Файл: Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 189
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жизненные цели:
Нет особых жизненных целей.
Внешность и манеры:
От джентльмена требовались вкус и красота. Но изыск уже не требовался, должен был быть одет по своему статусу. Драгоценности не обязательны.
Отношение к деньгам:
Наблюдалась рациональность. Кидаться деньгами не должен был, но и скупым тоже не должен. Долги должен возвращать
Билет 9.
-
Социальные институты. Институционализация. Институциональный кризис.
Социальный институт – система социальных статусов и социальных ролей, а также социальных ресурсов и средств, которые необходимы для выполнения социально значимых функций.
Признаки социального института:
§ установки и образцы поведения (для института семьи — привязанность, уважение, доверие; для института образования — стремление к знанию);
§ культурные символы (для семьи — обручальные кольца, брачный ритуал; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — фирменная марка, патентный знак, для религии — иконы, кресты, Коран);
§ утилитарные культурные черты (для семьи — дом, квартира, мебель; для образования — классы, библиотека; для бизнеса — магазин, фабрика, оборудование);
§ устные и письменные кодексы поведения (для государства — конституция, законы; для бизнеса — контракты, лицензии);
§ идеология (для семьи — романтическая любовь, совместимость; для бизнеса — свобода торговли, расширение дела; для религии — православие, католицизм, ислам, буддизм).
Функции: репродуктивная, контроль за другими членами общества, регулирование использования власти и доступа к ней, коммуникация между институтами, защита от физ опасности(военные институты)
Институционализация - это процесс определения и закрепления социальных норм, правил, ценностей, статус и ролей в систему, которая удовлетворяет потребности общества, то есть возникновение социального института
Институциональный кризис – процесс падения авторитета социальных институтов из-за невыполнения основных функций. Для преодоления кризиса институт должен быть реформирован.
Институциональный кризис по своему содержанию противоположен институционализации. Он характеризуется падением авторитета конкретного института, неэффективностью исполнения основных задач, нарастанием дисфункций, ростом недоверия людей к этому институту. И хотя институциональные нормы продолжают существовать, они продекларированы и общеизвестны, но мало кто их придерживается.
2. Социальное пространство как порядок социальных позиций.
Пример таких теорий П.А. Сорокин. Социальное пространство как совокупность связей данного индивида с другими людьми внутри групп, к которым он принадлежит.
Сорокин рассматривает дифференциацию людей в иерархическом ранге по экономическому, политическому и профессиональному показателям. Может быть составлена карта, на которой зоны будут определяться объемом того или иного капитала, которым владеют индивидуальные представители общества
, и дистанции между людьми будут определяться удаленностью их расположения на этой карте. Это статический аспект пространства. Важной частью теории Сорокина является выделение динамического аспекта пространства – мобильность. Человек может перемещаться в этом пространстве.
Билет 10.
-
Фундаментальные социальные институты.
1)Экономические (все институты, которые организуют хозяйственную деятельность)
Экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности. (Институализированные экономические связи, производство и распределение благ и услуг, организация и разделение труда, собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).
2) Политические (все институты власти)
Политические институты – т.е. институты, связанные с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для них характерны мобилизация возможностей функционирования общества как целостности (государство, армия, полиция, партии).
3) Военные (законное насилие)
4) Семейные (половые отношения, рождения и социализации детей)
Институты брака и семьи связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; (семья)
5)Религиозные (коллективное почитание богов, связь между миром естественным и сверхъестественным)
Религиозные институты, т.е. такие, которые организуют отношение человека к сверхъестественными силам и вере в существование Бога или богов. (Церковь, секты, монастыри)
6) Образование (организует коммуникацию между поколениями)
Институты образования и культуры (музеи, клубы) связаны с наукой, образованием и др. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся: школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;
-
Социокультурные нормы: на примере рыцаря средневековья
Социокультурные нормы групп: на примере рыцаря средневековья.
Происхождение:
Семья рыцаря должна быть хорошего, знатного рода, как и он сам.
Деятельность:
Рыцарь не должен трудиться, он воин, а не работник. Но при этом от него требовалась большая физическая сила. Отсутствовал профессионализм.
Образование:
Образование не требовалось,
было даже странно, что рыцарь учится.
Жизненные цели:
Рыцарь всегда стремился к славе. От него требовали постоянно подтверждать её.
Внешность и манеры:
Основными признаками считались красота и привлекательность. Их должна была подчеркивать роскошная одежда и драгоценности. Доспехи также должны были соответствовать одежде.
Отношение к деньгам:
Наблюдалась щедрость. Деньги он должен был тратить и демонстрировать богатство. Долги мог не возвращать.
Социокультурные нормы придворного рыцаря:
Происхождение:
Могут встречаться представители не дворянского рода, однако в качестве совершенного придворного необходимо иметь благородные корни.
Деятельность:
Вообще не должен был трудиться. Занятия спортом считались за игру.
Образование:
Придворный рыцарь имел образование. Писал стихи, играл на инструментах и изучал языки.
Жизненные цели:
Также стремление к славе, как и рыцарь.
Внешность и манеры:
По внешности придворный рыцарь был сильно приближен к рыцарю.
Билет 11.
-
Социальные статусы предписанные и достижимые. Личные статусы.
Социальный статус - это показатель положения, занимаемого индивидом в обществе.
Предписанный статус – это статус навязанный человеку без его усилий.
1. Прирожденный — пол, раса, национальность. Эти черты обусловлены биологическими факторами, их невозможно в корне изменить самому в процессе жизни, они будут характерны для данного человека всегда.
2. Приобретенный — возраст, титул или звание, положение в семье: брат, сестра, старший, младший и др. Эти характеристики могут изменяться, но не под влиянием и не от желания самого человека.
Достижимые статусы – изначально открыты на основе конкуренции и личных усилий. Достигаемый статус характеризуется приобретенными личностью посредством ее желания и усилий характеристиками и качествами. Сюда относят, например: студент; профессор; профессия (повар, пожарный, строитель, бизнесмен, певица, блогер и др.); родитель (мать\отец); директор; собственник.
Личный статус – статус индивида в малой группе. (Пример: лидер, душа компании и т.д.). Личный статус имеет главенствующую роль для знакомых людей. Для них важны не эти характеристики, а наши личные качества, неформальный авторитет. Малая группа – это группа, в которой индивиды могут общаться между собой без посредников.
2. Понятие социального пространства у П. Сорокина.
Социальное пространство – это место, в котором происходят события, процессы и явления, которые описываются социологом. Данное понятие является основополагающим в теории П. Сорокина.
В своем труде «Социальная мобильность» 1927 года Сорокин говорит о том, что необходимо очень точным образом описать сущность того, что он понимает в качестве социального пространства и его производных. Во-первых, социальное пространство значительным образом отличается от человеческого пространства.
Люди, которые находятся рядом друг с другом в пространстве геометрическом (например царь и его слуги и рабы), в пространстве социальном отделены друг от друга колоссальной дистанцией. Также и наоборот: люди, которые находятся на далеком расстоянии друг от друга в геометрическом пространстве (например епископы, которые исповедуют одну религию, или братья) могут иметь очень тесную связь в социальном пространстве.
Спецификой понимания социального пространства П. Сорокиным являются следующие факторы:
· Социальное пространство имеет колоссальные различия от геометрического.
· Социальное пространство – это общность социальных связей и отношений, в которые вовлечен любой человек в процессе взаимодействия с окружающими людьми, а также группами и целостным обществом.
· Социальные координаты пространства данного типа могут задаваться исключительно социальными группами, и ничем больше.
· Социальные положения могут быть раскрыты исключительно через призму совокупности социальных связей человека со всеми окружающими группами.
Благодаря социальному статусу становится возможным отражение народонаселения, а не статусов человека.
П. Сорокин использует образы социального пространства в качестве вспомогательного средства для качественного отражения явлений стратификации. На сегодняшний день, идея социального пространства используется достаточно активно практически всеми социологическими школами, несмотря на то, что каждая из них наполняет этот конструкт собственными смыслами.
В результате всех исследований, в современной социологии существует соглашение о том, что вся совокупность объектов социального мира, который наполнен людьми, жившими в разных эпохах и обществах представляет собой определенный тип социальной топографии.
Социальное пространство, согласно П. Сорокину является трехмерным, что соответствует трем осям стратификационных координат: политической, профессиональной и экономической: