Файл: Билет 1 Предмет социологии, соотношение предмета и объекта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- это не только универсальная познавательная категория, но и общественный конструкт. Во времени выражается ритм социальной жизни, но при этом сам этот ритм обозначается, предопределяется временем.

Все общественные явления вершатся во времени: происходят в какое-либо мгновение или продолжаются некоторый период. Ни одно общественное явление не может быть абсолютно изолированным, отделенным от всего вокруг. Одна из форм такой связи - это последовательность поочередно наступающих друг за другом явлений (изменений, соединенных причинно-следственной связью, называется процессом). Такие последовательности имеют место на всех уровнях социальной жизни.

Явление имеет свою локализацию во времени, и время, в котором оно произошло, определяется относительно к другим событиям и явлениям как более раннее, более позднее или синхронное (то же самое).

Любое событие или явление, даже самое краткое, все равно продолжается какое-то время, совершается в определенный отрезок времени, и поэтому его можно разложить на поочередно наступающие друг за другом стадии или фазы.

Таким образом, не существует общественных явлений, которые оставались бы вне времени, и это относится к определению как того момента, в который они происходят, так и к определению их собственной продолжительности. Последовательность и продолжительность - таковы две важнейшие, фундаментальные особенности всех общественных явлений.

Третьей особенностью является то, что мы образно определяем как неумолимый «ход времени» (ощущение того, что время уходит, убегает, не может остановиться).

Четвертая особенность - это необратимость таких временных этапов, или «стрела времени», всегда показывает движение только в одном направлении. Если что-либо произошло, этого уже нельзя исключить: нельзя вернуть ситуацию назад, когда ничего этого не было.

Пятая особенность каждого социального процесса - различие между прошлым, современностью и будущим, между тем, что уже случилось, что происходит сейчас и что еще случится позднее.

Шестая особенность - это непрерывность перехода между этими тремя сферами времени - прошлым, настоящим и будущим. Будущее неуловимо и неизбежно превращается в настоящее, а настоящее - в прошлое.

Билет 18.

  1. Профессиональная стратификация в современных обществах.

Стратификация – дифференциация общества на иерархичное расположенные слои по убыванию или возрастанию какого-либо признака. К критериям стратификации относят:

По веберу: 1) Власть 2) Престиж 3) Собственность.

В современной социологии выделяют: 1) Доход 2) Власть 3) Образование 4) Престиж

Профессиональная стратификация

· Основной показатель – это профессиональный престиж. Он является субъективным показателем, т.к. выражается отношения людей к данному виду деятельности (оценка статуса общественным мнением).

· Замеряется анкетным опросом, суммируется в рейтинге (это единственный субъективный показатель, все остальные – объективные).

Таким образом, профессиональная стратификация проявляется сразу в этих двух основных формах: межпрофессиональная и внутрипрофессиональная стратификации. (П. Сорокин)

Межпрофессиональная: Иерархия основных профессиональных групп. В любом данном обществе более профессиональная работа заключается в осуществлении функций организации и контроля и в более высоком уровне интеллекта, квалификации и т.п…


Внутрипрофессиональная:

Разделение внутри каждого профессионального класса. Члены профессиональной группы подразделяются по крайней мере на три основных слоя: 1) предприниматели или хозяины, они экономически независимы в своей деятельности. 2) служащие высшей категории(менеджеры, директора..) 3) наемные рабочие.



  1. Маргинальность и маргиналы.

Маргинальность — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами

Маргинальность в ее типичной форме - это утрата объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой. 

Маргинальная среда - это область, где две культуры переплетаются и объединяют особенности обеих культур.

Маргинал — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.

Позже к маргиналам стали причислять:

1) Людей, совершивших резкое социальное перемещение;

2) Лица и группы, находящиеся в заведомо временном состоянии (заключенные в тюрьмах (не рецидивисты), военнослужащие срочной службы, безработные, студенты дневного обучения, женщины в отпуске по уходу за ребенком);

3) Находящиеся на периферии официальной социальной структуры (пенсионеры, окончившие трудовую деятельность, безработные).

Билет 19.

  1. Типы стратификационных систем.

Типы стратификационных систем (В.В.Радаев):

- Физико-генетическая

 Дифференциация со­циальных групп по "естественным", социально-демографическим приз­накам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их по­лом, возрастом и наличием определенных физических качеств - силы, красоты, ловкости.

- Рабовладельческая


Также основана на прямом насилии. Но детерминируется неравенство здесь не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. При этом определенные социальные группы со­вершенно лишены всяких гражданских и собственнических прав и, бо­лее того, наравне с вещами, превращаются в объект частной собственности. 
- Кастовая

В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет из себя замкнутую, насколько это возможно, эндогам­ную группу, которой отводится четкое место в общественной иерар­хии. Это место появляется в результате обособления особых функций каждой касты в системе разделения труда. Существует достаточно четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут зани­маться: занятия жреческие, воинские, земледельческие. Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия.
- Сословная

В этой системе группы различаются юридическими правами, ко­торые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и нахо­дятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, под обя­занностями имеются в виду обязательства перед государством, зак­репленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновную службу, другие - нести "тягло" в виде податей или трудовых повинностей.
- Этакратическая

Дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных ие­рархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, также как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с теми же фор­мальными рангами, которые они занимают в соответствующих властных иерархиях.

- Социально-профессиональная

В рамках этой системы группы делятся по содержа­нию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалифика­ционные требования, предъявляемые к той или иной профессионально роли - обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Ут­верждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипло­мов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпора­ции (профессионального цеха). 

- Классовая

Различия между группами здесь принимают экономический харак­тер. Это прежде всего различия в размерах собственности на средс­тва производства и производимый продукт, а также в уровне получа­емых доходов и личного материального благосостояния. В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам - буржуа, про­летариев, самостоятельных фермеров и т.п. - не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не переда­ется по наследству (передаются имущество и капитал,но не сам ста­тус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание ав­томатически переводит вас в более высокую группу). 
- Культурно-символическая

 Диф­ференциация возникает здесь из различий доступа к социально зна­чимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпрети­ровать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В Новое время эта роль отводи­ться ученым и партийным идеологам. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто обла­дает возможностями манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. 
- Культурно-нормативная

 Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из срав­нения образов жизни и норм поведения, которым следует данный че­ловек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (терминология, жаргон, сленг) - все это ложится в основу со­циального деления. Причем, происходит не только разграничивание "своих" и "чужих", но и ранжирование групп ("благородные - не благородные", "порядочные - не порядочные", "элита - обычные люди - дно"). 


  1. П. Сорокин о социальных группах в работе «Система социологии».

В этой работе П. Сорокин социальные группы делил на элементарные, кумулятивные и сложные. Кумулятивные и элементарные группы – это объединения в сложную социальную структуру человеческого общества.