этими архитектурными строениями. Напр. Венецианские дворцы… Люди в Венеции словно ходят по сцене…
Наиболее тщательно городское пространство подвергается анализу представителями чикагской школы, в частности в работах Р. Парка. Один из основоположников социологии города как отд. Теории среднего уровня.
Районы городов рассматриваются как «естественные ареалы»: они естественны потому, что никем не спланированы. При этом дается точное инструментальное определение ареала: он характеризуется
a) численностью и расовым составом населения, которое его занимает,
b) условиями, в которых оно живет,
c) привычками, обычаями и поведением, которые оно представляет.
В пространственных отображении социальных отношений, они видели шанс зарегистрировать и измерить показатели самих социальных отношений в терминах дистанции.
Большое внимание уделено вопросу районирования пространства у Гидденса. Стремление индивидуальных акторов зонировать пространство своей деятельности на передний и задний планы Гидденс распространяет и на поселения, говоря о зонах переднего и заднего плана для города. Примером он приводит промышленные зоны, которые, будучи гордостью в прежние времена, становятся весьма неприглядными в современных городах и предполагаются быть сокрытыми или перенесенными на окраины. Отдельно Гидденс выделяет анализ ежедневных пространственно-временных путей социальных акторов, ссылаясь на результаты исследований в рамках временной географии Т. Хагерстранда и его последователей. Кроме того, его особый интерес сосредоточен на возможности влияния, управления людьми, распространения дисциплины путем структурирования пространства и времени взаимодействий. Примерами приводятся расписания в школах, регламенты взаимодействия с миром - внутренним и внешним - для заключенных тюрем.
Кастельс своей задачей при анализе социального пространства ставит рассмотрение сложности взаимодействий между технологией, обществом и пространством. Он отказывается от традиционного пространства мест и утверждает конструктивность анализа пространства потоков. Подчеркивается, что пространство не исчезает, но его значение меняется. Например, говоря о мегаполисах, исследователь предлагает отказаться от выделения автономно того или иного города, а говорить о глобальных мегаполисах, объединение которых в одно общее пространство определяется интенсивностью различного рода связей (потоков) между ними, поскольку именно эта интенсивность включенности в мировые отношения определяет город как мегаполис, а не столько численность его населения или протяженность границ. Кастельс говорит о «сетевом обществе».
Билет 23.
-
Основные методологические подходы в социологии. Реализм и номинализм.
Номинализм:
При познании социальной реальности нет, таким образом, ничего предосудительного в использовании подобных общих выводов до тех пор, пока мы не принимаем ошибочно эти общие термины (имена) за саму реальность. А она остается совокупностью отдельных событий. Такой базисный подход к проблеме познания обычно обозначается как номинализм. Ошибочное наделение общих понятий реальностью обычно называется овеществлением. Подобное заблуждение проявляется в том случае, когда мы, например, говорим, что социальные классы «действуют, исходя из собственных интересов». Социальные классы не могут иметь интересов, поскольку социальный класс – это имя, которое мы присваиваем какой-то совокупности конкретных социальных взаимодействий. Они не могут действовать и потому, что только индивиды способны к действию. Наделять подобными способностями социальные классы, государства или даже общество в целом означает впадать в грех овеществления.
Разумеется, язык социологии наполнен общими, коллективными и структурными терминами. Но следует признать, что они – всего лишь концептуальные «договоренности в целях удобства». Таким образом, номинализм – это не просто отрицание всяких попыток утверждать, что коллективное образование способно действовать. Номинализм отрицает также всякие «неуместные» попытки соотносить действия с реальностями, которые будто бы являются «чем-то иным, нежели» или «выходят за пределы» конкретных компонентов нашего социального опыта. Когда Вебер говорит о «религии Китая», он всего лишь обобщает те «типичные» способы, посредством которых совокупность индивидов, проживающих на определенной конкретной территории, решает проблемы высшего смысла. «Единство» и «общность», предполагаемые выражением «религия Китая», являются результатом концептуальной деятельности Вебера. В целях получения знания он пишет таким образом, «как если бы» подобное единство существовало. Номинализм – это определенный способ преодолеть ее.
Реализм в качестве объекта социологии рассматривает «социальные факты» или «структуры» отношений. Они, по Дюркгейму, sui generis (совершенно своеобразны) и несводимы к особенным индивидуальным элементам. В силу этого реализм являет сходство с позицией, подчеркивающей первичность структуры, но это сходство не является полным. Подобным образом и номинализм, который исходным пунктом признает действующего субъекта, тем не менее принимает во внимание системные или структурные ограничения, воздействующие на действующего субъекта, или ограничения, возникающие в процессе взаимодействия субъекта с другими действующими субъектами в обществе, которое само конструируется как эмерджентная «система» взаимодействий. Таким образом, начинать с актера не означает отрицать систему, скорее речь идет о специфической концептуализации отношений между ними. Если же действующие субъекты или индивиды рассматриваются сами по себе, то это означает отказ от социологического анализа.
Реализм:
Альтернативная номинализму точка зрения исходит из того, что значение научных понятий заключено в их способности «обнаруживать» социальную реальность, непосредственно не доступную наблюдению. Понятия вовсе не обобщают наблюдаемые частности, они действительно пробиваются к реальности, которая лежит в основе и объясняет отдельные события. Вспомним высказывание Маркса о том, что, если бы социальные структуры были даны в опыте, нужды в науке вообще не было бы. Данная позиция обозначается как реализм. Как отмечалось выше, интерес Дюркгейма к племенам арунта объяснялся не стремлением описать их специфические религиозные верования и деятельность, с тем чтобы данное описание можно было присовокупить или сопоставить с аналогичными описаниями других обществ. Цель была в другом – найти материал для иллюстрации «элементарных форм» всякой религии как универсальных или общих структур, которые характеризуют общества вообще.
И, конечно же, материал из лекции:
Реализм:
Социологические реалисты считают, что часть таких объединений по форме своего существования реальна, класс, этнос, нация, город, село и тп, а другая, часть номинальная (пассажиры, зрители, электорат). Номинальный группы создаются исследователем для удобства анализа.
Но при этом авторы могут придерживаться разного мнения насчёт реальности и номинальности тех или иных объединений
В реализм самое тёмное - это понятие реальности
Номинализм:
В зависимости от выбранного социологического подхода социальные ассоциации или группы могу считаться реальными и номинальными
Номиналисты предполагают что все социальные группы и ассоциации являются всего лишь именами для множеств реальных людей, которые сознательно или случайным образов оказываются связаными
Для них исходная точка - гомогенное общество слабосвязанных индивидов
Номинальные группы создаются исследователями для удобства анализа
При этом авторы могут придерживаться разного мнения относительно реальности и номинальности тех или иных объединений.
2. Социальное равенство и социальное неравенство.
Стратификация – дифференциация общества на иерархически расположенные слои по убыванию или возрастанию какого-либо признака.
Теория стратификации = теории социального неравенства
Неравенство – неодинаковый доступ к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. конспект
Равенство:
- равенство перед законом (легальное, формальное равенство в Западной Европе 17-18 веках). Отложено в лозунге Великой Французской революции;
- равенство исходных возможностей (каждый имеет одинаковые шансы добиться всего, чего заслужил благодаря своим достоинствам, способностям, усилиям);
- равенство положения (каждый имеет одинаковые возможности удовлетворять свои потребности, независимо от таланта, умения, способностей, образованности)
Билет 24
-
Ч.Р. Миллс. Критика эмпиризма в социологии.
В рамках абстрактного эмпиризма как общественно-научного стиля не принято формулировать какие-либо содержательные теории и выводы. В основании рассуждений эмпирика не лежит никаких новых концепций природы, общества и человека, равным образом, здесь не найти и относящихся к ним конкретных фактов. Осторожность и строгость абстрактного эмпиризма, препятствует рассмотрению важнейших проблем современности, волнующих общество и человека. Люди которые возьмутся за решение этих проблем, неизбежно обратятся к другим методам познания, чтобы определить свою позицию. С практической точки зрения абстрактные эмпирики, кажется, больше заняты философией науки, чем самими социальными исследованиями. То, что они, по существу, сделали, заключается в распространении последовательного философского воззрения на науку, которое считается, по их мнению, единственно научным методом. что круг доступных рассмотрению проблем и сама их постановка весьма жестко ограничиваются «Научным методом». Короче говоря, методология определяет проблематику исследования. Но это, в конце концов, ни к чему не ведет. Сконструированный ими «Научный метод» не является обобщением или развитием классических направлений социальной науки. Большей частью этот метод был извлечен, с некоторыми модификациями, из философии естествознания.
2. Функции социальных институтов. Р. Мертон о функциях институтов.